Выксунская епархия

В поселке Фролищи Володарского района действует дискуссионный клуб «АПОЛОГЕТ»

Во Фролищенском поселковом доме культуры продолжает работать дискуссионный клуб «Апологет», организованный и проводимый благочинным Свято-Успенской Флорищевой пустыни иеромонахом Николаем (Чеботаревым). О православной вере, культурных и исторических событиях там говорят на современном языке. Клуб действует в формате кинолектория, обсуждения увиденного и общения друг с другом.

За более чем полгода были затронуты самые разнообразные темы, рассмотренные совместно с просмотром фильмов: «Жизнь, дела, оправдание» (короткометражные фильмы «6000 пунктов для неба»; «Бабочка»); «Чудесное, сверхестественное, необъяснимое» (фильм «Чудо»); «Любовь, Вера, Милосердие» (короткометражные фильмы «За имя Мое ...»; «Простая истина»); «Грех, раскаяние, покаяние» (фильм «Остров»); «Жертвенность, подвиг, служение» (фильм «Поп») и другие.

Кинолекторий проходит еженедельно. К просмотру и обсуждению предлагается актуальное, нравственное и неоднозначное кино, влияющее на умы современного общества. Все, интересующиеся кинематографом и остро реагирующие на вызовы, которые он ставит, имеют возможность поговорить об этом с позиции православного человека.

Темой воскресной встречи 5 июня стала острая проблема – «Поклонение золотому тельцу». Она находит свое выражение во многих произведениях мирового искусства – в музыке и прозе, в стихах и скульптуре.

Выражение «золотой телец» используется как символ богатства, власти золота и денег. С золотом тут все ясно, а вот почему телец? Почему не петух, не баран, не осел, не верблюд наконец? Корни этого фразеологизма в Священном Писании. Еврейский народ долгое время был в египетском рабстве, и, разумеется, не мог не позаимствовать некоторые обычаи и манеру поведения у своих хозяев. А египтяне были отчасти скотоводы по роду занятий и язычники по верованиям. Символом богатства и достатка у них был скот. Вот они и поклонялись скоту как источнику питания и быку, (то есть тельцу), как вождю коровьего племени, который в их глазах олицетворял сильного предводителя своего стада. Вспомним, что латинское слово «пекуниа» – «деньги» – одного корня, что и «пекус» – «скот». Со временем золотой телец стал синонимом богатства – золотым кумиром.

В качестве иллюстрации были выбраны фрагменты из мультфильмов «Золотая антилопа», «Библия для маленьких». Обсуждалась картина французского живописца, основателя стиля «классицизм» Никола Пуссена (1594-1665) «Поклонение золотому тельцу», которая была задумана художником как парная картина к «Переходу через Черное море» (1633-1634, Национальная галерея Виктории, Мельбурн).

В беседе вспомнились и слова из Гете «Фауст. Ария Мефистофеля: «На земле весь род людской / Чтит один кумир священный, /Что царит над всей вселенной: / Тот кумир — телец златой».

После просмотра фильма «Иудушка Головлев» (реж. А.В. Ивановский, 1933 г.) все единодушно согласились со словами американского поэта Уолта Уитмена (1819-1892), который писал: «Нажива» – вот наш современный дракон, который проглотил всех других». Это справедливо и сегодня. Дракон наживы по-прежнему безраздельно господствует в мире и для многих является единственным божеством.

Еще в первой русской энциклопедии говорилось: «Многие люди тщатся обрести богатство насильно, отнимают землю, собирают золото, жемчуг, другие камни. А составитель этих книг не искал ни бисеру, ни злата. Ибо он знает, что все богатства на земле истлеют, и только духовная мудрость пребывает вечно».

Текст и фото Татьяны Ковалевой.  При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 06.06.2016

comments powered by HyperComments