Выксунская епархия

«Церковь в судьбе молодых: взгляд в будущее»

 

Мой доклад обозначен как «Церковь в судьбе молодых: взгляд в будущее». Хочу сразу оговориться, что я понимаю под словом Судьба, чтобы не было двусмысленности и недопонимании. Для меня судьба – это полное раскрытие Образа и Подобия Божия. И конечно наша работа предполагает последовательную и системную деятельность по раскрытию этого Образа. И если мы запустим этот механизм, то убеждения молодых будут верной направленности.

Сегодня на молодых оказывается воздействие не только в плане их духовной составляющей, но и инстинктивного начала, которое в современной системе является важным проводником информации. Не секрет, что в молодежной среде идет, среди прочего, целенаправленная пропаганда отделения человеческой личности от плотской чистоты. Все чаще мы слышим лозунги: «в жизни нужно попробовать все», «бери от жизни все» и им подобные. Думаю, вывод понятен: молодежь — это первый план борьбы не только за будущее самих молодых людей, но и за будущее человечества. Поэтому сегодня всем нам необходимо объединить свои усилия в противодействии этим явлениям и, если хотите, стать голосом совести общества. Именно поэтому молодежная тема в Церкви сегодня не просто в приоритетах, а самая основная, направленная на создание притягательного образа таких понятий как доброта, милосердие, любовь (в правильном ее понимании) и сила духа.

В связи с этим, каждый из нас задается вопросом: КАК это реализовать? Считаю, что это возможно только при условии точечного подхода к решению отдельной проблемы индивидуально с каждым пришедшим к нам. Если молодые люди, утверждаясь в Истине и возрастая, осмысливают свои проблемы сообразно и совместно с Церковью, они постепенно становятся «закваской, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф. 13:33).

Всем нам приходится встречаться с разной молодежной аудиторией как по возрасту и группам интересов, так и по отношению к Православию. Поэтому и работа должна вестись с учетом особенностей отдельно взятой группы.

В Выксунской епархии сложился опыт работы с разными категориями молодых людей:

1 категория: негативно настроенные по отношению к Православной Церкви. При работе с такими людьми необходимо вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4) и, вместе с тем, личным примером свидетельствовать о глубине своей веры. У нас сложилась практика проведения бесед и встреч со старшеклассниками и студентами ССУЗов и ВУЗов: в большей степени это те, кто нашел что-то похожее на истину в интернете или услышал от сверстников. Диалоговая среда, как правило, хорошо выстраивается при обсуждении каких-либо актуальных проблем. Поэтому и создаются открытые дискуссионные клубы и еще одна используемая в нашей епархии форма – видеолектории или видеоклубы. Такую форму работы сегодня в Выксунской епархии активно применяют в 4 благочиниях: вПавловском и Чкаловском – встречи проходят на приходах, в Ардатовском и Выксунском благочиниях на базе ССУЗов. На этих встречах молодые люди знакомятся с традициями православной семьи, Священным Писанием и Преданием Церкви; рассматривают вопросы ложных представлений о Церкви в обществе и обсуждают новое в молодежной среде. Могу сказать, что нам необходимо быть доступными, уметь отвечать на самые сложные вопросы, и тогда молодые люди поменяют свою позицию по отношению к Церкви. Лично знаю около десятка молодых людей в Выксе, которые после таких встреч пришли в храм и начинают свой духовный путь.

2 категория: это выбравшие другие христианские конфессии или другие традиционные религии, но сохранившие уважительное отношение к Православию и не отрицающие возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии, противодействия наркомании, «групп смерти» и других). Как правило, работа с этой категорией выстраивается, исходя из разовых мероприятий, позволяющих обратить внимание на другую точку зрения. Случается и так, что после их проведения молодые люди задаются вопросом: «Почему существует другая точка зрения?» и начинают поиски через обращение к духовному наследию Православной Церкви и находят ответы. В Выксунской епархии на различных уровнях (благочинническом, епархиальном) ежегодно проводится около 200 мероприятий с участием молодых людей: это и Сретенские балы, фестиваль «Княжий берег», спортивные соревнования на Кубок Вознесенского благочиния по легкой атлетике и гиревому спорту, Трудовой десант «Забытый памятник», Епархиальные детско-юношеские Сретенские чтения, конкурсы исследовательских работ, круглые столы, семинары и другие формы.

3 категория: невоцерковленные, равнодушно относящиеся к Православию или к религиозной жизни в целом. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение неверных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к духовному и нравственному развитию. Нередко для этой категории молодых представители Церкви становятся людьми, открывающими нравственные жизненные ориентиры, где важно говорить не о высокой догматике Церкви (их это мало интересует), а о пользе нравственных поступков и опасности безнравственных. И здесь важно выстроить именно просветительскую работу, обозначенную еще апостолом Петром: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10).

4 категория:невоцерковленные, в целом позитивно относящиеся к Православию. Здесь наиболее подходящим является вовлечение молодых людей в различные формы досуговой или творческой деятельности, совместимые с православной духовностью, где важно выстраивать диалог на основе ИХ интересов: от экскурсионной поездки до секции парапланиризма и кайтинга. При такой форме работы нужен по настоящему горящий человек: у нас этим занимается отец Валентин Марков, организовавший уже несколько молодежных встреч; под его же руководством работают «Школы женихов и невест» и «Школы молодых семей», практикуемые уже второй год в г.о.г. Выкса и первый год в г. Павлово. Надеемся, при активной поддержке муниципальной власти и благочиний эта площадка, принесет свои плоды в духовно-нравственном становлении семейных отношений.

Однако важно отметить, что не могут быть применимы формы работы, противоречащие Православию и нравственности (например, секция йоги, занимаясь которой, как известно, необходимо принять философию и принципы религиозной традиции индуизма).

5 категория: недавно пришедшие к православной вере (так называемые неофиты), мало знающие церковную жизнь и основы Православия, но переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. В работе с такими необходима катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, и вовлечение их в практическую деятельность общины под руководством опытных людей.

В Павловском благочинии Выксунской епархии на сегодняшний день выстроена подобная программа проведения катехизаторских курсов, которые заканчиваются сдачей зачёта. В Благовещенском, Вачском, Вознесенском, Выксунском, Кулебакском, Павловском, Сосновском и Чкаловском благочиниях действуют объединения и воскресные школы для взрослых по изучению Священного Писания и Истории Церкви, которые насчитывают около 400 человек. Конечно, это «капля в море», но многие из них сегодня находятся еще в стадии становления и, думается, в будущем принесут свои результаты.

6 категория:воцерковленные, различающиеся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви, для которых необходимо разработать различные формы участия в церковном и общественном служении, а также устранить барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию; а также способствовать реализации молодежных инициатив и проявлению личной активности.

Важным для православных молодых людей является правильное определение и отношение к лидерству, которое должно быть служением любви, где исключается всякое «себялюбие»: «Возлюби ближнего своего», т.е. помогай, будь активным к тому, кто с тобой рядом, кто нуждается. Именно такие сегодня – в активе молодежного движения Церкви и именно они организуют работу со всеми перечисленными аудиториями. Благодаря деятельности этой категории молодых людей происходит тесная связь между Церковью и другими общественными институтами, особенно в вопросах социальной работы и благотворительности, а также семейных ценностей, в частности свое отражение это имеет в волонтерской или добровольческой деятельности. В Выксунской епархии существует 4 таких объединения:

- молодёжное объединение «Служение» при храме Воздвижения Креста Господня в с. Большое Окулово г.о.г. Навашинский;

- молодежное объединение имени святителя Игнатия Брянчанинова Чкаловского благочиния;

- добровольческое молодежное движение «Милосердие» при храме святителя Николая Чудотворца в городе Кулебаки;

- молодежное волонтерское движение «Милосердие» при Покровском Храме города Павлово.

Одна из проблем здесь – отсутствие специальных знаний и навыков по организации молодежного служения, которые могли бы быть сформированы в ходе проведения различных семинаров по подготовке организаторов молодежного служения. Нужно признать, что Церковь сегодня как никогда нуждается в квалифицированных кадрах во всех областях церковной жизни.

Конечно, выше обозначенные категории условны. Могу сказать, что несколько из вышеперечисленных объединяют собой молодежные организации, такие как Военно-патриотический клуб «Клеоника» пос. Вознесенское, Выксунская общественная военно-патриотическая организация «Православные витязи», Национальная организация витязей и другие. Сегодня подобные объединения начинают активно развиваться благодаря заложенной в них духовности, нравственным ориентирам, системе личностного роста и в то же время соборного (семейного) духа, поэтому их необходимо всячески поддерживать и развивать. В Выксунской епархии в общей сложности около 500 человек состоит в таких организациях.

К слову сказать, существуют и другие формы деятельности:

1) С помощью проведения миссионерских богослужений, внебогослужебных молодежных собраний, а также путем создания условий для продолжительной беседы на духовные темы (подготовка к исповеди, причастию) с опытным в молодежных проблемах священником молодые люди приобщаются к литургической жизни и воцерковляются.

2) Специализированная помощь молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей, активно развивается благодаря отделу по церковной благотворительности и социальному служению епархии. Важно помочь молодым получить ответы на волнующие их вопросы о вере и церковной жизни, а также помочь им разрешить семейные, психологические и другие проблемы. Выполнению этой задачи может способствовать тот факт, например, что у нас в епархии есть священник, имеющий медицинское образование и давно практикующий работу с зависимыми и созависимыми, который проводит консультации, ведет программы по реабилитации пострадавших от алкогольной и наркотической зависимости.

3) Апробированная система взаимодействия с молодежной аудиторией – это молодежные советы, позволяющие планировать деятельность, снимать обратную связь и реагировать на новые вызовы времени. В нашей епархии эта система получает второе дыхание: в 2018 году первое заседание совета запланировано на 15 января. Надеемся, что такая форма взаимодействия молодежи и Церкви будет выстроена на уровне митрополии, где представители всех епархий могут собираться хотя бы раз в полгода.

Конечно, будущее зависит не от форм, а от содержания, которое всем нам необходимо прорабатывать и продумывать. К сожалению, бывают мероприятия «ради мероприятия», т.е. пустые по содержанию, но эффектные по форме. Это подобно конфете-муляжу: красивая обертка, а внутри пустота. Хотелось бы в дальнейшем уйти от подобного. Поэтому работа должна стать системной, где мероприятия и проекты связаны между собой общей концепцией.

И как сказал на III Сретенских встречах православной молодежи в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Задача Церкви – обращаться даже к тем, кто в духовном смысле является глухонемым, уповать на волю Божию, помнить, что ни красноречием, никакой миссионерской технологией не достичь человеческого сердца. Человеческого сердца достигает Божия благодать. Но она достигает этого сердца через людей, через религиозный опыт, который часто возникает в контакте с носителями религиозных знаний». Желаю всем нам стать носителями именно таких знаний.

 

Материал предоставлен отделом по делам молодежи Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна