Выксунская епархия

«Состояние казаться, а не быть, и есть состояние фарисея»…

17 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова, расположенном в городе Выксе. Его Преосвященству сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин и ректор Выксунского православного духовного училища иерей Павел Шитихин. На литургии молилось большое число прихожан. По окончании богослужения управляющий епархией обратился к собравшимся с проповедью:

«Cегодня мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Каждый раз, слушая Евангелие, нам необходимо вновь и вновь осмысливать его для себя. Мы можем задать себе вопрос – а кто мы, мытари или фарисеи? Что такое фарисейство? «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12). Это состояние казаться, а не быть, и есть состояние фарисея – лицемерие и лукавство, за что Спаситель всегда укорял жесткими обличениями. Фарисеи были славолюбивые, властолюбивые, любили, чтобы их почитали люди, любили роскошествовать, занимать первые места на пиршествах, а внешне соблюдали форму благочестивой жизни. Сердце их действовало по страстным стихиям, отчего становилось злым. Оно было неспособным к милосердию, смирению и изменению. И вот приходит Христос, никому не известный сын плотника, и люди идут за Ним. Какая страшная зависть, какой страшный гнев рождается в фарисеях, и даже решимость убить самое святое – саму Любовь. Вот что может родиться в сердце лицемерного, лукавого человека – убить любовь, сначала в себе, а потом и в других.

Это состояние, к сожалению, может быть присуще и нам, если мы будем неправильным постом поститься, поэтому эта неделя сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет именно потому, чтобы никто из нас не кичился своим постом. Начнем внутренне готовиться к Великому посту, к покаянию и изменению себя. Но пост – это только первая ступень к тому, чтобы нам научить свое сердце воздерживаться от всякого зла: от лукавства, лицемерия, стремления что-то исполнять внешне, а сердце свое оставить в покое. Но именно это самое трудное – обуздывать свое сердце. Помните, что сказал архидьякон Стефан синедриону, который судил его: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян., 7:51). А они «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» и набросились на него (Деян., 7:54) . Не дай Бог нам стяжать такое состояние и услышать такие обличительные слова. Поэтому Церковь предупреждает: постясь и неся свои подвиги, старайтесь стяжать самую главную добродетель – смирение, состояние мытаря, который не смел глаза вознести на небо, считая себя недостойным, а бил себя в грудь и говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18:13). Эта молитва впоследствии стала основой для молитвы иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Когда человек осознает силу Божию, без которой невозможно победить ни одну страсть и ни один грех, без которой невозможно исправить себя, он осознает свою немощь, глубину своего падения и насколько грех сросся с его природой. В этот момент и рождается смирение».

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 17/02/2019.