Выксунская епархия

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в состав двунадесятых праздников и отмечается 4 декабря.

Из слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии:

«С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий - Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба». Представим, что Той, Чей светлый лик мы видим сегодня на иконах, - три года. И родители впервые приводят её в Иерусалимский Храм. Всех когда-то впервые приводят в храм. Но то событие предопределило не только жизнь Девы Марии, но и в некотором смысле всю нашу жизнь. 

О празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы рассказывает благочинный Выксунского округа протоиерей Дмитрий Колоколов:

- День Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуется Русской Православной Церковью 4 декабря по новому стилю, 21 ноября – по старому. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть тех двенадцати праздников, что отмечаются особо, отличаются красотой богослужений и некоторыми послаблениями в трапезе (праздник Введения во храм приходится на Рождественский пост – разрешено вкушение рыбы). 

Молящимся о даровании дитя

- Все учение Православной Церкви созидается на Священном Писании и Священном Предании. О событии Введения во храм упоминания в Священном Писании нет, только в Священном Предании.

Оно гласит и о благочестивых родителях Девы, Иоакиме и Анне. Они были очень благочестивыми, вели богобоязненный образ жизни, соблюдали все заповеди: хранили субботний день, отдавали десятую часть своего дохода храму и людям нуждающимся, совершали все положенные молитвы. Но, к глубокому сожалению, у них, проживших пятьдесят лет в браке, детей не было, хотя и молили они Господа о том, чтобы Он даровал им дитя. Даже был такой случай, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм принести положенную жертву, первосвященник не хотел её принимать. Он объяснял это тем, что Господь за что-то гневается на Иоакима, в течение полувека не давая ему детей. К чему такая жертва? Расстроенный Иоаким по дороге домой встретил одного еврея, который также его укорил, предположив о существовании каких-то тайных грехов у Иоакима и Анны. Иначе за что бы Бог их так наказал?

В порыве отчаяния Иоаким дал обет самому себе и удалился в пустыню на сорок дней, где держал строгий пост, причем строгий – не в нашем понимании, не так, как мы сегодня постимся. Он не ел даже хлеба, проводя все время в молитве. Жена его Анна тоже постилась. И вот Господь дал им долгожданное чадо. Когда девочка родилась, они пообещали, что посвятят ее Богу.

Об особом наитии Святаго Духа

- В тот день, когда мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы, мы отмечаем день исполнения ими обещания. Когда младенцу Марии исполнилось три года, родители привели Ее в Иерусалимский храм. Они не просто пришли, как мы со своими детишками ходим; собралась вся родня. Дитя готовили к этому событию, много о нем говорили. Собрались и сверстницы Девы Марии. С зажженными светильниками, с пением псалмов, все пошли в Иерусалимский храм. Родители поставили Деву Марию на первую ступень храма, но по всем пятнадцати ступеням, символизирующим пятнадцать степенных псалмов, Она поднялась уже сама. И, как мы воспеваем на вечернем богослужении в канун праздника Введения во храм, даже ангелы удивились тому, что произошло, потому что Дева Мария, по особому наитию Духа Святаго, вошла во святая святых, куда не то, чтобы священникам и мирянам, а первосвященнику было дозволительно входить всего лишь раз в год. Первосвященник увидел в этом особое действие благодати Божией. И Дева Мария, до достижения Ею пятнадцатилетнего возраста, осталась при храме.

О житии при храме

- Мы не можем знать наверняка, каковы были Ее занятия там, исторических свидетельств тому не сохранилось. Как говорил блаженный Иероним, знать о том может один лишь Господь и тот архангел, который ее охранял. Но мы знаем из истории, которую нам передает Иосиф Флавий, те девы, что жили при храме, каждодневно пребывали в молитве, чтении и изучении Священного Писания и рукоделии. Как мы знаем, плодом этого рукоделия стал пояс Пресвятой Богородицы, который недавно привозили в Россию с тем, чтобы православные могли поклониться святыне.

Дева Мария в храм вошла не просто так. Вот давайте возьмем ребенка, поставим его на ступени – не каждый в храм пойдет. Она с детства готовилась к тому, чтобы быть в храме, родители ее на это настраивали.

О школе молитвы

- В этом празднике для каждого есть особое значение: значение молитвы и значение изучения Священного Писания. К глубокому сожалению, обычно мы молитвы совершаем, будто бы торопясь куда-то, наспех, не вникая в их смысл. Правильнее это было бы назвать не молитвой, а простым чтением. Что касается Священного Писания, каждый православный христианин должен его изучать, особенно Святое Евангелие и послания святых апостолов, для того, чтобы мы знали и о Боге, и о том, что надо исполнять для того, чтобы очиститься духовно и приблизиться к Богу.

Что есть молитва? Церковь знает три вида моления: прошение, благодарение, славословие. Молитва – это беседа с Богом, когда мы, читая слова из молитвенника, стараясь вникнуть в них, и, имея чувство раскаяния, обращаемся к Богу либо за тем, чтобы Он исполнил наше прошение, либо за тем, чтобы Он простил нам наши грехи. Люди часто говорят о том, что не понимают слова молитвы. Стоит ли в таком случае читать их? Надо пытаться вникнуть. Если, например, мы откроем учебник физики или химии, то не сразу поймем, о чем там идет речь. Или возьмем обучение детей в школе: ее полный курс занимает целых десять лет. А школа молитвы занимает всю жизнь. И для прохождения ее мы, прежде всего, должны всем сердцем обратиться к Богу. 

А если молитва непонятна совсем? Аналогия из окружающего мира: допустим, мы приходим в лес за грибами или за ягодами. На пути – болото, через которое ведет тропа. Мы ведь не станем протаптывать новую, свою тропку, а пойдем по той, что до нас протоптало, возможно, не одно поколение людей. То же и в духовном мире: молитва – это та тропа, которой шли поколения и поколения. И нужно попытаться понять: к кому мы обращаемся, что мы просим и что мы читаем? Тогда молитва обретет для человека смысл.

О Священном Писании

- То же касается и Священного Писания. Это не просто книга, которую прочтешь и закроешь. Как говорил Феофан Затворник, прочитав в Писании несколько стихов или глав, следует выявить для себя основную мысль в прочитанном. «Хорошо, когда какое займет всю душу. С ним можно ходить весь день, держа его в памяти» (Письма о христианской жизни), по возможности, применяя в жизни. Это нужно, это важно для понимания Священного Писания. А когда мы относимся к нему, как к обычной книге, классического ли автора, современного детективиста ли, то… Священное Писание – это Слово Божие о любви Бога к человеку. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»  (Иоанн 3:16). Если мы к этой книге, особенно к Евангелию Нового Завета, будет относиться, как к святая святых, тогда и воспринимать все будем так, как нужно.

О воспитании своим примером

- Родители сегодняшние, конечно, должны учить своих детей. Как? Только личным примером. Надо рассказывать детям о молитве, о том, что такое храм, о тех богослужениях, что там совершаются. Сегодня достаточно информации повсюду, можно подобрать ее подходящие варианты для изложения детям. И, разумеется, не только рассказывать, но и делать. Если причащать только ребенка, а самому не причащаться, рано или поздно он спросит: почему так? Почему только я?

Яблоко от яблони далеко не падает, и родители должны стать путеводной звездой на той дороге, по которой пойдет ребенок. Если наши дети будут видеть наше отношение к храму, к людям, то, что мы стремимся к молитве, а не нехотя идём в храм – знаете, как бывает? Проспали, опоздали… Если готовиться загодя, если с вечера предупредить ребенка о том, что завтра – в храм, рассказать об истории праздника. Надо, чтобы дети готовились пойти в храм, чтобы понимали, зачем они туда идут, что такое храм вообще. Туда ходят не развлекаться, не играть в игрушки. Конечно, сначала будет тяжело, особенно длительные богослужения трудным покажется выстаивать. Но, если постепенно, сначала на пятнадцать минут зайти перед причастием, потом на двадцать и так далее, все получится. И – к храму надо относиться, как к святыне, а не как к обычному зданию, куда заходишь, получаешь все, что тебе нужно и выходишь. Если родители смогут быть примером, тогда и дети будут воспитаны в православной вере.

О пути, занимающем всю жизнь

- Надо быть со своим ребенком. Вот и Дева Мария не была в храме предоставлена самой себе, она пребывала под наблюдением священников и дев, которые тоже посвятили свою жизнь Богу и храму, она никогда не оставалась одна.

При этом следует помнить такие слова: невольник – не богомольник. Надо, чтобы дети сами хотели ходить в храм, заставлять не стоит. Надо, чтобы дети добровольно туда стремились. Могу привести личный пример. Мой отец никогда не заставлял меня ходить в храм. Но я шел туда всегда. Во-первых, потому что хотел подражать отцу, это, наверно, свойственно почти всем детям. Во-вторых, мне нравилось происходящее в храме, оно казалось мне какой-то тайной, которую хочется приоткрыть. И, как выяснилось, не просто казалось. Я уже 17 лет служу в священническом сане, но каждый день открываю эту тайну в новом и новом ракурсе. Каждый день открывается что-то новое: и в богослужении, и в чтении Священного Писания, и в молитве. На обучение молитве может уйти вся жизнь. На путь от падшего человека к новому, стремящемуся к Богу, старающемуся жить по Его заповедям, тоже может уйти вся жизнь (на борьбу с самим собой, с падшим человеком в себе).

Об участии в общем деле

- Родители должны не заставлять, а наставлять детей. Результаты, безусловно, будут. Появится духовная тяга к Богу. Моя старшая дочка, ей 15, уже самостоятельно, осознанно решает, когда ей идти к причастию. Неудивительно: регулярно причащающийся человек, когда по каким-то причинам лишается этого, ощущает некую духовную пустоту, потребность воссоединиться с Богом.

Важно и то, чтобы ребенок понимал, что в храм он идет не к батюшке, а к Богу. Находясь в храме, мы участвуем в совершающемся богослужении. Главное богослужение православной церкви называется литургия, что в переводе с греческого языка означает «общее дело».  Оно совершается по молитвам всех, находящихся в храме, участвующих в нем. Если объяснить ребенку, он будет особенно к этому относиться

О надежде

- По роду деятельности мне приходится встречаться с людьми молодыми и не очень, которые в отчаянии, не имея детей, когда медицина уже не может помочь. Остается только надежда на Бога, и они идут в храм. Нужно брать пример с Иоакима и Анны, благочестивых родителей девы Марии, обращаться к ним как к ходатаям за нас перед Богом.

«А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 04/12/2013