Выксунская епархия

«Господь не простит нам наши грехи, если мы не простим тех, кто согрешает против нас»…

5 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова города Выксы. Его Преосвященству сослужили клирики собора.

По окончании литургии управляющий епархией обратился к присутствующим в храме с проповедью, в которой разъяснил смысл прочитанного за богослужением евангельского отрывка о немилосердном должнике (Мф., 77 зач., XVIII, 23-35):

«У одного царя был должник, которого призвали для того, чтобы отдать долг. Сумма равнялась десяти тысячам таланов. Это огромный долг и отдавать его было нечем. И царь сказал ему: «Ну что ж, тогда все продавай, и жену, и детей, – надо рассчитываться». Должник стал умолять его подождать, уверяя, что все отдаст. Но царь понимал, что отдать такой долг невозможно. Обычный смертный человек не сможет заработать такую сумму, чтобы затем отдать, всей жизни на это не хватит. И тогда царь умилосердился над ним. Он не отсрочил долг на какое то время, а все простил, как будто его и не было. Можно представить радость должника. Он шел от царя и, идя по улице, увидел человека и вспомнил, что тот должен ему какую-то незначительную сумму денег. Тогда он приступил к нему и стал душить, говоря: «Отдай мне долг!». Этот должник точно так же просит себе милости: «Потерпи, я все отдам тебе». Но тот не захотел его прощать, не захотел даже слушать, а повелел отдать его истязателям, людям, которые посадили его в долговую яму. В древности были такие ямы, выбраться из которых было невозможно. Время от времени туда спускали что-нибудь – только для того, чтобы должник не умер от голода и жажды. У него все изымалось, продавалось, проценты шли. Если он не мог расплатиться, то оставался сидеть в яме до конца своих дней. Таким страшным было наказание, с одной стороны, для должника, с другой – в назидание всем, кто неразумно берет в долг, а потом не хочет его отдавать.

Но о случившемся узнали друзья наказанного и доложили царю. Тот, призвав немилосердного должника, сказал: «Злой раб! Я весь огромный долг простил тебе, потому что ты упросил меня. Почему же ты не помиловал того человека, как я помиловал тебя?». На этот раз должник был посажен в темницу, то есть его наказали так, как надо было наказать. И Господь говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

Да, действительно, прощать хотя и сложно, но нужно. Не хотим прощать от гордости, потому что очень любим себя. Апостол Павел говорит, что «корень всех зол –сребролюбие» (1Тим., 6.10), но вот начало всех зол для человека и человечества – себялюбие. Из себялюбия возрастают гордость, тщеславие и другие страсти; все от любви к себе, родному и драгоценному. И вот Господь призывает нас, чтобы мы вспомнили о Нем, о Творце, каждый день дарующего нам неисчислимые блага, наделяющего человека всем, что мы видим, осязаем, вкушаем, чему мы радуемся и кого любим. В благодарность нам надо следовать Его заповедям. Но естество человеческое, к сожалению, вместо любви к Богу выбирает любовь к себе. Естественно, что тогда умаляется и любовь к другим, и любовь к Богу. Так уж устроено человеческое сердце – или оно дает, или оно берет, где-то посредине ему сложно определиться. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф., 6:24). Эта притча учит нас оказывать милость всем, кому мы можем ее оказать.

Она, конечно, и о прощении обид. Апостол Павел говорит: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф., 4:26). Именно поэтому в монастырях есть чин прощения. На Руси у благочестивых мирян был такой обычай: просить друг у друга прощения перед сном. Родители просят прощения у детей, дети – у родителей, муж – у жены, жена – у мужа.

Мы читаем молитву «Отче наш», а там есть такие слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»... Мы ее уже «на автомате» читаем, не задумываясь повторяем эти слова. А ведь Господь не сможет простить нам наши бесчисленные грехи, если и мы не простим тех, кто согрешает против нас. Поэтому, если кто-то имеет вражду, раздражается, находится в неприятии с кем-то, то он не должен читает эту часть молитвы, пока не примирится. Ему даже причащаться нельзя. Мы надеемся, что Господь простит нам грехи, а сами кого-то не хотим прощать. А это необходимое условие, чтобы приступить к любому таинству. Дай Бог нам всегда об этом помнить, быть милосердными, потому что милосердных любит Господь. Он прощает нам бесчисленные согрешения. В этом смысле у нас огромный долг перед Богом, который покрыть какими-то своими добрыми делами невозможно. Мы живем и спасаемся исключительно по милости Божией. Помоги нам, Господи, хранить милость, всех прощать и питать в своем сердце надежду, что если мы прощаем, то и прощены будем».

В этот день во всех храмах епархии совершались молебены о сохранении творения Божия.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 05/09/2021.