Выксунская епархия

«Каждый из нас – это образ Божий, и в каждом человеке мы должны видеть свет лика Христова»…

15 августа, в Неделю восьмую по Пятидесятнице, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова города Выксы. Ему сослужили благочинный Благовещенского округа (Володарский район) протоиерей Алексий Шлячков и клирики собора.

По окончании литургии управляющий епархией обратился к присутствующим в храме со святительским словом:

«Сегодня Святая Церковь вспоминает чудо насыщения пяти тысяч человек (Мф., 58 зач., XIV, 14-22). Это событие произошло после того, как Господь насытил словом о Царствии Божием всех тех, кто мог это воспринять. Это слово известно под наименованием Нагорной проповеди, наиболее широко изложенной в евангелии от Матфея. В ней сосредоточено все нравственное и духовное учение Спасителя – краткое изложение того, что Бог желает видеть в нас. В евангелии апостола Луки тоже содержится Нагорная проповедь, но там она изложена кратко. Надо понимать, что Господь Иисус Христос учил народ целый день, и люди изголодались. Тогда заботливый, чуткий, любящий Бог и человек их накормил.

Это чудо многих очень поразило и, как мы знаем из евангелия от Иоанна, когда люди искали Господа Иисуса, после Его перехода по Галилейскому озеру, они спрашивали: «Как ты сюда пришел?», потому что в лодке с учениками, отплывающими от берега, они его не видели (Ин. 6:25). Он отвечал им: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26). Людям важнее всего именно это – чудо материального воплощения. Они были голодные, а стали сытыми. Они поняли, что этот человек всегда сможет чудесным образом насытить всех. Как хорошо было бы иметь такого человека всегда рядом, и желательно, чтобы он был царем, чтобы всегда мог накормить всех. В те времена из-за неурожая люди умирали даже в засушливые сезоны. Но Господь обращает внимание на то, что именно Он и есть Хлеб Жизни (Ин. 6:51).

Человек – существо духовное, и не хлебом одним будет жить он, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). В наше время люди не сильно изменились. Они, прежде всего, ищут материального, всего того, что касается этой земной жизни. Если они болеют, то просят здоровья, если имеют нужду материальную, кредиты, сложности с работой, то просят разрешения этих проблем. Все это понятно и естественно. Но часто бывает так, что люди забывают о главном. Просят ли они, чтобы Бог исправил их сердца, чтобы они перестал осуждать, гневаться и клеветать, или, малодушничая, соглашаться с клеветой, боясь обидеть человека, согласно кивая головой, хотя внутри не соглашаясь с этим, понимая, что тот человек, о котором говорят, совсем не таков. Способен ли я простить? Желаю ли я простить? А если не получается у меня простить человека, то прошу ли я Господа помочь мне в этом? Апостолы ведь говорили, что наше сердце расширено, оно вмещает всех, а мое сердце такое узкое, что даже не может вместить человека, который живет рядом со мной, с которым я разделяю кров и пищу. А ведь это мой родной человек, а сил не хватает, чтобы терпеть его характер сложный и его немощи.

Вот этого нужно просить у Господа. И когда Бог видит, что мы просим духовного и прилагаем усилие к этому, то  обязательно нам помогает и дает некую духовную силу, называемую благодатью, которая помогает преодолевать немощи и недостатки нашего сердца. И оно начинает умягчаться. Это именно тот хлеб, который Господь всегда готов нам дать, и дает, если мы действительно этого просим. Конечно, Бог очень милостивый, и часто дает нам то, чего мы просим в плане житейском. Мы ведь состоим из тела и имеем определённые потребности земной жизни, но «о едином на потребу» Господь нам постоянно напоминает, и об этом мы всегда должны думать.

Сейчас начался уже Успенский пост. Хоть это и строгий пост, но в нем есть два праздника. Вчера было Изнесение Креста Господня, чтобы нам напомнить о том, что христианин должен нести свой крест и ношение это должно быть добровольным. Часто мы стараемся снять его с себя и, вместе с тем, ответственность за свое спасение. Но, нужно нести свой крест, с готовностью принимая скорби и болезни, так как другими путями мы не можем спасатись, как об этом говорил святитель Игнатий Брянчанинов. Если мы так себе положим на сердце, то Господь ослабит эту тяжесть. Он не даст нам испытаний больше, чем мы можем перенести. В молитве «Отче наш» мы читаем – «но избави нас от лукавого» (Мф. 6:13). Это значит, не попускай нам тех искушений, которые выше наших сил и духовных возможностей. А бывает так, что человек считает посланные ему испытания выше предела, что он старался, а Господь не дал сил. Это не так, просто мы не были столь решительны, сколь было необходимо для того, чтобы это нести. А когда Господь увидит нашу решимость, то и силы даст. Один монах, живущий в Псково-Печерском монастыре (этот случай описывается в книге «Несвятые святые»  митрополита Тихона (Шевкунова),  говорил: «Бог не любит боязливых». Бог, конечно, всех любит, но нам понятна эта метафора – Он не будет благоволить тем, кто не имеет решимости. Поэтому, прочитанное сегодня за богослужением евангельское чудо насыщения пяти хлебами, должно нас подвигнуть в дни Успенского поста к тому, чтобы мы встряхнулись и помнили о едином на потребу. Господь желает, чтобы мы как можно больше старались быть милосердными. Мы очень много грешим. Милостыня очищает человека, умягчает его сердце. Тем самым он легче освобождается от грехов. Это очень важно. Наш Господь кормил всех – и праведных, и неправедных, и тех, кто кричал Ему «Осанна», и тех, кто кричал Ему «Распни Его». Он ко всем был милосердным. Солнце восходит над праведными и над неправедными (Мф. 5:45). Так что будем подражать нашему Господу, не будем разбирать, кто достоин нашего внимания и милосердия, а кто нет, ведь каждый из нас – это образ Божий, и в каждом человеке мы должны видеть свет лика Христова».

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 15/08/2021.