Выксунская епархия

«В «Лествице» открывается нам во всей силе любовь Божия»…

26 марта, в воскресенье четвертой седмицы Великого поста, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавил Литургию св. Василия Великого в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Выксе. Его Преосвященству сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Димитрий Колоколов и клирики собора. На Литургии молились многочисленные прихожане, многие из которых причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения епископ Варнава обратился к пастве с архипастырским словом. Проповедь его была об Иоанне Лествичнике, игумене Синайской горы, которому посвящена четвертая седмица Великого поста. Владыка рассказал о нем как о составителе удивительной книги, значение которой непреходяще для каждого из нас:

- Книга «Лествица» – бесценное сокровище, которое вмешает в себя очень важные мысли, образы, умозаключения, отражающие универсальный, имеющий силу закономерности опыт аскетической жизни преподобного Иоанна Лествичника.

Как воин, как стратег он писал о том, что добродетели, связанные между собой, ведут нас по лестнице от одной ступеньки к другой к духовному совершенству, к соединению с Богом. С другой стороны, он показал, как греховные страсти, также связанные между собой, могут ввергнуть человека в погибель. Он описал все вехи этого пути, все опасности, которые могут подстерегать подвижника. Самое главное, он показал, что путь восхождения на эту гору духовную высоты добродетелей хоть и труден, но необходим для каждого из нас. Книга написана не только для монахов, она предназначена для каждого мирянина, и в ней сказано, что каждый именующий себя христианином должен подражать Христу.

Архипастырь говорил о том, что «мы должны облечься во Христа», обращаясь к примеру Его жизни, Его чистого святого слова, который должен привлекать нас к добродетели, «чтобы чувствовали мы радость и счастье, мир душевный, к которым мы все стремимся но не достигаем по причине того, что идем неправильно и не в ту сторону».

- Мир всегда предлагает нам способы осуществления того, что мы называем счастьем. Но эти пути, как правило, бывают ложными. В основном нас привлекают страсти всевозможные, они дают и некое греховное наслаждение. За ними всегда следует горечь. А добродетель, хоть и трудна, но, в конце концов, дает человеку радость.

Подчеркнув важность труда как способа добывания хлеба, в том числе и хлеба духовного, архиерей продолжил:

- Если ты не стараешься, ты никогда не почувствуешь близости Христа, Его милости к себе. При восхождении к Богу мы преодолеваем определенные ступени. И восхождение дает человеку плод, если он имеет самоотвержение.

Владыка отметил, что в «Лествице» открывается вся глубина нашей немощи, но, в то же время, в «Лествице» открывается нам «во всей силе любовь Божия».

Напомнив пастве слова святителя  Игнатия (Брянчанинова) о том, что «вера начинается с покаяния», епископ Варнава разъяснил:

- Если человек не сокрушается о своих грехах, не видит свои немощи, он не будет чувствовать нужду во Спасителе. И не нужен ему Бог… Даже если он и прекрасно знает богословие, понимает и знает, что Бог есть, верующим его назвать нельзя. Человек должен познать, насколько не хватает ему Бога. Не хватает не потому, что он не может осуществить какие-то свои мечтания, просит Его и не получает… Он должен понимать, что без Бога он не сможет справиться со своими страстями. И вот он обращается к Богу, и не один раз, а постоянно, каждый день, и начинает чувствовать, что Бог отвечает на его молитвы. Но понимает и то, что он должен еще и еще трудиться, не жалея себя, чтобы получить еще большую благодать…

Без аскезы, без молитвы все это невозможно достичь «непадательного состояния» - того состояния, пребывая в котором трудно и даже невозможно совершить какой-либо грех.

 

Татьяна Снегирева. Фото Елены Игнатенковой. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 26.03.17