Выксунская епархия

«Духовная борьба»

 

 

Дорогие друзья!

Мы рады предложить вам ознакомиться с содержанием первого выпуска духовно-просветительских аудио-бесед под общим названием «Духовная стезя» составленного на Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча Нижегородской области. Подготовил иеромонах Николай (Чеботарев).

Сегодня мы коснемся темы – «Духовная борьба».

 

Чьи мы?

Беседа епископа Мефодия Кульмана.

Надо понять, что в мире сейчас происходит величайшая борьба, борьба добра и зла. И в эту борьбу вовлечены все народы и каждый человек в отдельности.

Мы должны понять, что все мы воины, участвующие в этой борьбе. Только мы должны дать себе ясный отчет, в каком войске мы воюем. С этой точки зрения мы должны решать все вопросы нашей жизни.

Если мы хотим построить свое благополучие на обмане, на несчастии другого, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла?

Если хотим уйти из семьи, нарушить то, что связано Господом, устроить свою жизнь так, как вот сейчас захотелось, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла?

Если вызываем какие-либо недоразумения, ссорим, осуждаем других, или вообще не слушаем слова Божие и наставления священника, ответственного за нас перед Богом, – чье это дело? – Воина добра, или воина зла? С этой точки зрения должны мы решать все вопросы нашей личной жизни. Совесть подскажет нам ответ.

 

 

И если мы поймем, что все мы – участники величайшей борьбы добра и зла, и если решимся стать на сторону добра и быть с его воинами, то мы должны помнить, что с нами такая сила, которую никто не сможет победить. Эта сила – Сам Бог. «С нами Бог и никто же на ны». И нам только нужно черпать из источника этой силы. А источник этой силы – Святая Церковь с ее таинствами. Из этого источника должны пить все воины добра, все воины Христовы, потому что этот источник есть источник жизни. А без него – грех, разврат, гибель, смерть.

Мы, воины добра, мы, воины Христовы, как и все воины, можем получать ранения, спотыкаться, падать; но мы не можем уходить от борьбы, быть предателями добра. Мы должны всегда помнить, что в Церкви и ее таинствах, особенно же в Святых Христовых Тайнах мы имеем для себя неисчерпаемый источник непобедимой силы [2].

 

 

Норовистый конь (рассказ).

Один норовистый конь как-то перекусил удила, сбросил всадника и понесся, куда глаза глядят, не разбирая дороги.

 

 

Думал конь, что наконец-то вырвался на свободу, но не заметил впереди пропасти и свалился с обрыва вниз.

Так же бывает и с душой человеческой. Стоит выбросить человеку из своего сердца страх Божий, начинает он лгать, воровать, завидовать, злобствовать и превозноситься. И не замечает, что впереди его неминуемо ждет пропасть. А начинается все с гордыни, когда человек позволяет себе «взбрыкнуть» [4].

 

Разные наживки (рассказ).

Шел человек по узкой тернистой дороге и плакал: «Господи, сколько живу — столько грешу! Даже и не знаю, как это получается! Помоги, вразуми!..»

Вдруг видит — впереди мост. А около него рыбак. Поздоровался с ним человек, спросил, как рыбалка.

Тот отвечает: «Лучше и не бывает. Одна рыба беспечная, сама на голый крючок кидается. А другая осторожная, так я к ней с подходом. Леска у меня невидимая. Крючки маленькие, одна только наживка видна. Вот эту рыбу я поймал на белый хлеб, эту — на пахучий жмых, а эта, даром что большая — на крошечного червяка попалась!»

 

 

– Так вот оно что, просветлел лицом человек и поблагодарил рыбака.

– За что? удивился тот, выуживая очередную рыбу.

– За науку! – ответил ему человек.

И пошел дальше, благодаря Господа за то, что так скоро и понятно вразумил его [1].

 

Духовная борьба.

Из бесед епископа Мефодия Кульмана.

Когда во время морской бури человек находится на маленьком пароходе, который бросает из стороны в сторону, то он делает все усилия, чтобы зацепиться за какой-нибудь прочно прикрепленный предмет, чтобы не упасть за борт.

В духовной жизни человек часто обуреваем разными мыслями, мнениями. И если не иметь прочных устоев в вере, то легко можно оказаться за бортом правильного отношения к Богу и жизни.

К счастью, у нас есть такие устои. Это слово Божие и догматы православной веры. Тот, кто не отступил от них, тот на правильном основании понимания мира и Бога.

Жизнь христианина – это духовная борьба, духовная брань. Жизнь христианина – это борьба с грехом, который в нем гнездится, с самим собой, борьба с миром, т. е. с греховными искушениями, которые вокруг нас, и, наконец, борьба со злыми духами, бесами.

Эта борьба требует от нас бодрствования, твердого стояния, внимания, осторожности. В этой борьбе надо опираться на помощь Господа и на слово Божие. По поводу этой борьбы епископ Феофан Затворник пишет: «Главная уловка врага – в мыслях представлять истинным то, что есть ложь, в делах и начинаниях представлять добрым то, что худо, в исканиях увлекать обманчивыми надеждами».

Борьба с мыслями, греховными помыслами, которые сеют в нас злые силы, трудна. От них надо отмахиваться, не обращая на них внимания. «Дуни и плюни на него», говорится при оглашении перед Таинством Крещения.

Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Имей в сердце своем зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним. Всегда будь врагом, всегда гневливым, всегда непримиримым с ним. От этого он сделается смирным и не столько опасным».

Христианин – воин Христов, и это звание нам не надо забывать и стоять в вере. Что значит «стойте в вере»? Стоим ли мы в вере? Время сейчас непростое. Есть богоненавистники, насмешники над благочестием, милосердием, над священнослужителями. И не только насмешники, но и клеветники, которые стараются оклеветать доброе и хорошее.

 

 

Да не смущается этим сердце наше – поносили и Господа, клеветали и на Него. Грех не терпит Света, потому что Свет обличает грех уже одним тем, что светит.

Стоим ли мы в вере? Об этом надо подумать, а не о том, что исходит из уст хулителей. Стоять в вере не значит только считать себя верующим, иногда молиться и посещать церковь. Стоять в вере – значит стараться жить по вере. Жить по вере, значит жить в мире и любви. Есть ли это у нас хотя бы в личной жизни? Стараемся ли мы на всякое раздражение не ответить раздражением, на всякое осуждение не ответить осуждением, на всякое стремление к разъединению ответить сплоченностью и доброжелательностью?

Стоять в вере – значит стоять в мире и любви. Мир вам! – возгласил Господь Иисус Христос Своим ученикам после Своего Воскресения. И потом вновь повторил: мир вам!

А мира нет ни среди народов, ни внутри стран и обществ, ни в семьях, а часто и в душах людей. И объясняется это недостатками отдельных людей, руководителей или правителей.

Забыли люди, забывают христиане заповедь: не надейтесь ни на князи, ни на сыны человеческие, в них же нет спасения (Псалом 145). Мира нет в душах наших, потому что ищем его у людей грешных, таких же, как каждый из нас. И видим мы их грехи и прегрешения больше, чем свои, и их грехами и прегрешениями стараемся объяснить свои немирные и грешные настроения и покоя душевного не находим.

Источник мира, тишины, покоя – Христос Спаситель. Его надо принять в душу свою, и с Ним жить.

Заботы христианина должны быть не столько о том, чтобы его не огорчили, как о том, как бы он не огорчил Христа Спасителя своим недобрым настроением, как бы я не воткнул острое терние в Его Пречистое Тело своим грехом.

«Внимай себе» и помни, что поется в церкви каждый четверг вечером: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Псалом 120) [2].

 

Кого легче прогнать (рассказ).

Одна женщина жалуется своему духовнику:

-Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.

 

 

Священник спрашивает:

-Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?

-Доброго, — откликается женщина.

-Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить. Господи, помоги! И ведь уходят [4].

 

Ученики и кошелек (рассказ из жизни).

Однажды пришли к старцу молодые люди проситься в ученики.

Посадил он их перед собой и каждому задал один вопрос.

Скажи мне, но только со всей откровенностью, если ты найдешь кошелек с золотыми, вернешь ли хозяину.

Первый ответил: «Если бы я знал хозяина, то вернул бы кошелек, не сомневаясь ни минуты. Но если я не знаю того, кто его обронил, кому отдавать кошелек».

Второй подумал и сказал: «Я думаю так: если я найду кошелек, то, значит, это Господь посылает его мне в награду за что-то. Я не должен его отдавать».

 

 

А третий ученик признался: «Трудный вопрос отче. Откуда мне знать, каким я буду в тот момент, когда найду кошелек, и удастся ли мне оградить себя от злой воли. Может быть, она возобладает, и тогда я присвою кошелек себе. А может быть Господь поможет мне преодолеть искушение. И тогда я верну кошелек законному владельцу».

«Вот хороший ответ», – сказал старец третьему юноше,– «Я беру тебя в послушники» [4].

 

Бог есть любовь (пример из миссионерской практики).

Не в особенно давнее время один проповедник усердно излагал слово Божие узникам, но не видел плодов от своего сеяния. Большинство прислушивалось к его словам равнодушно, а меньшинство глядело на проповедника с презрительной усмешкой, и за глаза насмехались над его выражениями и мыслями. Однажды проповедник сказал своей буйной пастве, что каждый из них без труда может доставить ему великое утешение, написав на двери камеры три слова: «Бог есть любовь». Преступники с снисходительной улыбкой согласились исполнить просьбу заботливого о них пастыря.

Один из узников был особенно нечестив и дерзче всех высмеивал все божественное и церковное. Но и он пред отходом ко сну написал эти слова: «Бог есть любовь». Ночь эта для него была безпокойная; различные чувства волновали его душу; чредой проходили воспоминания о проступках черных и низких. Подавленная совесть проснулась в нем, печаль и страх причиняли ему давно неиспытываемое безпокойство.

 

 

Только под утро он задремал чутким сном; с зарей он открыл глаза и первый его взор упал на дверь с яркой надписью – «Бог есть любовь». – И для тебя, низкий грешник, подумал преступник, не запечатана Божия любовь.

Он начал молиться и просить у Бога мира для своей совести. Молитва была услышана и через месяц недавний богохульник сделался неузнаваем [3].

 

 

Использованная литература.

1.Варнава (Санин), мон. Том 28. Маленькие притчи для детей и взрослых. Ч.1. // http://xn--50-6kchd9ceflb0aq.xn--p1ai/

2.Мефодий (Кульман), еп. Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции. // https://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman/pastyrskie-nastavlenija-duhovnoe-nasledie-arhipastyrja-hrama-hrista-spasitelja-vo-frantsii

3.Остроумов С.И. Православное учение в изречениях и примерах. Том 2. // https://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravoslavnoe-uchenie-v-izrechenijah-i-primerah-tom-vtoroj/

4.Притчи: православный календарь 2018. – М.: Воздвиженье, Николин день, 2017. – 288 с.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 20/02/2021.