Выксунская епархия

Формирование личности молодого человека на основе ценностей, присущих российскому обществу.

Доклад руководителя отдела по делам молодежи Высунской епархии Романа Тигина на духовно-просветительской конференции «Варнавинские чтения»:

Сегодня нас всех волнует вопрос о ближайшем будущем нашей страны. Особую озабоченность и тревогу о состоянии духовно-нравственных ценностей в обществе выражает сегодня научная общественность и интеллигенция. И эта озабоченность появилась не на пустом месте. Последние события в Кемерово и Башкортостане говорят о том, что мы не всегда готовы и не можем сегодня понять ценностные ориентиры современных молодых людей. Есть тонкая нить, объединяющая все эти события. Этой нитью является духовно-нравственное состояние нашего общества. Результатом этого состояния является нынешняя историческая ситуация, которая связанна с духовным вакуумом советского периода, с его гонениями на Церковь и лихими90-и, в период которых хлынула волна идеологий, насаждающих ценности, противоречащие самоидентичности русского общества.

Традиционно в России до революционных событий ХХ века культура, наука, образование – все составляющие формирования внутреннего мира русского человека – основывались на православной традиции, в центре которой лежат ценности Любви, Милосердия, Гармонии и Красоты. Воспитание молодежи заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются уважительное отношение к родителям и старикам, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство, любовь к родному дому. И личная жизнь, смысл семейного бытия, общественное служение и государственное существование в России являлось воплощением в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступала Православная Церковь. Осознавая это, и Церковь, и система государственной власти сегодня все чаще говорят о формировании базисных ценностей личности, присущих российскому обществу, основанных на многовековой традиции. К сожалению, на сегодняшний день эти ценности обозначены очень размыто…

Ни для кого не секрет, что в современном обществе на молодых оказывается воздействие не только в плане их духовной составляющей, но и инстинктивного начала, которое является важным проводником информации. Известно, что в молодежной среде идет, среди прочего, целенаправленная пропаганда отделения человеческой личности от плотской чистоты. Эти ценности никогда не были присущи российскому обществу, а сейчас все чаще мы слышим лозунги: «в жизни нужно попробовать все», «бери от жизни все» и им подобные.

Наиболее пагубной в среде современной молодежи является ориентация на потребление материальных ценностей. Стремление к потреблению – это стремление к обособлению, эгоистичному отношению к жизни.  Эгоизм, самолюбие, гордыня, с одной стороны, возводят человека на пьедестал абсолютной самости, самоценности, самодостаточности, с другой, превращают в его глазах естественные замечания и требования ближних, то есть их заботу и любовь, в обиды и оскорбление «собственного бесконечного достоинства». В этом коренное противоречие эгоизма: объявляя себя абсолютной ценностью, человек обесценивает свою собственную жизнь. Ведь, по своей сути, жизнь наша сводится к отношениям с Богом, миром и другими людьми. Эгоист – это одиночка, для которого все – враги, и прежде всего самые близкие люди.Этим сегодня в сети интернет пользуются те, кто навязывает молодым людям идею успешности. Эта успешность формирует понимание единственно верного пути. Поэтому если что-то пошло не так, если молодой человек (ребенок) начинает понимать, что он не уникален, происходит сильное переживание. В том числе сегодня можно слышать о том, что у него депрессия…

Также из этой проблемы вытекает и еще одна: в виртуальном мире находятся те, кто их, как им кажется, слышит. Молодые люди начинают всецело доверять этим виртуальным френдам и френдихам, совершенно не зная их. А те, кто находится по ту сторону экрана, таким образом самоутверждаются. Вместо того чтобы реально помочь молодому поколению ориентироваться в море информации и дезинформации в той же Сети, разбираться в действительной (а не интернетной) политике и экономике, в сложных человеческих отношениях, в образовании и самообразовании, в любви и ненависти, в патриотизме и лжепатриотизме, им зачастую просто льстят, говоря: «Вы такие талантливые, вы всё знаете, всё понимаете, во всем разбираетесь. Вам не нужно серьезно учиться, не нужно по-настоящему думать, критически воспринимать информацию». Такая зависимость от внешних людей и информационная дезориентация приводит к радикальному отрицанию авторитета родителей, учителей, старших, всех, кто рядом. Поэтому сегодня происходит размывание традиционных семейных ценностей, тех, когда ребенок был в послушании и уважении к старшим. Мы знаем, что семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Она является одним из тех базисных институтов, в котором происходит формирование духовной ценности в любви, заботе, милосердии, сострадании, а также в удовлетворении потребности общения. В настоящее время русский мир переживает один из непростых исторических периодов. По некоторым исследованиям в среде современной молодежи можно наблюдать следующую картину: отношения в семье перешли в состояния равенства родителей и детей (в лучшем случае), в худшем – дети берут на себя роль родителей. Конечно, это формирует понимание того, что нет авторитетов, нет людей совершенных, мудрых. Делай сам, как считаешь нужным. Делай – но не всегда ответственно! А отсюда вытекает и отношение к педагогам, старшим людям. И развитие этих тенденций в дальнейшем приводит молодых к мысли об отказе от рождения детей: «Хочу жить для себя». Поэтому сегодня все должны быть обеспокоены проблемой семейного воспитания.

Хотел бы вернуться к мысли о некоторой утрате авторитета педагогами: сегодня насаждают мысль о том, что «учитель, воспитатель, педагог не очень-то и нужен, так как всё можно скачать одним кликом». И правда, «одним кликом» «можно» выучить китайский или английский язык, понять высшую математику, научиться решать трудные задачи по физике, познать общую и специальную теорию относительности, прочитать и глубоко постигнуть романы Толстого или Достоевского, узнать и осмыслить всю мировую историю и еще много чего. Не нужны знания в голове. Да здравствует «один клик». И это не шутки, а горькая правда.

В среде либерально настроенных людей можно услышать и такое: молодежи нужна узкая специализация с раннего детства, а химия и многие другие предметы вообще не нужны, они лишние. Всё бы хорошо, вот только без химии человек (организм которого – набор химических веществ) не знает, что такое тяжелые металлы и диоксины, почему они так опасны, а главное, откуда они берутся и как избежать отравления ими. Большинство американцев и европейцев (мы не берем здесь элиту, которую обслуживают специалисты) живет спокойно и весело, так как почти ничего не знает об истории, географии и других областей знаний. Ими необычайно легко манипулировать и управлять, они не ведают, что они едят, что пьют и чем дышат. И это есть прямой результат ранней узкой специализации.

Исходя из указанных проблем современности в молодежной среде, видится важным всем нам осознать, что завтра эти проблемы могут привести нас к необратимым последствиям. Завтра эта молодежь будет управлять нашим государством и неизвестно, чем все это может закончится. Поэтому на каждой подобной встрече, конференции мы все более остро обозначаем вопросы духовно-нравственного воспитания, основанного на православных традициях, призванного сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Но материальные ценности сегодня становятся доминирующими над духовными. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Этому способствуют сегодня и средства массовой информации, негативный материал о жизни и деятельности современного российского человека преобладает над позитивным. Под негативным мы понимаем не конструктивную критику в целях постановки и раскрытия проблемы, а заведомо искаженную информацию.

Надо полагать, что по мере выхода России из периода сплошной трансформации проблема формирования высших духовно-нравственных ценностей займет достойное место в жизни общества. На современном этапе нужна такая программа духовно-ценностного воспитания молодого человека, которая бы в наибольшей мере выражала мировосприятие, (или самоидентичность, если хотите), заложенное в духовных ценностях российского общества. Такое мировосприятие может быть сформировано лишь на основе10 базовых ценностей:

В религиозном мировоззрении (милосердии, любви и верности к ближнему),

в патриотизме (любви к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

в социальной солидарности (свободе личной и национальной; доверии к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливости, чести достоинстве);

в гражданственности (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

в семье (здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

в труде и творчестве (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

в науке (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

в искусстве и литературе (красота, гармония, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

в природе (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

в отношении к человечеству (многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Говоря о 10 важных ценностях, надо рассмотреть ещё 2 понятия – это духовность и нравственность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность  – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Нужна серьезная переоценка современного состояния общества и четкое определение ценностей. И все сегодня, надеюсь, понимают, что они не связаны с потребительским отношением к миру, не эгоистичным отношением к ближнему, не с самоутверждением и личным успехом. Сегодня мы, а завтра те, кто последует за нами, призваны решать эти сложнейшие проблемы духовного преобразования России и общества в целом. И такое преобразование, по моему убеждению, возможно лишь в повсеместном создании православных общественных организаций, которые своим существованием и деятельностью будут свидетельствовать о живительной силе православных идеалов во всех сферах жизни общества и для каждого человека в отдельности. Это и военно-патриотические и детские общественные объединения, это и объединения волонтеров, это и клубы по интересам, выбравшие своим девизом заповедь Божию «Любите друг друга». Именно такие организации, основанные на многовековых идеалах православной педагогики, сегодня призваны формировать, оттачивать и передать из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине. Они и будут создавать необходимую среду и своим примером жизни менять весь строй и атмосферу жизни общества. Конечно, эта работа должна осуществляться в соработничестве и переходить в сотворчество Церкви и государства, формируя личность молодого человека.

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 20/04/2018