Выксунская епархия

Камень обрел свое место

В адрес Выксунского Иверского женского монастыря пришло письмо:

«Здравствуйте! Прочитала на вашем сайте публикации. Светло, радостно, информационно, живо! Решила поделиться своим материалом, который был напечатан в газете Навашинского района «Приокской правды» еще 25 октября 2014 года. В его содержании – также частица истории Иверского монастыря. С уважением, Татьяна Мелентьева, выпускающий редактор «Приокской правды».

Сестры монастыря ознакомили нам с присланным из города Навашино, из Вачского благочиния, материалом, и он очень нам понравился! С разрешения Татьяны Мелентьевой мы публикуем его на сайте епархии – в год 130-летия со дня кончины схимонахинии Дарии, матери преп. Варнавы Гефсиманского.  

 

 

Чудесным образом и Божьим провидением

 

Вот уж воистину говорят, что пути Господни неисповедимы! Невозможно предугадать ход судьбы, а порою и выбрать направление его по своему пониманию. И когда сделать это бывает трудно, стоит уповать на благодатную помощь свыше, внимательно прислушаться к своему сердцу, присмотреться к окружению, и только тогда действовать. Все сложится, да так хорошо, что и вам будет удобно, и другим, кто прямо или косвенно вовлечен в эти обстоятельства. Примеров подобных немало. Вот хотя бы тот, о котором и хочу поведать в этой публикации. Скажу больше, провидение Божье прослеживается уже в самом появлении сего материала. Готовя эту страницу, искала тему, как вдруг совершенно случайно она обозначилась сама собой: я неожиданно получила от помощника благочинного Зинаиды Серегиной приглашение на научно-практическую конференцию «Преподобный Варнава Гефсиманский и его духовное наследие».

 

 

Посвящалась она 150-летию Выксунского Иверского женского монастыря и была организована Выксунской епархией Русской Православной Церкви. Вы спросите: «Где же связь между историей Навашинского района и Выксунского? Что же можно почерпнуть ценного, интересного на соседней территории на таком мероприятии для странички, на которой должны быть помещены сведения, касающиеся истории малой родины?». Границы пространства в данном вопросе не только не помеха, но и подспорье, ключ ко многим тайнам времени! В прошлом, как, впрочем, и в настоящем, у нас много общих духовных ценностей. И к этому монастырю наш район, оказалось, имеет самое прямое отношение. О том, в чем оно заключается, на конференции рассказала краевед нашего района Людмила Борисова. Людмила Алексеевна выступала со своим сообщением в составе многочисленных докладчиков, рассказывавших об истории возникновения монастыря, этапах его развития, его основателе преподобном Варнаве Гефсиманском, его насельницах.

 

Находка вызвала интерес

 

В Навашине в 1989 году, во время застройки улицы Почтовая пятиэтажными домами, из земли с глубины 1,5 метра была поднята старинная мраморная надмогильная плита размером 2 метра на метр. Экскаваторщик, роя котлован под фундамент, случайно зацепил и вытащил ее на поверхность. На плите изящной славянской вязью букв было высечено: «На сем месте погребено тело схимонахини Дарьи, скончавшейся 1885 года мая 17 дня. Житие ее было 84 года 11 месяцев. В монашестве была 15 лет…» и эпитафия, в которой есть такие слова: «Любовь мою к вам помяните, да общею любовью спасемся все мы».

 

 

Находка вызвала интерес населения. В районной газете прошла публикация журналиста Александра Бакулина «Когда говорит камень», в которой было задано много вопросов: как оказалась здесь эта плита? кто была эта женщина, в 79 лет принявшая монашеское звание и новое имя? что заставило ее так круто изменить свою жизнь? с какой обителью были связаны ее последние годы?».  Автор выдвигал свои предположения: «Имя ее и, по всей вероятности жизнь, были известны людям, знавшим ее. Иначе, зачем же кому-то было тратиться на такой дорогой заказ для никому неизвестной монахини, каких в те времена было немало, но не всем ставили подобные надгробия… Что было на этом месте 100 с лишним лет назад? Наверное, шумел сосновый бор, и стояла в этом бору крошечная келейка об одном оконце…».

 

Через личную судьбу

 

Ответы на вопросы были найдены только через тринадцать с половиной лет Людмилой Алексеевной. И в том, что именно она взялась разгадать загадку, и в том, как протекала поисковая работа, тоже явно прослеживается Божий промысел. Впрочем, к чему словесные убеждения? судите сами, опираясь на факты материала.

- Мне сначала и самой было непонятно, почему после прочтения этой статьи так крепко в мое сознание засела мысль – отыскать ответы на вопросы, – рассказывала Людмила Алексеевна на конференции. – Только потом я поняла: история этого монастыря прошла и через мою личную женскую судьбу. Моя прабабушка пешком из Сонина не раз ходила в Выксунский Иверский монастырь. Она вымаливала рождение здоровых деток, просила, чтоб перестали они умирать. И вымолила. Первым из оставшихся в живых был мой дед. В монастырь со своими просьбами ходили и мои бабушка, и мама, благословившая меня на замужество купленной там же иконой Божией матери.

 

Заблуждение

 

Но направление поисков изначально было выбрано неправильно. Близкое соседство с Муромом, на земле которого располагается сразу несколько старинных монастырей и храмов, увело Людмилу Алексеевну с истинного пути. Она искала необходимую информацию в муромском музее. Обращалась в областные архив и библиотеку, перечитала множество различной литературы. У нее появились единомышленники, которые помогали ей в поиске. Кстати, одна из них впоследствие посвятила свою жизнь Богу, ушла в Дивеевский монастырь, где стала иконописцем. Не дававшие никаких результатов поиски стали затихать. Падал интерес к камню и в районном архиве, где сообщили Людмиле Алексеевне, что планируют вывезти его на свалку, поскольку о том, что это за камень - никому неизвестно, а значит, и ценности он не представляет. Людмила Алексеевна, хоть и убеждала заведующую архивом повременить, не выбрасывать камень, но тоже уже почти смирилась с мыслью, что ответ, видимо, не найти, как вдруг …

 

Помог случай

 

- Мы тогда разносили книги по домам тем селянам, которые в силу возраста или болезней уже не могли сами дойти до библиотеки. Делали это для того, чтобы хоть как-то оградить их от одиночества, отвлечь от унылых мыслей, - пояснила Людмила Алексеевна. Она много лет проработала в Сонинской библиотеке. - Так же вот пришли в дом к одной женщине, всю жизнь она проработала в нашей местности медиком. Смотрю, прямо на столе передо мной лежит старая, 1900 года издания, книга «Иверский-Выксунский женский монастырь». Слышать об этом монастыре приходилось от бабки, но читать о нем не доводилось. Я попросила ее дать мне почитать эту книгу, совершенно не предполагая, что она-то и поможет раскрыть тайну того самого надмогильного камня. В книге была не только подробная информация о нем, но и снимок, с хорошо просматривающейся надписью.

 

 

По моему телу пробежала дрожь! Я еще раз перечитала эти строки. Все совпадало. А упомянутой Дарьей оказалась мать основателя и настоятеля Выксунского Иверского женского монастыря отца Варнавы. Задолго до смерти Дария была пострижена в высшую степень монашества - схиму.

Первым делом я отправилась в отдел культуры, потом написала статью в районную газету.

Это происходило в марте 2002 года.

 

Возвращение

 

В статье Людмила Алексеевна поведала о том, как этот камень попал в наш район. С территории монастыря, который в то время советская власть начала беспощадно разрушать, он был вывезен то ли вместе со щебнем и камнем, то ли со шлаком для хозяйственных нужд в нашу местность (тогда – поселок Мордовщик) и положен в основание одной из ступенек старого здания райпо. Позднее, когда улицу решили застроить пятиэтажными домами, прежние постройки, в числе которых оказалось и здание райпо, были снесены. Тогда-то камень и оказался погребенным под толщей земли.

Так была раскрыта его тайна, но история на этом не закончилась. И снова чудесным образом вмешался случай. О нем и поведала на конференции настоятельница монастыря игумения Антония (Миронова):

- Эта статья вышла в Навашинском районе. Конечно же, мне она в руки не попала. Но среди выксунцев из тех, кто бывает у нас в монастыре, есть немало имеющих родственников в Навашине. Через них и дошла весть о том, что надгробная плита матушки Дарии нашлась. Мы привезли ее в монастырь, отреставрировали и возложили на то место, где предположительно и должна быть ее могила, у основания южной стены Успенского собора. Но в настоящее время собор восстанавливается, и плита на время убрана со своего места. Займет она его сразу же после того, как все работы по благоустройству будут закончены.

 

 

Из истории монастыря и его обитателей

 

В конце 1863 года отец Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской». Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И.А.Виноградова, вмещавший до 6000 человек, который имел два придела: правый - в честь Вознесения Господня и левый - Всех святых. В 1876 году закончилось строительство четырехъярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус.

В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях. Самая главная святыня монастыря - это чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня - это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

Сегодня в Иверской обители проживают 23 сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Антонией (Мироновой). 13 девочек и 2 мальчика из детских домов нашли здесь приют, заботу и ласку. Имеются подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.

 

Татьяна Мелентьева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна