Выксунская епархия

Крещение и Просвещение

 

Минуло два месяца с той встречи, но в пожарной части Павлова часто ее вспоминают. С личным составом была проведена духовная беседа «Крещение и Просвещение».

Помощник благочинного Павловского округа по взаимодействию с Вооруженными Силами и првоохранительными органами протоиерей Валерий Медведев рассказывал об истории праздника Крещения Господня:

«Праздник установлен в память о Евангельском событии, когда Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Праздник Крещение Господне называют также Днем Просвещения или праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне, крещение оглашенных, то есть, людей, готовящихся принять православие. Крещение является, в сущности, духовным просвещением.

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается к той тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28.19).

В день Своего Крещения призван был Господь небесным Своим Отцом на служение роду человеческому, чтобы ради нас жить, учить, страдать, умереть. И вот посмотрите на это удивительное для нас зрелище: когда Иоанн Креститель проповедовал на Иордане, к нему приходили люди разных сословий, приходили и ученые и книжники, и солдаты, и сборщики налогов. Пришел среди них и Иисус из Назарета Гелилейского. По-человечески рассуждая, не было у Него никаких преимуществ, пришел как один из многих.

Не случайно праздник этот сейчас носит двойное название. Переживание его невольно заставляет нас задуматься о двух вещах – во-первых, о Крещении, чтобы вспомнить собственное крещение, а если не вспомнить, то хотя бы, попытаться заново пережить и понять не умом, но сердцем, для чего мы были крещены. А во-вторых, о Богоявлении – о явлении Бога в мире и в нашей жизни. А еще о том, насколько мы сами, по слову Господню, «соль земли и свет миру», видят ли люди этот отраженный нами Божественный свет – свет Любви, сострадания к миру, в котором много неправды, зла, греха. Нести в мир свет Богоявления – это задача для всех христиан, в этом и состоит наше служение».

 

 

Протоиерей Валерий Медведев задает вопрос: «Так кто такие христиане? и что значит: верую в Бога?»

И началась дискуссия:

- Ну, я просто верую, – говорит один из присутствующих, – а Бог помогает в трудную минуту. А вера – это убежденность в том, что Иисус действительно существовал.

- Но ведь, как говорил апостол Иаков, и бесы веруют и трепещут. Значит ли это, что бесы – верующие? Разве то, что они знают о наличии Бога, как то их меняет? – спрашивает отец Валерий.

- Ну, тут уже от самого человека зависит.

- Правильно, так значит вера – это не только убежденность в том, что Бог есть. Это еще и готовность жить по вере. А что значит для Вас жить по вере?

- Соблюдать заповеди…

-А какие Вы знаете заповеди?

- Возлюби ближнего своего, не убий, не укради.

- Это верно. Но для того, чтобы не убивать и не красть, не обязательно веровать во Христа, достаточно чтить Уголовный кодекс. А вот возлюбить ближнего своего – это близко. Но вот ведь вопрос: а кто наш ближний? Кого мы должны возлюбить?

- Ближние – это семья, друзья.

- Нет, чтобы любить близких, совсем не нужно быть христианином. И атеисты любят своих детей, своих родителей. Чтобы отвечать любовью на любовь, нам не нужен Бог. А Бог нам нужен для того, чтобы соблюсти другую заповедь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Вот эту заповедь без Бога исполнить невозможно.

 

Дальше последовал вопрос, как Церковь относится к купающимся в проруби на Крещение? Батюшка Валерий отвечал:

- На Руси простые люди называли Богоявление - «Иордань». Иордань – прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения люди окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через Таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

 

Затем батюшка Валерий благословил всех помазанием крестного знамения благовонием, только что привезенным из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,  раздал каждому по частичке просфоры. Объясняя, что эти частички, приносимые за живых и умерших, имеют великое значение для тех, за кого они приносятся. Напоясь Кровию Христовою, они делают тех, за кого они принесены, участниками в благодатных дарованиях.

 

Анатолий Мурзин, начальник 14-ОГПС, прихожанин храма «Утоли моя печали» г. Павлово.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 25/03/2020.