Выксунская епархия

Луч Божественного света

 

Из проповеди митрополита Антония Сурожского:

«… Вспоминается один из русских епископов, Владыка Фотий, который мне сказал: «С тех пор, как Каин убил Авеля, все Каины земли стремятся уничтожить всех Авелей; но Авели научились одному: что они должны хоть немножко остаться живыми для того, чтобы пронести факел веры, зажечь другие души, и тогда умереть».

 

ХХ столетие вошло в историю государства Российского как век гонений на Православную Церковь. Век жестокий, кровавый, унесший миллионы неповинных душ. Сколько именно представителей духовенства и мирян пострадали за веру во Христа в годы репрессий советской власти, установить сложно. Претерпев страдания и смерть, они до конца стояли за истину, за Русь святую. Все они показали нам, что дух непоколебим, что его нельзя уничтожить, что «сила не в силе, а в любви», которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается». Многие из них уже просияли во славе Христовой и причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Собор продолжает пополняться новыми именами. Среди них оказалось имя Александра Поспелова, которому с 1932 по 1937 год довелось служить на Выксунской земле, в храме села Ближне-Песочного. 

 

Об имени, прославленном в лике новомучеников и исповедников Российских, нашим землякам стало известно, когда в 2009 году по благословению о. Геннадия Колоколова в Ближне-Песочном начали восстанавливать храм Успения Божией Матери, а вместе с ним и его историю. Будущие прихожане стали собирать по крупицам информацию о внешнем и внутреннем убранстве церкви, ее святынях, о священнослужителях, которые окормляли паству, несли в мир свет Христов, наставляли заблудших на путь истины. 

Инициативные жители Ближне-Песочного делали запросы в архивы Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей, прибегали к помощи Интернета, подключали к поиску ценной информации родственников из Подмосковья, которым пришлось неоднократно посещать Центральную библиотеку им. Ленина в Москве. 

За помощью обращались и к местному краеведу Борису Федоровичу Быстрову, бывшему директору сельской школы, побывали в созданном им школьном музее, где хранится исповедная ведомость Успенской церкви и единственный сохранившийся колокол. Опросили старожилов (в основном, это жители деревни Черной). Но поиски информации об отце Александре среди местных жителей желаемых результатов не дали. Так, фамилии его никто не помнил, знали только, что жил он в Черной. Кстати, до сих пор одну из улиц в деревне прозывают Поповкой, так как на ней жили священники. Зато удалось найти житие Александра Васильевича Поспелова в труде «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7», составленном игуменом Дамаскиным (Орловским). На него мы будем опираться в дальнейшем своем рассказе. 

Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире, в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился во второй раз. В первом браке у него было трое детей: Александр, Николай (впоследствии его постигла та же участь, что и брата Александра http://shapovo.ru/svyashhennomuchenik-nikolaj-pospelov) и Мария, а во втором - пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытать нужду и голод. В трудные минуты семье помогали сердобольные соседи. 


После смерти Василия Владимировича в 1898 году попечение о сиротах взяли на себя родственники: сестры покойной матери ребятишек и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая тоже была учительницей. Они поженились, и впоследствии у них родилось шестеро детей - пятеро сыновей и дочь (два сына умерли в младенчестве).

Если говорить о географии пастырского служения, то рукоположенный в сан диакона в 1904 году, а впоследствии - во священника Александр Васильевич служил некоторое время в селе Ваганове Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерине Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровыми, что ради прокормления семьи отец Александру пришлось подрабатывать счетоводом в потребкооперации.

Суждено было Александру Поспелову послужить и в селе Кибергине. В марте 1929 года там скончался священник. На похороны приехали батюшки из соседних приходов. Был среди них и отец Александр Поспелов. После панихиды староста и прихожане пригласили его послужить в их храме в ближайшее воскресенье. Отец Александр согласился. Людям понравилось, как он ведет службу и произносит проповедь. Они стали уговаривать батюшку остаться у них постоянно и обратились к архиерею Иваново-Вознесенского, чтобы тот благословил отца Александра служить в их селе. Так о. Александр переехал в Кибергино. 


Личность отца Александра впечатляет. Известно, что он был прекрасным проповедником и отзывчивым пастырем для своих прихожан, которые постоянно приходили за решением тех или иных вопросов к нему домой. С любимым батюшкой они делились своими бедами и горестями. Отец Александр с большой ответственностью относился к слову, особенно к произносимому в церкви за богослужением. Он всегда тщательно готовился к проповедям, прочитывая накануне массу литературы. Текст проповеди он писал заранее, но, когда выходил на амвон, никогда не пользовался записями, предпочитая живое слово. 

Слава о его проповедях быстро разошлась по округе, и к нему в храм стали ходить даже те, для кого тропинка к церкви давно казалась заросшей. Говорил священник проповеди не отвлеченно, но обращаясь к каждому, так что прихожане чувствовали, что священник – соучастник и сопереживатель всех их проблем. Он не старался сгладить происходящее в действительности, но смотрел на вещи прямо, давая им те имена, какие они заслуживали, и если говорил о положении Церкви и верующих того времени, называл его прямо – гонением. Староста храма не раз делал по этому поводу замечания священнику, говоря: «Брось, отец Александр, проповеди, они тебя до добра не доведут». Но священник не слушал его, пока было время для проповеди — проповедовал, всегда был готов дать ответ, касающийся веры. 

Так как священнический дом в селе занимала семья почившего батюшки, прихожане пообещали купить домик для семьи о. Александра, а участок под него выделить недалеко от церкви, в центре села. Однако местные коммунисты активно высказались против. Не раз созывали по этому вопросу сельский сход, но добиться решения в пользу любимого батюшки так и не удалось. 

21 мая 1929 года в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять и уничтожить церковные колокола. В воскресенье, 9 июня, отец Александр, по обыкновению, произнес за богослужением проповедь, в которой упомянул, что в настоящее время падает благочестие, а против духовенства и верующих развернулось гонение. Проповедь была настолько сильной, настолько ярко рисовала настоящее тяжелое положение Церкви, нравственное падение народа, отсутствие православных устоев в современном мире, что многие из слушателей плакали. В этот же день после богослужения состоялось собрание прихожан, на котором был поставлен вопрос о смене церковного старосты, который во многом, с точки зрения прихожан, поддерживал власти в их действиях против храма, в частности дав письменное согласие на снятие колоколов. Впрочем, староста и сам попросил уволить его с этой должности, сообщив, что власти прислали уведомление о том, что храму нужно выплачивать значительно увеличенную сумму налогов. 

Как и многих наших соотечественников, тяжелая участь политических репрессий не миновала отца Александра. Начало серьезных испытаний, проверка на прочность веры, любви ко Христу было положено 25 июня 1929 года, когда отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На следующий день старший уполномоченный секретного отделения Шуйского окружного отдела ОГПУ Маховер выписал постановление о начале следствия по делу священника и арестованных вместе с ним крестьян.

4 июля следователь допросил священника, а 25 июля следствие по сфабрикованному делу было закончено. В обвинительном заключении дознаватель написал, что отец Александр «с целью идеологической обработки населения и направления его против советской власти и ее местных органов, для более легкого в дальнейшем извлечения пользы для себя и церкви, неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села».
3 ноября 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения, и отец Александр был отправлен на Соловки. 

Выйдя из заключения, отец Александр вернулся к служению Богу и людям. 3 сентября 1932 года он был возведен в сан протоиерея и назначен священником в храм села Ближне-Песочного Выксунского района Нижегородской области. Господь так устроил, что теперь отец Александр служил вместе со своим дядей Михаилом Крыловым, который воспитывал его с младенческих лет, и с которым почти в одно время, с разрывом всего в 12 дней, суждено им было принять мученическую смерть. 

 

Разрушение храма в селе Ближне- Песочном началось в 1932 году со снятия колоколов. Тогда их снимали повсеместно по всей России. Несмотря на усилившиеся притеснения верующих, отец Александр продолжал безупречное и ревностное служение Богу, окормляя паству. 14 апреля 1937 года был награжден палицей.

Все, кто хоть немного интересовался историей Церкви, знают, что в 1937 году гонения на православие приняли поистине катастрофические масштабы. 21 ноября протоиерей Александр был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Выксунском отделении милиции. Из записей допроса видно, в чем состояло обвинение заключенного под стражу: «Следствию известно, что вы, будучи настроены контрреволюционно, систематически среди населения распространяли контрреволюционную пропаганду против колхозов. В 1935 году при снятии колоколов организовали саботаж, читали проповеди контрреволюционного характера, в 1936 и 1937 годах агитировали против подписки на заем, одновременно распространяли клевету о голоде в СССР и тяжелом положении населения при советской власти...». Все это отец Александр категорически отрицал. 
23 ноября было составлено обвинительное заключение и отдано распоряжение при первом же конвое отправить арестованного в областную тюрьму.14 декабря «тройка» НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Поспелов был расстрелян 26 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде. 

Память священномученика Александра Поспелова совершается 13 декабря в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 
Почему Ивановских, а не Нижегородских, спросите вы? Да потому, что там люди помнили своего батюшку, оказались более, как сейчас принято называть, продвинутыми и собрали необходимые материалы для канонизации.

Жители села Бл.-Песочного верят, что отец Михаил Крылов и его племянник священномученик Александр Поспелов являются небесными покровителями, заступниками храма Успения Божией Матери и его прихожан и поныне неотступно молятся за них перед Престолом Божиим. 

 

Новомученики и исповедники Российские — это пример святости, любви к Богу и ближнему. Господь не случайно посылает их нам. Как верно подметил один из русских епископов, владыка Фотий: «С тех пор, как Каин убил Авеля, все Каины земли стремятся уничтожить всех Авелей; но Авели научились одному: что они должны хоть немножко остаться живыми для того, чтобы пронести факел веры, зажечь другие души и тогда умереть».

Статья подготовлена по материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7».

Наталья Фоминых. Опубликовано в газете Выкса@ru http://xn--80aaahcnn1a7dg5h.xn--p1ai/stati.php?id=1348. Фото из открытых интернет-источников и из архивов. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.