Выксунская епархия

Монастырь как раскрытый антиминс

Монастырь как раскрытый антиминс

Предыдущие статьи: Благословенное место

                                   Монастырь преподобного Давида Эвбейского

 

Вторник Светлой седмицы, для православных всего мира наполненный безграничной радостью воскресения Христова, в греческом монастыре Господа Вседержителя Дау Пендели, расположенном в 40 километрах от Афин, окрашен легкой грустью. Каждый год в этот день здесь вспоминают о мученическом подвиге 179 монахов, погибших в Пасхальную ночь 1680 года страшной смертью от рук турецких разбойников. Такая самоотверженная жертва Богу, смерть Христа ради и спустя столетия вызывает изумление, преклонение перед памятью мучеников. Эта жертва до сих пор приносит свои плоды: монастырь Дау Пендели сегодня является одним из тех, где мощно бьет пульс греческого православия, и те, кто приезжает сюда, отмечают уникальность этого места. Потому что история обители, которая более восьми столетий существовала как мужская, а 50 лет назад возродилась как женская, изобилует не только мученическими подвигами, но и многочисленными чудесами.

В начале ноября группа паломников во главе с епископом Выксунским и Павловским Варнавой совершила паломничество в эту обитель. Паломники из России были радушно приняты местными монахинями во главе с игуменьей Стилианой. Мы предлагаем читателям нашего сайта материал об удивительной истории монастыря и личных впечатлениях от его посещения.

Ангельское служение

Мужской монастырь Господа Вседержителя Дау Пендели был основан в 9-м веке как общежительный, по известному Студийскому уставу. За свою многовековую историю он не только подвергался набегам и разорениям, но и познал времена большого расцвета и славы. В ранневизантийскую эпоху он был вторым по величине на всем Балканском полуострове, имея в своем составе более 600 монахов, опережая, возможно, даже знаменитые Метеоры, которые исторически считаются вторым после Афона монашеским центром в Греции. Даже в период турецкого завоевания, когда на территории Греции наступил определенный упадок монашества, эта обитель была густонаселенной: здесь проживало более 100 монахов. В эти трудные времена она являлась духовной колыбелью и неугасаемым источником национального вдохновения и общественного пробуждения притесняемых турками православных греков. С 1570 года местные монахи особенно выделялись великой духовной силой, невиданной в те времена.

В частности, монастырь отличался от других своим непрерывным молитвенным и литургическим ритмом. Божественная литургия служилась здесь восемь раз в сутки, каждые три часа. Совершая такое непрестанное богослужение, монахи этой обители, по сути своей, уподоблялись ангелам, которые занимаются именно тем, что непрестанно хвалят Господа на небе. Именно в подражание ангельскому служению возникла такая интересная традиция непрестанного богослужения.

Для этого в главном храме монастыря, посвященном Преображению Господню, который по давней греческой традиции называется Католикон (то есть всеобщий), были устроены восемь престолов. Это было сделано по той причине, что, как гласит церковный устав, на одном престоле можно совершать только одну литургию в сутки. Преображенский храм был построен в 11-м веке, являясь сегодня одним из самых древних на территории Греции. Он представляет собой высокий, неповторимый, шестиугольной формы византийский храм, подобного которому сегодня не встретить во всей стране. Видимо, изначально такая форма была выбрана для того, чтобы расположить на разных уровнях-этажах восемь престолов. И до сих пор, хотя в храме сегодня один главный алтарь, можно увидеть ниши для престолов на верхних уровнях предалтарной части. Представляя, как столетия назад здесь непрестанно совершалась Божественная литургия, невозможно не проникнуться особой намоленностью этого места. И эта необычайная молитвенная атмосфера до сих пор царит в монастыре.


Кровь мучеников

В таком ангельском состоянии монастырь просуществовал до конца 17-го века. Поскольку он находился недалеко от западного побережья Греции, рядом с портовым городом Рафина, и по этой причине неоднократно подвергался нападению турецких пиратов, монахи прорыли длинный тоннель, с помощью которого можно было покинуть монастырь и избежать опасности. Однако в Пасхальную ночь 1680 года воспользоваться этим тоннелем им не удалось, потому что один из местных жителей, подстрекаемый злыми помыслами, договорился с разбойниками и привел их прямо в монастырь. Они неожиданно предстали перед монахами, собравшимися в Преображенском храме и с зажженными пасхальными свечами воспевающими «Христос воскресе!» на Божественной литургии. В результате разбойники погубили всех монахов самым страшным образом – изрубили и изрезали, а обитель полностью разграбили. 179 ее насельников погибли мученической смертью.

Однако один из иеромонахов обители все-таки остался жив – ему пришлось отлучиться на монастырское подворье, чтобы не оставить без Пасхального богослужения его работников. Возвращаясь ближе к вечеру в монастырь, он издалека увидел его разрушенные стены, а в главных воротах – груду изувеченных монашеских тел. Сильно испугавшись, он поднялся на вершину горы, откуда смог разглядеть корабли турецких пиратов, и сразу все понял. Лишь на следующий день, когда пиратские корабли снялись с якоря, он спустился в монастырь и увидел чудовищную картину.

Переступив порог монастыря, он страшно зарыдал, потому что, по сообщению монастырской летописи, увидел своих собратьев, «как овец, волками вырезанных». Один монах был разрублен от плеча до середины живота, другой – от макушки головы до шеи, третий – распилен пополам и брошен наземь. Повсюду валялись отрубленные руки, головы, вываленные наружу внутренности. Вся монастырская земля была залита кровью мучеников. Одна мысль только могла утешить несчастного иеромонаха: в то время как растерзанные тела его собратьев лежали на земле, их души устремились в небесные обители, пополнив ряды мучеников Христовых, чтобы в вечной жизни находиться у Престола Божьего. Похоронив своих собратьев, оставшийся в живых иеромонах записал для потомков их житие.


Обретение мощей

С 1680 года, со дня мученической кончины братии, обитель так и не смогла восстановить былой масштаб, в ней проживали лишь один-два монаха. А к 1963 году на ее месте вообще не было никакого монастыря. Сюда пришли жить и восстанавливать обитель сестры из монастыря святого Потапия, который находится в 100 километрах от Афин, высоко в горах, и был основан в 50-х годах прошлого века. Обычно греческие монахи, и особенно старцы, говорят, что не следует монаху оставлять свой монастырь и уходить в другой. Но в данном случае особый Промысл Божий устроил так, что здесь вновь появилась монашеская обитель и были найдены мощи святых мучеников. А спустя десятилетия монастырь Господа Вседержителя Дау Пендели стал гораздо больше обители святого Потапия, из которой сюда пришли первые насельницы.

Мощи не всех мучеников были обретены, поскольку масштабных раскопок в монастыре не проводилось. Были обнаружены только те, которые находились внутри храма. В частности, как считают специалисты, нашли мощи игумена монастыря Нила, поскольку они находились в царских вратах. Их облачили в монашеские одежды, уложили в раку, и сегодня они покоятся в притворе Преображенского храма. Мощи остальных монахов, которые удалось обрести, находятся в специальном помещении, бывшей гробнице. Все обретенные мощи почивают в открытом виде, так что по характеру нанесенных травм, в частности по тому, как сильно раздроблены черепные кости, можно составить представление о той жестокости, с которой действовали убийцы. Но останки большинства мучеников по-прежнему покоятся в монастырской земле.

Когда монахини пришли в 1963 году возрождать разрушенный монастырь, их взору предстали полуразрушенный сожженный храм и развалины бывших построек. То, что сегодня видят в монастыре приезжающие паломники, поражает воображение. Сестры постарались максимально восстановить прежние монастырские постройки и возвести новые, которые удивительным образом гармонируют с прежними. Сегодня это одна из самых процветающих обителей Греции. В том числе и потому, что по молитвам 179 мучеников в жизни тех, кто обращается к ним за помощью, происходит много чудес. Люди исцеляются от раковых и других заболеваний, решают неразрешимые проблемы, обретают потерянное. А одна женщина, пролежавшая в коме 72 дня, на искусственном жизнеобеспечении, очнулась благодаря тому, что ее муж обратился за помощью к мученикам. Конечно же, он в первую очередь поехал в монастырь поблагодарить Бога. Таких чудес в последние 20 лет происходит очень много, и сестры заботливо ведут их фиксацию.


Благословение старца

В монастыре сегодня проживают 25 насельниц во главе с игуменией Стилианой. В нынешнем году исполнилось 50 лет с тех пор, как матушка по благословению старца Порфирия Кавсокаливита приехала возрождать обитель. Она приехала сюда с первой игуменьей, после смерти которой стала второй игуменьей монастыря. Именно благодаря ее таланту мудрой и любящей наставницы монастырь находится сегодня в расцвете духовных и творческих сил.
Старец Порфирий был современником двух известных сегодня не только в Греции, но и в России старцев Паисия и Иакова. Интересно, что все три старца родились в начале 20-х годов прошлого века и скончались в начале 90-х годов. Старец Порфирий стал духовником обители Господа Вседержителя Дау Пендели. В частности, он заповедал сестрам, чтобы они особенно внимательно и радушно относились к паломникам из России. Как будто предвидел, что в начале 21-го века количество русских паломников, приезжающих в монастырь, увеличится в разы. Поэтому по благословению матушки Стилианы две сестры начали изучать русский язык. Также сюда приходят обучаться византийскому пению девушки из России, которые проживают в Греции. Кстати, в монастыре много русских икон – монахини очень почитают святую Матрону Московскую, преподобного Серафима Саровского, преподобномученицу Елисавету Федоровну, святителя Луку Крымского и других русских святых.

В начале 90-х годов прошлого века, когда в Грецию приезжал патриарх Алексий II, он посетил и монастырь Дау Пендели, и сестры подарили ему облачение, которое вышили своими руками. В монастырской ризнице хранится копия этого облачения. А архиепископ Афинский Христодул, один из любимых греками церковных иерархов, почивший в 2008 году, раньше всегда служил только в тех облачениях, которые ему шили сестры этой обители. Среди искусств, которыми занимаются сестры, шитье и вышивка церковных облачений – одно из главных. При этом мастерицы стараются сохранить древнюю монашескую традицию делать все своими руками, без помощи машин.

«Для нас большое благословение в том, что мы живем в таком святом месте, где так много мощей святых, и что у нас такая игуменья, рядом с которой происходит много чудес, – рассказала одна из монахинь, проводившая для паломников экскурсию по обители. – К нам в монастырь приезжает очень много православных греков, которые от матушки буквально не отходят. По воскресеньям после богослужения рядом с ней всегда можно увидеть много народа. К тому же она очень любит детей. Старец Порфирий говорил сестрам: «Вы очень счастливые люди, потому что у вас есть такая игуменья, которая лучше иной матери. Когда она по ночам молится и воздевает свои руки, можно сказать, что отверзаются небеса». У самого старца были необычайные духовные дарования. Когда началась война в Ираке, ему было об этом откровение. Однажды он позвонил игуменье и спросил: «Почему ты плачешь? Прочитай мне тот отрывок из Священного Писания, который заставил тебя так сильно плакать». Настолько точно он знал, что происходит в монастыре в целом и лично с игуменьей и сестрами. Хотя сам при этом жил в другом монастыре. Однажды игуменья Стилиана молилась в своей келье, а старец Порфирий – у себя в монастыре, и они должны были в 4 часа утра выехать в Салоники, чтобы собрать необходимую помощь для монастыря, который тогда еще находился в стесненном состоянии. Монахини пришли к двери ее кельи, чтобы взять благословение, в этот момент она вышла из кельи, но вдруг позвонил старец Порфирий и спросил: «Куда ты ушла? Я потерял тебя в молитве, ты перестала молиться».


Центр притяжения

Каждую пятницу в монастыре Дау Пендели совершается всенощное богослужение – с позднего вечера до раннего утра. Попасть на него стремятся многие православные греки, так что храм во время этой службы бывает переполнен до отказа. Сюда приезжают как для молитвенного и духовного общения, так и для того, чтобы прикоснуться к прекраснейшим образцам византийского искусства. В монастыре очень хороший хор, в котором поют 12 монахинь, и многие считают его одним из лучших церковных хоров в Греции. А русские паломники, оказавшись на богослужении в монастыре, могут насладиться древним искусством византийского иссонного пения, которое с любовью культивируется в обители. А также лицезреть византийские богослужебные традиции, когда в особо торжественные моменты монахини специальным шестом раскачивают по кругу центральное паникадило и лампады, висящие перед главными иконами иконостаса.

Поскольку древний храм, где до сих пор сохранились ниши восьми престолов, со временем перестал вмещать всех желающих, было решено построить новый большой собор. Он пока еще не закончен, но внутри на треть расписан. Причем матушка Стилиана активно участвует в разработке его дизайна, ведь она стояла у истоков возрождения византийской иконописи в 50-х годах прошлого века. Примечательно, что сестры сами пишут иконы и фрески, выкладывают мозаики. Кроме того, у монастыря вокруг много земли, поэтому в числе послушаний у сестер имеется также возделывание садов и огородов.

Видя, как популярна обитель у современных греков, сестры, в свою очередь, стараются поддерживать здесь здоровую интеллектуальную атмосферу, приглашая в монастырь различных священников и богословов. Приезжая в обитель, они устраивают лекции и беседы с прихожанами на различные темы. Монастырь не случайно славится очень интересной интеллектуальной жизнью. Также часто сюда по приглашению монахинь приезжают видные греческие митрополиты. У греков есть интересный обычай – в воскресные и праздничные дни после окончания литургии они приходят в архондарик (специальное помещение для приема гостей), где митрополит либо возглавлявший богослужение священник садится на почетное место, рядом располагается сослужащее духовенство, монахини и гости, которые приехали в этот день в монастырь. Затем игумен или игуменья монастыря задает вопрос, тематически близкий, например, к теме проповеди, которую сказал за богослужением епископ, и просят развить эту тему. Также могут задаваться злободневные, насущные вопросы, и далее за чашечкой кофе продолжается интересное общение. И, побеседовав примерно около часа, затем уже все отправляются на общую трапезу. Получается такое непрерывное общение, как в Древней Церкви, когда трапеза соединяется с богослужением. Но за трапезой уже общаться не принято, обычно она проходит под чтение житий святых.

Все, кто посещает обитель Дау Пендели, ощущают тонкое благоухание, наполняющее все пространство – дворики, храмы, бытовые помещения. Но главное, что привлекает сюда многочисленных паломников, – это непрерывающаяся связь между небесным и земным миром, помощь и предстательство тех, кто уже пребывает в обителях небесных, еще живущим на земле. Смерть за Христа 179 мучеников до сих пор укрепляет в вере ныне живущих здесь и создает особую, благоговейную атмосферу. Количество чудес, которое происходит здесь по молитвам верующих, с трудом поддается исчислению. Среди них много исцелений от тяжелых недугов, разрешения безвыходных проблем, но главное – это обретение веры в наш непростой век.

Игумения Стилиана

Настоятельница монастыря игумения Стилиана рассказала епископу Варнаве о том, как случилось обретение мощей святых мучеников, о своем общении со старцем Порфирием и его отношении к монастырю Господа Вседержителя Дау Пендели.

***

Жившие здесь монахи еще до своей кончины были святыми. А после их кончины и вся земля обители пропиталась мученической кровью. Когда я пришла сюда в 1963 году, чтобы возрождать обитель, мы с сестрами первым делом решили разыскать мощи. Молились и постились 40 дней. В последний день нашего поста рабочие меняли в храме полы и вдруг почувствовали благоухание. Позвали нас. И вот вместе мы открыли под Царскими вратами нетленные мощи игумена монастыря и других братьев.

***

Старец Порфирий имел очень редкий дар: он мог позвонить в монастырь по телефону и сказать, что происходит в монастыре, не спрашивая ни о чем. Однажды к нам приехала женщина, которая занимала высокую должность в Афинах, потому что у нее случилось горе. Ее сын плыл на каком-то корабле, и этот корабль потерялся без вести. И она приехала в монастырь в состоянии отчаяния, проклиная Бога и злословя. Монахини, не зная, что делать, послали ее к старцу Порфирию. И когда машина приехала в монастырь к старцу, к ней подошла монахиня, открыла дверь и сказала, что старец ждет эту женщину. Хотя я не звонила ему и не предупреждала об этом визите. И когда женщина познакомилась со старцем, он сказал ей: «Почему ты кричишь? Почему не веришь Господу?» Она ему говорит: «Как я могу верить, если мой единственный сын потерялся!» Старец сказал ей: «Запомни, сколько сейчас времени (было 11.15), и позже ты поймешь, почему я об этом говорю». Далее он послал ее в службу спасения, сотрудники которой ей сказали, что из пятерых человек, попавших в эту неприятную историю, три человека спаслись, и один из них был ее сын. Когда она спросила, во сколько это случилось, ей сказали: в 11.15. Это было именно то время, на которое ей указал старец. И таких историй в его жизни было очень много.

***

У старца с 17 лет был дар особого созерцания и провидения, который святые люди приобретают уже в зрелом возрасте. И когда он впервые попал в монастырь Дау Пендели, то своими духовными очами увидел, что здесь повсюду пролита кровь святых мучеников и находятся их мощи. И поскольку обычно, как известно, под престолом каждого православного храма находятся мощи мучеников и на этих мощах служится Божественная литургия, то старец сказал нам: «Вы, может быть, до конца не понимаете это сейчас, но здешняя земля как один большой престол с антиминсом, потому что везде покоятся мощи святых мучеников. И те монахи, которые жили в этом монастыре в то далекое время, это не обычные мученики, которые исповедали Христа до смерти перед лицом злобных разбойников. Но всю свою жизнь они ни минуты не жили без молитвы ко Господу, не случайно здесь было восемь престолов в храме. Они были действительно как друзья Господа». Не удивительно, что по молитвам перед мощами мучеников происходит много чудес.

Старец Порфирий


Имя старца Порфирия Кавсокаливита знакомо многим из тех в России, кто интересуется духовной жизнью и знает о современном греческом православии. Он родился в деревне под названием  Святой Иоанн на острове Эвбея. Его родители были бедняками, поэтому отец покинул деревню и уехал на заработки. В частности, он работал простым рабочим на строительстве Панамского канала.

«Мы, крестьянские дети, трудились с малых лет: поливали сад, огород, ухаживали за скотиной, бегали повсюду, куда нас посылали взрослые, – рассказывал впоследствии о себе старец Порфирий. – Я с малого возраста пас животных в горах. Я был наивным и застенчивым. В школу я походил лишь в первый класс и почти ничему не научился, потому что учитель болел. Там, где я сторожил овец, я по слогам прочитал житие святого Иоанна Каливита. Тогда мной овладело пламенное желание уйти из мира и стать монахом. Хотя я никогда не видел ни монаха, ни монастыря, и не знал об этом ничего. Когда мне исполнилось семь лет, мать послала меня в Халкиду на работу в один магазин. В то время в магазинах продавали все: скобяные изделия, ключи, винты, замки, веревки, а также сахар, рис, кофе, перец и все то, что сейчас есть в лавке бакалейщика. Магазин был большой. Там уже работали два паренька. Когда я пришел, все стали мною распоряжаться, и я делал то, что мне говорили. Все отдавали мне приказания, и я носился повсюду. Между тем ребята устроились поливать цветы хозяйки на балконах. Они ходили по очереди через день. Когда пришел я, они навалили на меня все – и уборку, и цветы. Однако я не подозревал ничего плохого. Все исполнял и ходил туда, куда меня посылали». Так с самого раннего детства будущий старец проявлял дар послушания.

В двенадцатилетнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он решил тайно от родителей отправиться на Афон – и трижды возвращался в нерешительности. Наконец, Сам Бог вручил юношу попечениям духовника – старца Пантелеимона, и для него началась жизнь на Святой Горе, которая, по его собственным словам, была молитвой, радостью и послушанием старцам: «Лени не было совсем. Мне нравилось молиться, даже когда я был уставшим. В обессиленном состоянии я еще больше искал Бога. Вы должны этому поверить и понять, что это действительно возможно. Это результат любви. Дело не в том, что ты быстро ходишь, делаешь одно дело, начинаешь другое, возвращаешься и следишь за тем, чтобы успеть закончить все: полить, прополоть, принести земли и дров, сходить в горы, принести деревяшки для рукоделия. Благодаря любви становишься неутомимым. И знаете, куда тогда деваются грехи? Они все спят. На Святой Горе ночью встают в два часа. В тот час я ощущал благоговейный трепет. Молитва сотрясала местность, сотрясала духовный мир. Вот какова любовь ко Христу».

В девятнадцатилетнем возрасте вынужденно, из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию старец Порфирий оставил Афон и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. Последнее десятилетие жизни он посвятил основанию и строительству монастыря в Милеси. К этому времени относится большинство слов и поучений, которые позднее были опубликованы не только в Греции, но и в России, после перевода их на русский язык. В этих книгах о Церкви, молитве, таинстве покаяния, болезнях, воспитании детей заключен богатейший опыт, примеры из жизни наших современников, которые обращались к старцу Порфирию за помощью, казалось бы, в безнадежных ситуациях. И каждый раз он учил их доверию Богу и благородству в молитве, о чем рассказывал позднее так: «Часто мне звонят даже из-за рубежа и задают вопросы о детях и на другие темы. Вот и сегодня мне позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя со своими детьми. Я сказал ей вот что: «Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Потому что своими разговорами мы становимся назойливыми для других, вызываем их сопротивление и иногда возмущение. Поэтому лучше таинственно говорить с их сердцами посредством таинственной молитвы, чем с их ушами. Все бывает от молитвы, молчания и любви».

Незадолго до своей кончины, готовясь к ней, старец Порфирий вернулся на столь любимую им Святую Гору, в Кавсокаливию. Там он отошел ко Господу 2 декабря 1991 года. Его последними словами были слова из первосвященнической молитвы Спасителя: «Да будут едино» (Ин. 17, 22).

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия Кавсокаливита.

Установлен день памяти прп. Порфирия - 2 декабря. Прославление прп. Порфирия в лике святых состоится 1 декабря, но уже сегодня в честь этого события по всей Греции радостно звонят колокола.

Жизнеописание старца Порфирия

Текст и фото Светланы Высоцкой. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. Ноябрь 2013 г.