Выксунская епархия

Основы православной культуры: проблемы и перспективы

Основы православной культуры: проблемы и перспективы

Доклад заместителя начальника Отдела религиозного образования и катехизации Выксунской епархии Романа Тигина на секции «Преподавание модуля «Основы православной культуры» в светской школе: проблемы и пути решения» II-х епархиальных Сретенских Просветительских Чтений.


Тема нашей секции обозначена так: «Преподавание модуля «Основы православной культуры» в светской школе: проблемы и пути решения».

Хотелось бы начать свой доклад с такого примера: наверное, уже все наслышаны, что в Украине введено чрезвычайное положение. Такое положение вводится, как правило, с началом военных действий. Если гражданская война там еще не началась, то до ее начала сейчас очень слабые сдерживающие факторы. Сегодня в Украине брат готов встать против своего же брата. А это говорит о том, что стране морально пережить гражданскую войну сложнее, чем войну с другим государством, так как человек не знает, с какой стороны на него может встать противоборствующая сила; человек не знает, какой сосед может встать против него по своим идеологическим убеждениям. Нравственные ценности попираются. То, что сегодня происходит в той стране, так или иначе имеет свои корни в 15 веке, с введением унии, которая постепенно разделила народ Украины. До сих пор в ней существует такое разделение, которое теперь выражается в политических пристрастиях. Мнения общества разделились.


 А теперь пример с Россией. Два года тому назад, я наблюдал такую картину: Продвигаясь к месту работы, я заметил человека, который упал в лужу и не мог встать. У него случился эпилептический приступ. Но самое грустное было в том, что большее количество прохожих просто проходили мимо, а некоторые еще и с призрением смотрели на него, как на человека, находящегося в алкогольном опьянении. Из большой толпы, остановилось всего лишь 2 человека, которые оказали первую помощь, вызвали карету скорой помощи. Такую реакцию можно оценить как безразличие.

Второй пример: Пусси Райт, которые своей вопиющей выходкой раскололи общество на два лагеря: тех, кто поддерживает такие акции, и тех, кто против них. Здесь мнение было явно выражено - общество практически сразу отреагировало,  причем сторонников данной провокации было достаточное количество и среди них известные люди. Эта акция осталась небезразличной! То есть получается, общество уделяет внимание какому-либо мнению, не всегда нравственному, а иногда и кощунственному, но жизнь человека, который находится на грани смерти – безразлична.

Эти факты явно нам говорят, что в обществе рушатся нравственные устои, уничтожаются традиции, стираются грани между добром и злом. Это ведет к уничтожению национальной самоидентичности.


В свою очередь курс ОПК позволяет достичь гражданского согласия по базовым национальным ценностям, что позволяет укрепить единство образовательного пространства, придает ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Этот курс направлен на привлечение  внимания к традициям, устоям русского народа, которые способствуют развитию духовной составляющей личности ребенка. Основная задача курса ОПК – формирование духовного стержня человека – его духовного внутреннего мира, который будет проявляться в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, обществу, семье, и наконец, самому себе. Через это сохраняется единство нации в процессе диалога различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживает их открытость друг другу, готовность сообща решать общенациональные проблемы.

Православный мир и светская система образования едины в понимании глубины данной проблемы и пытаются консолидировать усилия по ее решению в рамках курса ОПК.

Преподавая данный курс, педагоги сталкиваются с рядом проблем, а именно не все педагоги на должном уровне знают традиции, особенности православной культуры. Это приводит к затруднительным ситуациям в учебном процессе между педагогом и учеником. В связи с этим необходимо осуществлять тесный  контакт Образовательных Организаций с представителями Епархии (проведение круглых столов, конференций по обмену опытом и налаживание сетевого взаимодействия педагогического сообщества).

Одной из проблем является малая компетентность родителей в создании условий для воспитания духовно-нравственной личности, тех норм поведения, которые были присущи русскому человеку (такие, как солидарность, поддержка, любовь к ближнему), что приводит к конфликту двух точек зрения: педагог преподает представления об одних ценностях, а в семье ребенок видит противоположную ситуацию. Принимая во внимание эти обстоятельства, необходимо налаживать более тесный контакт с родителями через проведение родительских собраний, на которые могли бы присутствовать представители епархии и совместно обсуждать возникающие проблемы в воспитании подрастающего поколения.

Еще одна из проблем, с которой мы сталкиваемся – это проблема взаимодействия церковных и государственных структур в рамках духовно-нравственного воспитания. Ситуация уже получила тенденцию изменения к более плодотворному  взаимодействию этих двух социальных институтов в связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Но на данный момент не приобрела качественного уровня на основе единой федеральной нормативно-правовой базы. В соответствии с концепцией по духовно-нравственному воспитанию предусмотрено расширение предметной области на 2-4 классы и 5-10 классы, что требует большой подготовительной работы, разработки материалов по стандартизации содержания наших предметов, подготовки на их основе учебников и пособий.

В Выксунской епархии положено начало создания методической базы по духовно-нравственному воспитанию (сегодня вы получили диски, на которых имеется некоторый материал по ОПК, вошедший в формирующуюся базу).

Решая эту проблему, необходимо объединить усилия всех заинтересованных структур.

Не маловажным является произошедшее разделение Нижегородской епархии на 4 самостоятельные епархии, объединенных в митрополию, что привело к образованию в каждой из них Отделов религиозного образования, которые направлены на более тесное взаимодействие с администрациями районов и образовательными учреждениями.

Отделы религиозного образования выполняют функцию поддержки, разъяснение затруднительных практических вопросов, возникающие при организации учебного процесса по ОПК. (Необходимо более тесно сотрудничать органам управления образования районов с ОРОиК, чтобы получить ответ компетентных  специалистов, работающих в этом направлении. Для преподавателей на местах – это решение затруднительных вопросов, а для ОРОиК – это возможность последующего оформления методических рекомендаций по наиболее острым проблемам).


Еще один важный вопрос – мониторинг результатов образования. Необходимо создавать совместно с Министерством, органами управления образованием на местах систему постоянного мониторинга качества и результатов преподавания православной культуры с учетом мнения всех участников образовательного процесса – в первую очередь, родителей обучающихся как главного «заказчика» преподавания православной культуры, педагогов, администраторов, и церковного сообщества. Систему для всех очевидную и понятную.

 Уважаемые участники секции!

 Православная Церковь всегда объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера всегда была одним из важнейших факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны необходимо сохранить систему нравственных ориентиров и ценностей таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служения, любовь. Только через тесную, живую связь с Вами, как с партнерами в светской системе образования, епархиальными отделами, педагогическим сообществом в целом мы сможем сохранить эти нравственные идеалы. Основой для дальнейшего тесного сотрудничества и являются наши традиционные ежегодные педагогические конференции и вот уже Вторые Епархиальные Сретенские Просветительские Чтения, которые тоже становятся доброй традицией и практической площадкой для решения возникающих проблем.

 Спасибо за внимание!

Текст Романа Тигина. Фото пресс-службы Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 03/03/2014.