Выксунская епархия

Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

В этой статье я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях, которые могут возникнуть и часто возникают у первоклассников, их причинах и способах коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сейчас говорить о школьных трудностях? Ведь учеба еще не началась. Отвечаю: «Чтобы избежать их завтра».

Пожалуй, нет в жизни ребенка больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад и подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

- к новому взрослому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

Поэтому каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). Обычно период адаптации составляет от 4 до 7 недель. В этот период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, а когда удается “улизнуть” со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развяз-но. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?

В школе предъявляются новые требования (внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядку);

Появляются новые требования со стороны родителей (изменение режима дня, появление самостоятельности в поведении, выполнение поручений по самообслуживанию);

Предъявляют требования сверстники (ребенок начинает волноваться, сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята, не будут ли обижать его словами или действиями);

Вот несколько рекомендаций которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Избегайте чрезмерных требований.

Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны


соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ему выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он сам делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”, - вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

Старайтесь не допускать негативных установок в отношении ребенка, не пугайте школой: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Вместо этого: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.

Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д. Особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка. Что очень поможет ему в учебном труде.

Педагог-психолог ГКУ «СРЦН г.Выкса» Л.Ю. Тимакова.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.