Выксунская епархия

Православная Церковь и празднование Нового года

Православная Церковь и празднование Нового года

Женщина обратилась к священнику, спросив:

«Не проявляет ли наша Православная Церковь некое фарисейство в отношении церковного календаря? Не является ли она невольной виновницей в проявлении греха людьми, может быть и верующими, но невольными грешниками при праздновании Рождества Христова после Нового года? Жизненные обстоятельства порой складываются так, что некоторые, и довольно многие, не могут в соответствии с требованиями Церковного Устава держать пост по христиански (соблюдать соответствующее питание и духовные требования). Почему Греческая Православная Церковь празднует 25 декабря Рождество Христово? А вот Пасху – нашу Великую Пасху – она празднует так же, как и мы, в соответствии с требованиями лунного календаря. Мне это кажется по человечески правильным. Ведь люди не виноваты в том, что они живут по новому календарному стилю, а не по старому. Кто-то совершил ошибки, а в чем виноваты люди? Если бы наша страна праздновала Рождество Христово раньше Нового года, то этот праздник был бы для них главным, и многие отрицательные моменты ушли бы. Люди, особенно молодежь, приблизились бы к Церкви. И весь христианский мир одновременно – весь! – праздновал бы Рождество Христово!

И ещё вопрос. Наш Спаситель исцелял людей в субботу, когда в древнем Израиле это было строго запрещено законом.  Он говорил: «должно ли в субботу добро делать, или зло? душу спасти, или погубить?». Может быть, и нам  нужно обращать большее внимание на людей и в чем-то отходить от правил?  Конечно, не мне судить. Заранее приношу великое покаяние! Но как приятно видеть молодых людей в храме, побольше бы их было. Почему-то за них болит душа. Господь пришел призвать не праведников а грешных. Простите меня за этот вопрос, но хочется знать истину.

Антонина».

 На вопрос прихожанки отвечает преподаватель ВПДУ иерей Антоний Лазарев:


 Вопрос ваш не однозначный и сложный. В первую очередь хочется порадоваться за Вас и Вашу любовь к людям (Лк. 7:47). В философии принято так – важно поставить вопрос, а ответ по отношению к нему будет уже вторичен. В нашей ситуации важен как раз сам вопрос.

Церковь как институт общественный, является невольно заложницей событий прошлого. В начале ХХ века в России в качестве гражданского использовался старый, юлианский календарь, в то время как Европа пользовалась григорианским. Разница в календарях создавала неудобства при ведении внешнеполитических и экономических отношений. Эта проблема ставилась ещё в 1830 году Петербургской академией наук, но так и не была разрешена. Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен в своём докладе Николаю I представил календарную реформу как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов, вследствие их  невежества … а  выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, неудобства и затруднения неизбежны и велики». После столь «благожелательного» представления царь, естественно, начертал на докладе не менее мудрое резюме: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

Тогда Рождество справлялось 25 декабря, а Новый год, как ему и положено  1 января, если его вообще праздновали обычные люди. Таким образом, в царской России нарушение Филиппова поста по календарной причине было невозможным.


В советский период вопрос о календарной реформе был поставлен уже на одном из первых заседаний Совета народных комиссаров 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта. Для их рассмотрения организовали комиссию. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и Православная Церковь. Второй вариант был жёстче, он предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы Церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был Ленин, с подачи которого наша православная паства стала невольными заложниками сложившейся ситуации.

Следует отметить, что  до XVIII века Новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю, что соответствует  сельскохозяйственным циклам, по которому жило большинство людей.

Новогодние торжества в известном нам виде пришли из Древнего Египта. На протяжении веков египтяне отмечали сентябрьский разлив реки Нил, знаменовавший собой начало нового посевного сезона, что было крайне важным жизненным событием. Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки.

1 января стал первым днем Нового года при Юлии Цезаре: в нововведенном календаре этот месяц был назван в честь двуликого бога Януса, одна голова которого смотрит в прошлое, а другая – в будущее. Очевидно, что никто из современных людей в таких образах уже не мыслит.

Во всем христианском мире Новый год  второстепенный праздник, главным зимним событием считается Рождество. Советская эпоха с её богоборческим духом запрещала справлять церковные праздники, стирая их из народной памяти и заменяя на свои.  Так Новый год заменил собою Рождество Христово, сохранив прежние атрибуты: ель и звезду вместо ангела.


В церковном сознании Новолетие сопровождалось особым чином, который был упразднен при Петре I и молебном, который сохранился и сегодня. Темой тропарей и молитв в сей день является благодарность и покаяние. «К Тебе припадаем сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, имиже раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя», читает священник в молитве. «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны»,  поет хор.

Закончить ответ на поставленный вопрос хочется словами профессора В.В.Болотова, в качестве представителя Святейшего Синода принимавшего участие в работе календарной комиссии при Русском астрономическом обществе. Напомню, что работа эта так ничем и не закончилась. Профессор говорил о том, что именно в удержании юлианума «в жизни ещё несколько столетий» будто бы и состоит «культурная миссия России по этому вопросу», чтобы «чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы». Реформа «не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения» «к неиспорченному старому стилю». (Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль, «Москва», 1998, № 3, с. 217.).

Современную церковную позицию некогда выразил доцент, затем  профессор Московской духовной академии А. И. Георгиевский: «Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в её реформе» (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московской Патриархии. - М., 1948. - С. 17).

И ещё приведу слова митрополита Антония Вадковского: «Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино»…

«Кто меня любит, заповеди моя соблюдет»,  говорит Спаситель (Ин.14:23), и заповедь о посте никто не отменял (Мф. 9: 15), а идти в угоду человеческим привычкам и обычаям  личное дело каждого. Но тот, кто считает себя чадом Церкви, стоит твердо на предании святых отцов. И наверное не случайно на 1-е января (по н.с.) приходится память Святого мученика Вонифатия, известного как помощника в избавлении от недуга пьянства.

P.S. По мнению Д.И. Менделеева, при введении григорианского стиля (в 1582 году) сделана была погрешность «в счёте начала (определившаяся как недостаточною точностью сведений об истинной длине года, так и поправкою лишь со времени Никейского Собора). А именно: в 1582 году ошибка юлианского (прежнего для Западной Европы) стиля от истинного счёта лет равнялась: - 0, 00781 х 1582 ( - 12, 355 суток). Но папа Григорий XIII ввёл поправку всего на 10 дней, то есть умножил недоразумения разного рода, и вопросы календаря усложнились, а не упростились, если в счёте лет исходить от Рождества Христова».

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. Декабрь 2013 г.