Выксунская епархия

«Воля Божия и своя»

 

Дорогие друзья!

Мы рады предложить вам ознакомиться с содержанием третьего выпуска духовно-просветительских аудио-бесед под общим названием «Духовная стезя» составленного на Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча Нижегородской области. Подготовил иеромонах Николай (Чеботарев).

Сегодня мы коснемся темы – «Воля Божия и своя».

 

 

Третье прошение молитвы Отче наш «Да будет воля Твоя»

Один христианин раскрыл одиннадцатую главу Евангелия от Луки и начал читать молитву Господню. Его знакомый, находившийся рядом, высказал удивление, что пожилой мужчина до сих пор не выучил наизусть молитвы Господней. На это набожный старец ответил: «Да, я дошел только до третьего прошения: «да будет воля Твоя» и еще не усвоил его».

В третьем прошении молитвы «Отче наш» заключены три аспекта: 1) осуждение своей воли, когда она своекорыстна; 2) познание воли Божией и 3) покорение себя святой воле Господней.

 

 

Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. 12:2) наставляет: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы нам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» [2].

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Положивший себе целью в жизни исполнение воли Божией старается подробно и с точностью узнать эту всесвятую волю посредством тщательнейшего изучения Священного Писания, особенно Нового Завета, посредством чтения отеческих писаний, посредством беседы и совещания с преуспевшими христианами, посредством исполнения евангельских заповедей и наружным поведением, и умом, и сердцем» [5].

 

 

Крест жизни (рассказ)

Как-то подрастающий сын спросил отца: «Почему мы часто свою жизнь называем тяжелым крестом?».

Смотри, отвечал тот, – показывая сыну две палочки: одну покороче, другую подлиннее... Эта короткая палочка – наша грешная, человеческая воля; а палочка длинная – воля Божия, воля Христова. Если короткую палочку, нашу волю, мы поставим поперек воли Божией, – у нас и выходит крест; а если наложим первую палочку на вторую, если сольем свою волю с волей Божией, то уже креста нет». Старайся, закончил отец, – с юности о том, чтобы твоя воля не расходилась с волей Божией [2].

 

  

Притча – Человеческая мудрость

Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, — думал он, — и в колосьях будет больше зёрен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

-Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо — и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.

 

 

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.

-Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, — ответил Творец.

-Я посылал по очереди то дождь, то солнце, — стал объяснять крестьянин. — Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

-А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно и он подумал: «Лучше пусть Господь Сам управляет. Мы только всё перепутаем с нашей «мудростью» [3].

 

 

Замечательный подвижник двадцатого века – игумен Никон (Воробьев) в своих письмах делится пониманием воли Божией: «Не беспокойтесь ни о чем, ни о ком сильно. «Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Как часто напоминает нам об этом Святая Церковь, нам, маловерным, многопопечительным. Надейтесь на милосердие Божие.

Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих.

Не все происходит так, как мы желаем, а все же Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать» [1].

 

Житейский опыт гласит:

«Несчастным бывает, кто много желает.

Насколько возрастет добродетель, настолько отсекается своя воля.

Сказано: просите, стучите. И стучание не противоречит третьему прошению. Иногда, ведь, на стук отворяют и не ту дверь, в которую стучатся.

Наемники трудятся за плату, купцы торгуют для барыша. В молитве не будь ни наемником, ни купцом. Положи голову на землю и молись: яви мне, Боже, что надлежит помилованному, а не что – грешному.

Когда ты перестаешь заботиться, начинает заботиться Христос [2].

 

 

 

Мальчик и Евангелие (случай из жизни)

Один мальчик слушал в церкви чтение Евангелия и запомнил слова: «Стучите и отворят вам». Придя домой, он захотел поесть и, лежа на диване, принялся стучать по нему кулаком и говорить громким голосом: «Отвори! Отвори!» Дверь в его комнату отворилась и вошла бабушка: «Зачем ты стучишь, внучек?» — Спросила она. – «Чтобы ты отворила дверь, бабушка, и принесла мне поесть! Ведь так сегодня читали в церкви: «Стучите и отворят вам?» — «Ох, мое дитя! – покачала головой бабушка. – Сначала нужно найти эту дверь, в которую нужно постучать! А эту дверь не найти, лежа на диване!»

 

 

Господь живет в каждом сердце, но сердце не живет в Господе и оно приводится к Богу усилием:

Поиски счастья – дело известное:

Или диван, или Царство Небесное [4].

 

Дополнением к рассказу могут послужить слова святителя Иоанна Златоуста:

«Когда голод принуждает тебя искать пищи, ты не ожидаешь, чтобы пища пришла к тебе сама собой, но употребляешь все меры к отысканию пищи; также в случае жажды, холода и всех подобных обстоятельств ты бываешь деятелен и готов позаботиться о теле. Поступай также и по отношению к Царствию Небесному, и непременно достигнешь его» [6].

 

 

Далее Златоуст рассуждает:

«Для того Бог и сотворил тебя со свободной волей, чтобы ты впоследствии не обвинял Бога, как бы связавшего тебя необходимостью. А ты тем именно и недоволен, что составляет честь твою? Я слышал многих, говоривших: для чего Бог сотворил меня самовластным в добродетели? Но как возвести на небо тебя, дремлющего, спящего, преданного порокам, роскоши и чревоугодию? Ты и там не отстал бы от пороков. Если и теперь, когда положена угроза, ты не перестаешь грешить, то тогда, когда бы Он предназначил тебе в награду небо, оставил ли бы ты свою беспечность и не сделался ли бы гораздо хуже» [6].

 

 

Значение мелочей (рассказ).

Скульптора, доделывавшего статую, посетил его знакомый и, посмотрев на работу, сказал: «в эту неделю ты ничего не прибавил к работе». Скульптор ответил: «а я переработал эту часть, а ту несколько исправил. Слегка прошел я по этой черте лица, выказал этот мускул. Лицо получило более выражения, а члены приобрели большую живость». «Это так, – возразил знакомый, – но все это мелочи». «Верно, – сказал скульптор. – Но вспомни, что мелочи образуют совершенство работы, а совершенство уже не мелочь».

 

 

Так и в жизни христианина сон, пища, слово, дело, взгляд, внимание, учтивость, тихость, терпение в каждый час обыденной жизни – мелочи, но без этих мелочей не может образоваться совершенный христианин. На всяком шагу жизни вопрошай и исполняй волю Божию [2].

 

Игумен Никон (Воробьев) советует: «Не стройте своих планов, а если и построите, не пытайтесь их осуществить во что бы то ни стало, своей силой. Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для Вас Господь. Мало веровать в Бога, а надо творить волю Его, надо предать себя Его Промыслу, надо отречься, вернее, отрекаться постоянно от своей воли ради Божией воли, надо, следовательно, поступать по заповедям Божиим (это и есть творить волю Божию).

 

 

А в нарушениях каяться всегда, непрестанно, до самой смерти, сознавая себя неоплатным должником пред Богом и просить милости Божией, как мытарь, и благодарить Бога за все, за спасение мира и за собственное, ибо, истинно, Господь сделал и делает все, чтобы спасти весь мир и каждого» [1].

 

 

Чаша своеволия (притча)

Наступило время, и сделались люди самолюбивы, сребролюбивы, горды и сластолюбивы. Каждый стал жить по собственному разумению. Такое на земле началось, что поползли слухи о кончине мира:

Одни говорили: «Скоро Бог изольет свой гнев на землю великим потопом».

Другие: «Нет, на Землю упадет Солнце — Бог изольет Свой гнев огненной бурей».

Третьи: «Нет, полчища саранчи уничтожат все посевы — голод пойдет по земле».

 

 

Решили тогда спросить самого древнего старца, много повидавшего за свою долгую жизнь. Старик грустно покачал головой и ответил: «Каждый сам изливает чашу гнева Божьего на свою голову, а Бог всего лишь не препятствует нашему своеволию» [3].

 

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Я раб Божий, несмотря на то, что мне даны свободная воля и разум для управления волей. Воля моя свободна почти только в одном – избрании добра и зла: в прочих отношениях она ограждена отовсюду. Могу пожелать! Но пожелание мое, встречаясь с противоположной волей других людей, с противоположным направлением непреодолимых обстоятельств остается по большей части неисполнимым. Могу пожелать многого, но собственная немощь моя делает бесплодным многое множество пожеланий моих … Мы обязаны направить к Богу всю волю свою. Как заботимся исполнять желания любимых нами и для этого стараемся узнать их желания, изучить наклонности, так должны поступить и относительно Бога. Мы должны тщательно и подробно ознакомиться с волей Божией. Воля Божия открыта нам в Законе Божием, который – Евангелие» [5].

 

 

 

Тексты Священного Писания ο «воле Божией»

«В законе Господа воля его (благочестиваго) и о законе Его размышляет он день и ночь». (Пс. 1:2).

«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень». (Пс. 36:5–6).

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». (Пс. 39:9).

«Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю». (Пс. 118:72, Пс. 118:163).

«Помышление сердца человеческого – зло от юности его». (Быт. 8:21) (Ср.: Быт. 6:5).

«О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом Твоим». (Мих. 6:8).

«Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство небесное; но исполняющий волю Отца Моего небеснаго». (Мф. 7:21).

«Кто будет исполнять волю Отца Моего небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мф. 12:50).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». (Мк. 8:34).

«Иисус сказал им: не знаете, чего просите». (Мк. 10:38).

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». (Лк. 11:28).

«Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершать дело Его». (Ин. 4:34).

«Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». (Ин. 9:31).

«Страждущие по воле Божией да предадут Ему, какь верному Создателю, души свои, делая добро». (1Пет. 4:19).

«И мир проходит, и похоть его; а исполняющий волю Божию пребывает во век». (1Ин. 2:17).

«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». (Рим. 7:18).

«А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20).

«Плоть желает противного духу, а дух противится плоти. Они друг другу противятся так, что вы не то делаете, что хотели бы». (Гал. 5:17).

«Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы нам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2).

«Воля Божия есть освящение ваше». (1Сол. 4:3).

 

 

 

Притча о дарованиях. О воде и колодце

Некий человек, испытывая недостаток воды, стал просить Бога даровать ему воду. Долго он докучал Богу своей просьбой. Наконец, он услышал голос Божий: «Я могу дать тебе воду, много воды. Но во что ты примешь ее и в чем сохранишь? Вначале выкопай колодец. И Я наполню его чистой, прохладной водой! Вода – Моя, а колодец – твой».

Сделай сердце глубоким и благодать не замедлит появиться в нем:

Благодать любит сердечную глубину,

А сердце – благодатную тишину [3].

 

 

Закончим нашу беседу словами из писем игумена Никона (Воробьева): «Я сам не лезу никуда, а хотел бы всецело отдаться на волю Божию во всем, и в большом, и в малом. Советую и вам внедрять в сердце решимость отдаваться в волю Божию, не желать обязательного исполнения своей воли. Тогда будете спокойны и тверды. Если же добиваться своей воли, то всегда будешь в расстройстве.

Нужно покориться под любящую и премудрую руку Божию, а не бунтовать, тогда будет покойно и здесь, и в будущем.

Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце покорность Господу, преданность Его святой воле. Господь ведет нас легчайшим путем ко спасению, соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и проч. и проч. Слепой не указывает дороги зрячему. Из хода дел надо усматривать волю Божию о нас» [1].

 

 

 

Использованная литература

1. О началах жизни / игумен Никон (Воробьев); [сост. А. И. Осипов]. - Москва: Изд-во Московской Патриархии Русской православной церкви, 2013. - 351 с. // https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/o-nachalah-zhizni/

2. Остроумов С.И. Православное учение в изречениях и примерах. Том первый. Части 1-я (вера) и 2-я (молитва). С.-Петербургъ. Типографія Александро-Невскаго Общ. Трезвости, Обводный кан., № 116. 1913 г. // https://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravoslavnoe-uchenie-v-izrechenijah-i-primerah/

3. Притчи: православный календарь 2018. – М.: Воздвиженье, Николин день, 2017. – 288 с.

4. Симеон Афонский, мон. О самом простом. Для взрослых, детей и для того, кто хочет стать монахом. – Святая Гора Афон, Новая Фиваида, 2016. – 320 с. // http://hieromonk-simon-beskrovnii-vse-knigi.gr/

5. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва: Даръ, 2008. - 775 с. // https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/

6. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва: Даръ, 2008. – 574 с. // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/simfonija-po-tvorenijam-svt-ioanna-zlatousta/

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 17/03/2021