Выксунская епархия

Зарисовки о Православии в Японии

От автора

     2018 год объявлен перекрёстным годом России в Японии и годом Японии в России. Этому культурному событию посвящается данная статья.

     По роду своей деятельности я часто бываю в Японии. В ноябре 2017 года в очередной раз я совершил поход по этой стране продолжительностью в месяц.

     Первым пунктом стал город Токио, столица страны, один из крупнейших мегаполисов мира. В Токио я не впервые, но главным объектом в этот раз стал православный собор Воскресения Христова.

     Воскресенский собор был построен святителем Николаем – святым равноапостольным Николаем Японским, в течение пятидесяти лет ведшим миссионерскую деятельность в Японии.

    

 

Святой Николай Японский

     В 1861 году молодой иеромонах Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин, род. в 1836г.) приезжает в Японию. Учась в Петербургской Духовной Академии, он узнал о наборе священников при консульстве России в Японии и решил подать заявление. Перед отправкой он принимает монашеский постриг.

     Будущий святитель на лошадях добрался до Николаевска-на-Амуре, где встретился со святым Иннокентием, просветителем Сибири, и получил у него благословение. Из Николаевска св. Николай морским путем прибыл в Японию, в город Хакодатэ на юге Хоккайдо. Есть сведения, что св. Николай по пути заехал на Сахалин (к сожалению, у автора этих строк под рукой не оказалось информации о пребывании св. Николая Японского на Сахалине).

     Первое время св.Николай служил в Хакодатэ, в церкви Воскресения Христова при русском консульстве. За эти годы он в совершенстве выучил японский язык, на что у него ушло восемь лет. Говорил он на диалекте Акита, поскольку его первый преподаватель японского языка был родом из префектуры Акита (область на северо-востоке Японии). Кроме того, молодой иеромонах хорошо изучил японскую историю, литературу  и буддизм.

     В 1870 году Святейший Синод Русской Православной Церкви дал разрешение на создание Японского Миссионерского общества, начальником которого стал св. Николай. К этому времени уже были крещены первые японцы, в том числе Павел Савабэ Такубэ, бывший священник синтоистского храма города Хакодатэ. Ещё в 1865 году он пришёл с мечом к Николаю с намерением его убить за то, что тот проповедует “вредное учение” в Японии. Однако после разговора с Николаем Савабэ принялся изучать христианство и впоследствии стал первым православным священником из числа японцев. Следует отметить, что многие новообращённые были родом из региона Тохоку (клан Сэндай, клан Намбу), чем, видимо, и объясняется наличие даже в нынешнее время большого количества православных храмов на северо-востоке Японии.  

     В январе 1871 года св.Николай переезжает в Токио. В марте 1880 года, уже будучи архимандритом, он во второй раз возвращается в Москву, где был рукоположен в епископа. Св.Николай ездит по России, собирая пожертвования для строительства в Токио собора. Встречается с писателем Достоевским.

     В 1874 году в Токио открылась Духовная семинария и женская школа. Издавались православные журналы. Из Духовной семинарии вышли многие японские переводчики русской литературы. Известна также православная иконописица Ирина Ямасита Рин, обучавшаяся искусству иконописи в Смольном женском монастыре в Петербурге.

     По всей Японии под руководством св.Николая строились храмы. В 1884 году заложили фундамент, а 8 марта 1891 года освятили построенный Токийский Кафедральный Собор Воскресения Христова. Он стал первым на Востоке собором, построенным в Византийском стиле. Собор был спроектирован русским архитектором М.А.Щуруповым, а строительством руководил английский архитектор Джосая Кондер, известная в Японии личность. Великое Кантосское землетрясение 1 сентября 1923 года разрушило храм, внутреннее убранство сгорело в пожаре. В своём нынешнем облике Воскресенский собор был восстановлен в 1929 году.

     В те времена собор возвышался над всеми домами в округе, это видно на старинных фотографиях. В своей книге “На Дальнем Востоке”, составленной на основе собственных писем, архимандрит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, пишет: “...наше внимание приковал холм, царящий над всем этим круговоротом, а на холме белел наш православный храм, сияя своим крестом на чистом небе”. В отрывке описана ситуация 1890 года. Сейчас же небоскрёбы загородили собор, и он теряется в бетонных джунглях Большого Токио.

     Во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг. св.Николай остался в Японии, хотя для него, как и для японских верующих, это был тяжёлый период: обвинения в шпионаже, нападения, издевательства. Доходило до того, что Воскресенский собор и окружение Николая приходилось охранять армии и полиции от нападок недоброжелателей. В день заключения Портсмутского мирного договора (5 сентября 1905 г.) разъярённая толпа милитаристов, не согласных с условиями мирного договора с Россией, направилась к собору. К счастью, им не дала пройти полиция.

В годы войны в Японии было 27 лагерей для русских военнопленных, которых насчитывалось свыше 70 тысяч человек. Всех их окормлял св.Николай и его помощники – японские православные священники.

До самой смерти св.Николай не оставлял один из важнейших своих трудов – перевод Священного Писания и богослужебных книг на японский язык, которым он занимался практически ежедневно. В этом ему помогал переводчик Накаи Цукумаро (Павел). На перевод Нового Завета ушло семь лет. Он был издан в 1901 году.  

     Св.Николай скончался 16 февраля 1912 года в возрасте 75 лет. В 1970 году просветитель Японский Архиепископ Николай был причислен к лику святых под именем Японского Апостола – Равноапостольного. Днём его памяти стало 16 февраля. Мощи святого хранятся в Токийском Воскресенском Соборе.

     Результатом миссионерско-пастырского служения Святого Николая Японского было: 1 собор, 8 храмов, 175 молитвенных домов, 276 церквей, 1 епископ (Сергий Тихомиров), 34 иерея, 8 диаконов, 115 катехизаторов, 34 111 верующих.

    

     

Литургия

     Утром, тем более в воскресенье, на улицах Токио малолюдно, что контрастирует с виденным мною накануне вечером, когда я по прибытии из аэропорта Нарита, вышел из станции Уэно: вечернее столпотворение, небоскрёбы, неоновые огни. К слову, 40% из всего 127-миллионного населения Японии проживает в агломерате Большой Токио.

    

Токио. Район парка Уэно

     На метро еду в квартал Суругадай. Там, в 200 метрах от станции О-тя-номидзу, находится православный Воскресенский собор, который японцы именуют Никорай-до – храм Николая.

     Сегодня воскресенье. Литургия началась в 10 часов. Огромный мощный хор с дирижёром, человек тридцать. Среди них выделяется русская женщина в платке (японки – без платков) и высокий седой, с бородой человек англосаксонского вида, наверное, американец. В начале богослужения из алтаря выходят священники, среди них русские, и диаконы, и торжественно встречают прибывшего архиепископа Токийского и Митрополита всея Японии Даниила (Нусиро). Следует сказать, что Японская Автономная Православная Церковь (Московский Патриархат) включает в себя три епархии: Сэндайская и Восточно-Японская епархия, Киотоская и Западно-Японская епархия и Токийская епархия.

     Митрополит Даниил уже в преклонных годах, священнослужители помогают ему взойти на кафедру. Митрополит почти всю службу находился на ней.

     Прихожан на литургию пришло довольно много. Среди всех выделялась пожилая японка в кимоно. Кимоно в православном храме, как это ни странно, выглядит органично, к тому же оно не ярких цветов. 

     Исповедь принимают три священника. Одного из них, сильно пожилого, привезли в инвалидной коляске, с которой он с трудом поднялся и исповедовал верующих стоя. Почти весь клирос – человек двадцать, – пока читались часы, тоже пришёл на исповедь. Очередь на исповедь была огорожена на японский манер: лентой на металлических подставках, протянутой зигзагообразно под прямым углом. К очередям, и вообще всякому порядку и дисциплине, японцы относятся щепетильно. 

     Среди прочих исповедь принимал также о.Иоанн Оно, мой знакомый со времён учёбы в Киото (город в Центральной Японии, древняя столица) в 2004 году. Фамилия Оно (ударение на первый слог) довольно известная в японских православных кругах. Прадедушка о.Иоанна вместе с Николаем Японским строил Благовещенский собор в городе Киото и вообще сыграл большую роль в становлении Японской Православной Церкви. О.Иоанн и сам служил в Киотоском соборе, но несколько лет назад был переведён в Токио. В 2004 году я захаживал в Киотоский Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, когда жил в том городе. Помню, жена отца Иоанна подарила мне нательный крестик и нательную медную иконку Св.Николая Чудотворца взамен прежнего креста, утерянного в водах Аравийского моря в Индии – верёвка порвалась. Иконка до сих пор со мной, правда, пообтёрлась уже, истончилась, углы округлились.

     В этот раз о.Иоанн меня, кажется, не вспомнил.

    

Благовещенский собор в Киото

     Служба велась на трёх языках одновременно, вернее, попеременно. В основном на японском языке, но ектеньи звучали также на русском и английском языках: выходит русский священник произносить ектенью, и хор подпевает ему на русском; затем на солею выходит диакон, наполовину грек, – хор подпевает ему на английском языке. И так – циклично. Вот уж поистине “миром Господу помолимся” – настолько глобально. Фото- и видеосъёмка внутри запрещена, поэтому запечатлеть мне ничего не удалось.

     В отличие от православных храмов в России, в японских православных храмах стоят скамейки – можно сидеть во время службы. В Воскресенском соборе скамейки стояли в несколько рядов. Остальное пространство было заполнено стоявшими людьми. 

     В самом начале литургии очень активная русскоговорящая женщина средних лет европейской внешности раздавала русским прихожанам листки с отрывками Апостола и Евангелия на русском языке – чтобы было понятно, так как богослужебное чтение происходит на старояпонском языке. Я разговорился с этой женщиной, выяснилось, что она наполовину русская, наполовину, если не ошибаюсь, голландка или бельгийка. В России ни разу не была, но по-русски говорит неплохо, с небольшим акцентом.  

     По окончании службы вышел пожилой священник-японец с крестом, и паства потянулась к нему. “С праздником!” – говорил он по-русски прихожанам европейского вида. “Омэдэто годзаимас!” – говорил он японским верующим.

     При храме помогает русская женщина Ольга с японской фамилией – то ли Тадзава, то ли Савада. Она в Японии уже двадцать лет, замужем за японцем. Она подсказала мне, как доехать до кладбища Янака, где похоронен Николай Японский.

     Пожилой японец в строгом костюме и галстуке и с биркой с именем на пиджаке – сотрудник канцелярии собора – доверительно сообщил мне, что 7 ноября (литургия была 5-го числа) ожидается приезд митрополита Иллариона из Московской Патриархии, и все готовятся к его приезду.

     ...Почти через месяц после скитаний и похождений по югу и западу Японии я, в последний день пребывания в Японии, вновь оказался в Токио и не преминул заехать в Воскресенский собор. Был будний день, службы не было. Но довольно много шло туристов. Вход в собор, который, кстати, является национальным памятником культуры Японии, – за пожертвование: 300 йен (около 150 рублей). За эти деньги входящим дают свечку и буклетик о соборе. При мне зашли несколько старшеклассников, поставили свечки. Следует отметить, что в целом японское общество атеистично, но к религии относятся с уважением.

     С меня денег за вход не взяли.

     Я разговаривал с женщинами в лавке, у входа, когда к нам подошёл пожилой человек и на экране своего смартфона показал чёрно-белое групповое фото, на котором были изображены японки в кимоно, японцы, и какие-то иностранцы.

     – Это, – указал он на сидящую крайней слева молодую японку, – моя бабушка. – А это (он перевёл палец на стоящего в центре почтенного иностранного господина) – архитектор Кондер, который построил этот собор.

     С интересом смотрим на историческую реликвию. На фото японки сидят скромно, они одеты в кимоно, длинные густые волосы по-японски взбиты вверх и зачесаны назад, так японки уже давно не ходят: это было распространено примерно с 19-го века и до конца Второй мировой войны (после поражения в войне Япония была оккупирована американцами, и в страну хлынула западная культура).

     – Вы верующий? – спрашиваю я владельца фотографии.

     – Нет, – отвечает он. – Только бабушка была верующей. А дед был военный, и поэтому не принимал религию. 

      Сразу возле входа, у потемневшей от времени стены стоит икона Воскресения Христова, писанная японской иконописицей Ямасита Рин (1857 – 1939), в крещении наречённой Ирина. Она настолько известная в Японии, что недавно японская телерадиокомпания NHK сняла о ней документальный фильм. Иконы, писанные этой иконописицей, есть во многих храмах Японии.

Кладбище Янака

     В Японии умерших сжигают, но святителя Николая похоронили по-православному. При жизни святого его уважал сам японский император (на похороны святителя был направлен венок от имени императора), и поэтому тело усопшего в Россию не отправили.

     На метро доезжаю до буддийского кладбища Янака. Разыскиваю могилу святителя. Могила огорожена и заперта на замок. Рядом похоронены ещё несколько деятелей Японской Православной Церкви.

     В канцелярии кладбища открыть ограждение мне никто не согласился, сославшись на то, что они к могиле отношения не имеют, а у кого ключи, они не знают. И всё виновато кланялись, извиняясь…

  

Могила св.Николая Японского

  

Христианство в Японии

     В течение месяца я побывал во многих регионах Японии к юго-западу от Токио. В частности, основной целью был остров Кюсю, один из четырёх крупнейших островов в Японской архипелаге: наряду с Хоккайдо, Хонсю и Сикоку. Кюсю самый южный из них.

     Проникновение христианства в Японию началось именно с Кюсю: в 1543 году европейцы (это были португальцы) впервые достигли берегов Японии, высадившись на острове Танэгасима, что возле Кюсю. За первооткрывателями потянулись торговцы и католические миссионеры. В течение всего 16-го века проповедь христианства шла успешно, и многие японцы – и феодалы, и самураи, и простолюдины – принимали крещение. И до сих пор на Кюсю много католических церквей и монастырей. По улицам города Нагасаки в 16-м веке проходили пышные пасхальные процессии. Однако испанцы, видимо, взирая на японцев с позиции белого колонизатора, не постеснялись заявить, что с помощью католиков-японцев могут и власть в стране захватить. Тут следует добавить, что европейцы массово завозили в Японию огнестрельное оружие, чего не было у самураев, и продавали его феодалам Кюсю, которые были настроены не всегда лояльно по отношению к центральной власти.

     Военному руководству Японии слова испанцев очень не понравились, и всех иностранцев выдворили из страны. А на христиан-японцев начались гонения: их топили, сжигали, распинали, заставляя отречься от веры. Существовала процедура “фумиэ” – топтание изображения (иконы) с целью доказать свою непричастность к христианству. Католическая церковь в те времена пополнила свой лик святых в лице японских мучеников. Сообщается, что в период с 1597 года по 1660 год было казнено свыше 3 тысяч японцев-католиков. Есть хороший фильм “Молчание” (2016 года, режиссёр Мартин Скорсезе), в котором история проповеди христианства (католичества) в Японии хорошо раскрыта.

     Одним из последних выступлений японских христиан (?) было Симабарское восстание 1637 – 1638 гг.: вспыхнуло оно как реакция на невыносимые поборы со стороны феодала, однако протекало под христианскими лозунгами. Помощь в подавлении восстания японским властям оказали голландцы, которые, будучи протестантами, не стеснялись обстреливать из пушек с моря полуостров Симабара с находящимся на нём замком, в котором укрылись около 37 тысяч японцев-католиков. За это голландцы единственные из европейцев, да, пожалуй, чуть ли не единственные из всех иностранцев, получили от японского правительства разрешение находиться в Нагасаки и вести торговлю.

     С тех пор свыше чем на 200 лет проповедь учения Христа практически не звучала в Японии – вплоть до открытия страны в 60-х годах 19-го века. Всё это время японские католики скрывались в катакомбах, либо на отдаленных островах. Некоторые из них прикрывали христианство буддийским антуражем, что породило японское синкретическое направление – буддо-христианство, и поныне существующее на островах Гото в префектуре Нагасаки. Автору этих строк приходилось видеть древнюю буддийскую статую, очень напоминающую буддийское божество, на шее у которой висит предмет, распознанный специалистами как христианский крест.

     С началом новой эры в истории Японии – Реставрации Мэйдзи (началась в 1868 году) – была дана свобода проповеди христианской веры. Примерно в это же время в страну приезжает молодой иеромонах Николай, будущий святой равноапостольный Николай архиепископ Японский. Его проповедь началась с Хоккайдо и постепенно распространялась на юг. Большое количество храмов сосредоточено в регионе Тохоку – северо-восточная часть острова Хонсю (кстати, в этом регионе находится печально известная префектура Фукусима, в 2011 году пострадавшая от удара стихии). Это также связано с тем, что среди первых японцев, принявших Православие, было много выходцев из Тохоку. В июле 2015 года я побывал в тех местах и, проходя город Оофунато, был немало удивлён, когда на моём пути, в этой японской глуши, неожиданно буквально вырос из-за ветвей деревьев большой православный храм. Это был храм Вознесения Господня.

 

     Храм был закрыт, там никого не было (был будний день).

     В этих краях в своё время было основано довольно много православных храмов. К сожалению, цунами 2011 года некоторые из них разрушило. Но всё равно в регионе Тохоку, расположенном к северу от Токио, Православие, можно сказать, процветает. В отличие от ситуации на юге страны.

     В ноябре 2017 года в Кагосиме, самом южном городе острова Кюсю, я разыскал среди однотипных зданий города православный храм, освящённый в честь святого апостола Иакова, и надеялся побывать на богослужении, так как был воскресный день. Но храм был закрыт. Приехавший чуть позже на грузовичке дедушка, работник храма, впустил меня внутрь и сообщил, что службы здесь проводятся раз в месяц, священник приезжает из другого города, поскольку верующих мало – всего пять-шесть человек осталось, да и те уже в годах, – “а преемственности нет”. Сам дедушка верующим не является, просто работает здесь.

Храм Св.Апостола Иакова, г.Кагосима

    

Православная часовня, город Кумамото, остров Кюсю

     Что касается города Нагасаки, печально известного атомным ударом по нему, то там православной церкви нет, но есть русское кладбище. На его территории покоятся в том числе и русские солдаты и матросы, умершие в японском плену во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Имеется часовня.

 

Русское кладбище в городе Нагасаки

     

Стела в память русских солдат и моряков, погибших в боях и умерших в плену в Японии во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

 

     В Нагасаки много католических храмов, это изначально католический город, что обусловлено мощной пропагандой католиков в этих краях в 16 веке.

      На Кюсю службы в православных храмах регулярно ведутся в городе Хитоёси (префектура Кумамото) и городе Фукуоке, что на севере острова.

     На острове Сикоку, в городе Токусима есть храм Сошествия Святого Духа. Я там побывал в июле 2015 года. Поскольку день, когда я прибыл в этот город, был понедельником, храм был закрыт. Помню, как я добирался до этого храма. Город Токусима довольно большой, поэтому на железнодорожном вокзале я справился у таксистов, как найти православную церковь. Таксисты вытащили карту города, дотошно пометили на ней маршрут и вручили мне. Я отправился пешком – такси в Японии дорогое, – а это часа два, но тут меня догнал один из таксистов: “Эй, русский! Русский!”. Таксист протянул 500 йен – “на сок и т.п.” – и сказал, что через полчаса в ту сторону, куда я иду, пойдет машина, и меня могут подвезти. У японцев сильно развито чувство долга: если вы обратились к японцу за помощью, он с себя последнюю рубашку снимет. На перекрёстке, когда я ждал зелёный цвет, меня позвали в пропагандистский автомобиль, расписанный политическими лозунгами, с громкоговорителем на крыше. В те дни в Японии шла кампания, если не ошибаюсь, по внесению изменений в действующее законодательство, и все политические партии и движения включились в борьбу за продвижение своих идей. Таким образом, сидя на переднем сиденье пропагандистского автомобиля, по пути в православный храм, я невольно поучаствовал в агитации за Новую социалистическую партию Японии.

Храм Сошествия Святого Духа в городе Токусима, о. Сикоку

     Православные храмы в Японии – это ещё и островки Русского мира: сюда приходят на богослужения российские дипломаты, бизнесмены, студены. Много и православных иностранцев. В Благовещенском храме города Киото мне довелось пообщаться с сербской девушкой. Я говорил ей по-русски, она отвечала по-английски: по-русски понимать понимает, а говорить не может. Рядом стояла болгарская девушка, которая по-русски не говорила и не понимала, но тоже была православной. Приятно осознавать свою общность с людьми разных национальностей, но одной веры.

     После поражения Японии во Второй мировой войне страна была оккупирована американскими войсками. И по настоящее время американское присутствие в Японии обозначено военными базами на всей территории страны. С момента военной оккупации в Японию стал проникать западный образ жизни: культура, ценности и религия. Распространился протестантизм. Он и раньше присутствовал на Японских островах, но в небольших масштабах.

     Нужно принять во внимание ещё один немаловажный фактор: в эпоху милитаризма (конец 19-го века – первая половина 20-го века) государство делало ставку на национальные чувства японцев, подпитываемые японской языческой религией синтоизмом. Все другие веры, мягко говоря, не приветствовались. Даже буддизм, который в Японии существует с 6-го века. С начала 20-го века, когда Япония вступила в фазу колониальных завоеваний, буддийские храмы терпели бедственное финансовое положение – государство их не финансировало. С крахом Японской империи в 1945 году и национал-синтоистской идеологии духовная ниша была освобождена. Протестантские миссионеры нашли для себя благодатную почву.  

     В настоящее время в Японии представлены даже такие конфессии как “Свидетели Иеговы” и “Мормоны”. Методика проповеди у них та же, что и во всём мире. Автору этих строк неоднократно приходилось сталкиваться на улицах японских городов с представителями этих псевдохристианских сект: они вежливо улыбались, звали на свои собрания, просили номер телефона – методика та же, наработанная.

     Протестантизм и производные от протестантизма конфессии в Японии представлены наибольшим числом верующих из всех христианских и околохристианских конфессий – свыше 500 тыс.чел. Католики стоят на втором месте: около 440 тыс.чел.

    

Так японские католики изобразили Богородицу с Младенцем. Фото из Интернета

     Что же касается православных японцев, то после смерти Святого Николая Японского в стране насчитывалось около 34 тысяч православных верующих. В настоящее время их количество насчитывает немногим менее 10 тысяч.

 

2.07.2019

© Валентин Соколов

Южно-Сахалинск