Выксунская епархия

Жить в постхристианском мире

 

  1. Из дневника священника

«…Просыпаюсь утром. И, казалось бы, дефрагментированный ночным покоем мозг, воспринимает всё происходящее спокойно. Неизбежно информационный поток, постепенно, заполняет освободившееся пространство ума, создавая утреннее настроение. Иногда оно благостное и доброе, иногда совсем наоборот. Воспоминание вчерашнего дня, заботы о сегодняшнем, наказы, приказы, болезни и заботы. Салат с компотом в голове. После утренних молитв, еду на службу, настраиваю себя – «Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Святому Твоему…».

…Почему-то служу сегодня, будто восхожу на Голгофу, и лишь приобщившись к Пречистым Телу и Крови Христовым, ощущаю, что «отпустило». «Благодарю Тебя Милосердный Господи, что принял меня погибающего».

И именно в этот момент, благодарность, бесконечная благодарность Милостивому Христу. За то, что взыскал меня, и помиловал. И именно   в этот момент, ты понимаешь, что здесь реальность, здесь смысл, здесь истина и источник всего, Источник бытия. «Пьющий воду, которую я дам ему, не будет жаждать никогда» - проноситься в голове интерпретация евангельских слов….

…Размышление по дороге домой. Ежели там, на Литургии, в храме, среди молящихся, истинная жизнь, то что здесь? Среди машин, пробок, магазинов, компьютеров, социальных сетей. Среди фейков, селфи, статусов, картинок и «умных цитат». Как увязать ту правду, которую я только что переживал стоя у Божественного Престола, с тем, куда я возвращаюсь сейчас?

С огромным внутренним усилием пытаюсь осознать и примирить, ту мысль, что вся совокупность происходящих в моей жизни событий и есть моя литургия, моё служение Богу, мой путь. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси…».

 

  1. Жить в пустыне реальности

…И как же?

Этот вопрос, полагаем, задает себе каждый думающий христианин. А каждый христианин, в первую очередь, - думающий человек.

Давно пора осознать, что мы живем в мире, который – иной. Самое смешное, что это наш с вами мир.

Если вы помните фильм «Матрица», вышедший двадцать лет назад, то должны вспомнить и слова Морфеуса, обращенные к Нео: «Добро пожаловать в пустыню реальности». Прошло столько лет со времени выхода фильма, а слова стали еще актуальнее. Полагаю, выходя из храма после Литургии, каждый христианин эти слова вполне может сказать. И будет прав…

По мысли современного греческого философа Христоса Яннараса, Евхаристия является способом существования по-евангельски, и действительно, проживая каждый раз евангельскую историю от Рождества до Вознесения, мы проживаем целую жизнь, обретая ее смысл.

Заканчивается Литургия. Мы расходимся по своим собственным жизням. Уходим в пустыню реальности. Что нас там ждет каждый раз?

Первое, чем отличается наш мир – чудовищным обилием иллюзий, так, что сразу вспоминаются слова Артура Кларка о том, что на высших ступенях развития, технология – подобна магии. И так же пуста, представляя собой попытки человека воздействовать на природу и собственную человечность с помощью ритуала («Господа не призваша…»)?

Если вспомнить дедушку Канта, который говорил, что мир по своей сути не постижим (ноумен), нам доступны только явления (феномен), то окажется, что существенная часть мира – внешнего, или нашего, внутреннего, представляет собой искусственно созданные явления, не имеющие выраженной связи с реальностью созданного Богом мира. Иллюзии.

Мы перестали ощущать свою связь с «вот-бытием», для нас актуальнее становится «там-бытие» и, дополню немного Хайдеггера, «нет-бытие». А ведь в глубокой древности человек был мерой вещей, имеется в виду, объектов реальности, до которых мог дотянуться. Не стоит, конечно, идеализировать прошлое, но, например, в патриархальный период библейской истории, мир был гораздо более человекосообразным. А ведь человек создан по образу и подобию Божию…

…Подобное положение вещей порождает две вещи: чудовищную безответственность по отношению к своей жизни и жизням других людей…и – чудовищную усталость.

В созданной человеком пустыне человеку места нет. Вы задумывались когда-нибудь, что около трети взрослых жителей развитых стран нуждаются в психиатрической помощи?

Очень злую шутку с человечеством (да простят меня сейчас свободолюбцы) сыграла Всеобщая декларация прав человека. В 1948 году она стала реакцией на две мировых войны, подчеркивая ценность человеческой жизни. Но прошло не много времени, и развитие международного права привело к полной противоположности основополагающих идей Декларации – к дегуманизации. Нарастание свободы привело к выходу человека из своей собственной сущности. Впрочем, это неудивительно. Первородный грех, как болезнь, тут же начинает разъедать человека, как только в его жизни не остается места Христу, Врачу душ и телес. Парадоксальным образом секуляризации человеческой жизни способствует то положение вещей, которое определяется международным правом, ставшим ответом на ужасы XX века. Странная вещь история… Если это не история спасения человека Богом.

Жить в толерантном, постхристианском мире сложно. Он очень комфортен, но очень бесчеловечен. Сравнения напрашиваются следующие, обыденные и простые: деревенский уютный дом, где топится русская печь и пекутся домашние пироги, где рады каждому зашедшему в гости…и – большой офис крупной компании, бетон и стекло в стиле хай-тек. Добрая деревенская бабушка и закованный в одежду известных брендов топ-менеджер. Теплые диалектизмы, скажем, поселка Тумботино, речь, как музыка – и жалкий волапюк пустых презентаций. Полагаем, достаточно.

…Звонят колокола церквей, призывая из пустыни реальности, из мира иллюзий к настоящей жизни. …Мы снова проживем до глубины души таинство подлинной истории.

Таинство подлинной жизни. Жизни со Христом. Оставив на время тот мир, который нуждается в Нем, сам того не подозревая.

 

 

Протоиерей Андрей Филатов, Павел Филатов, историк

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 24/04/2019.