Выксунская епархия

Золотой век Иверской обители на Выксе

Вторую половину XIX и начало XX столетия называют «золотым веком» русского женского монашества. В это время стремительно растет число женских обителей и, как следствие, число насельниц. В 1864 году в Выксе основывается женский монастырь. Периоду его становления и расцвета посвящена курсовая работа выпускника Православного Свято-Тихоновского Государственного университета Владислава Попова. В большей степени работа раскрывает не конкретные вехи в истории монастыря, а роль преподобного Варнавы в устроении обители и духовной жизни сестер.

Предлагаем прочесть выдержки из этой работы, подготовленные ко дню преставления Варнавы Гефсиманского (отмечается 2 марта).

 

Святитель Филарет: «Благословляю создаться обители…»

Среди многих дел и свершений иеромонаха Варнавы первое место, бесспорно, отдается достославному делу создания Иверской Выксунской обители и духовное наставление ее насельниц.

В этом деле отцу Варнаве, в то время еще послушнику Василию, помогли сами жители села Выксы: Е.В. Кокин и А.Я. Бордачев, которые через юродивого Димитрия Пивоварова – духовного сына старца – передали ему свою мысль об устроении обители на Выксе. Послушник Василий, выслушав благочестивое желание, припомнил завет своего наставника схимонаха Григория и с радостью одобрил это намерение. Но, прежде чем осуществить этот замысел, он отправил Кокиных к святителю Филарету, митрополиту Московскому, за благословением. Святитель милостиво принял Кокиных и, узнав обо всем, сказал: «Благословляю создаться обители, а монаха-устроителя, который кроется за вами, благословляю созидать и руководить ею всегда».

 

От богадельни – к общине и монастырю

Весной 1864 г. послушник Василий решил начать строительство женской обители, поскольку имел решение образовать в дальнейшем при богадельне если и не монастырь, то хотя бы общину. Плата за постройку богадельни, ее отделку, внутреннее обустройство полностью лежала на нем. Средства поступали от его многочисленных духовных детей. Первыми благотворителями, пожертвовавшими лес на постройку двухэтажного корпуса богадельни и железо на крышу, были жители села Выксы: Кокины, Бордачевы и Липковы. Крестный ход с Оранской иконой Божией Матери, проходивший в аккурат перед началом строительных работ, восприняли как доброе предзнаменование того, что послушник Василий выбрал место для обители будущих насельниц, угодное Небесной Покровительнице.

Благодаря разумному руководству и управлению отца Варнавы происходило постепенное преобразование богадельни в общину, а затем и в монастырь. Со дня освящения домовой церкви в честь Иверской иконы Божией Матери богадельня стала официально именоваться Иверской. Число сестер, поступавших в обитель, со временем стало увеличиваться, и к 1873 г. их было уже более ста.

После возведения обители в степень третьеклассного монастыря отец Варнава по-прежнему продолжал заботиться о благоустройстве обители через своих благотворителей. Кстати, одним из основных жертвователей был купец из Ярославской губернии Василий Муравьев, известный нам сегодня как преподобный Серафим Вырицкий.

 

Для отца Варнавы мелочей не существовало

Он принимал женщин, прошедших сотни верст из глухих тамбовских деревень и из столичных городов. Они искали у него крова и надежного руководства в жизненном пути, поэтому его духовная семья постоянно увеличивалась. Каждая новая «дочка» приносила ему с собой и новые заботы. Приняв ее, он немедленно писал игумении монастыря в Выксу, уведомляя о прибытии новой сестры, прося подготовить для нее подходящее послушание и келию. А по своему приезду в обитель спрашивал новую насельницу, как привыкает она к жизни в монастыре. Родным же всегда напоминал не забывать свою богомолицу.

Иверская обитель стала одним из наиболее благоустроенных женских монастырей в России, прежде всего, в отношении подвижнической жизни. Отец Варнава ввел устав, за исполнением которого строго следил и указывал на замеченные отклонения. «Для отца Варнавы мелочей не существовало: долгий опыт научил его усвоять иногда больше и самым, казалось бы, маловажным вещам», - говорится в его жизнеописании от 1907 года.

Сестры ежедневно молились на каждом богослужении, кроме поздней Литургии. Даже игуменья, несмотря на занятость управленческими делами, не освобождалась от служб. Иверский монастырь обеспечивал сестёр всем, включая одежду и келейную обстановку. Старец Варнава говорил им: «Вы имеете всё, и если не будете молиться, то оправдания не будете иметь!».

По настоянию иеромонаха Варнавы община не посылала своих сестер за сбором подаяния. Обитель на Выксе устраивалась и содержалась исключительно щедротами тех благотворителей, с которыми она была связана (из книги И.Миловидова «Иверский Женский монастырь, находящийся в Ардатском уезде Нижегородской губернии, и основатель его иеромонах Варнава», 1889 год).

 

Миссия обители

Благотворное влияние обители на окружающие земли с окрестным населением проявилось в просветительской деятельности. В результате в соседних селениях, например, в Мотмосе, открылись храмы и церковно-приходские школы, которых до того момента не существовало, так как местность была пристанищем старообрядцев и сект. На Выксунской земле начала складываться традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество уже пришедших в Церковь людей. А сам Иверский монастырь, с его храмами и сестрами, стал подобием миссионерского стана, просвещающего людей светом истинной веры и подвига во славу Господа нашего Иисуса Христа!

 

Владислав Попов. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна