Выксунская епархия

Проповедь в среду 2-й седмицы Великого поста, 12 марта 2014г.

Проповедь в среду 2-й седмицы Великого поста, 12 марта 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Немного прошло с того времени, когда мы вместе с Церковью пели: «Прииди пост – Мати Целомудрия»! Каждый православный христианин, который жаждет исцеления своей больной души, он в то же время ждет этого Великого Поста, в который Церковь нас призывает особенно бодрствовать, трезвиться над своей душой, чтобы быть, как часовому на посту. Конечно, мы все – воины, и в Церкви даже терминология воинская часто применяется, но воинами мы бываем расслабленными. А вот Пост – это то время, когда мы должны находиться в полной боевой готовности, потому что враг особенно старается усилить свое губительное действие на нас. И если мы во врага метаем ядра и снаряды, как в свое время говорил Паисий Афонский, то не нужно ждать, что в ответ он будет метать в нас лукум и шоколад. Понятно, что, чем сильнее мы стараемся бороться со своими грехами и страстями, за которыми стоят бесы, возбудители этих страстей, тем сильнее их противодействие. Чем опытнее воин, тем с более опытным врагом он вступает в брань. И Святая Церковь дает нам возможность укрепляться в этой брани через пост.

В широком смысле пост должен нами пониматься как удержание от зла. И естественно, что можно назвать его методом самолечения. По словам святого Феофана Затворника, в это время мы должны особенно следить за собой и не должны позволять своей душе, своим чувствам, которые являются окнами души, на все смотреть, все слушать и всего касаться. Он приводит образ дома, в котором никто из нас никогда ни окна, ни двери не открывает настежь. Понятно, что зимой человек замерзнет, а летом туда могут зайти звери и залететь всякие птицы и все в этом доме превратить в состояние хаоса. То же самое происходит с нашей душой. И воздержание, конечно, необходимо. Оно необходимо нашему уму. Оно необходимо нашему сердцу. И пост должен содействовать тому, чтобы укреплялась наша воля, потому что она страдает  расслаблением.

Расслаблена она бывает из-за того, что мы только на словах желаем исправления, а по сути мы все ждем и жаждем совсем другого. Человек чаще всего живет именно по этим страстным стихиям своего естества и то, что он – существо духовное, и то, что он принадлежит вечности, и то, что никто нечистым в Царство Божие не войдет, как-то не приходит в его голову.

Понятно, что, когда мы приходим в храм, когда мы слушаем проповедь, когда мы молимся,  добрые помыслы входят в наше сердце, занимают наш ум. Но это время очень короткое. Человек – такое существо непостоянное, что он очень быстро об этом добром забывает. И снова тянет его в другую сторону от Бога. И так вот мы "маемся, маемся, то грешим, то каемся", находимся в таком вот изменчивом состоянии.

 Пост называют – есть такая рифмованная фраза, – «пост, небесам помост, а страстям нашим погост». Это действительно должно быть  так, и в это время у нас есть возможность вспомнить о том, что мы – граждане неба.  Что невозможно служить страстям своим и, в то же время, считать себя верующим человеком и думать, что мы очень любим Христа. Полюбить Христа можно только тогда, когда мы к Нему приближаемся по свойствам. Это очень важно. Человек любит другого человека тогда, когда он его понимает, когда он разделяет его чувства, стремления, когда он, можно сказать, полностью растворяется в объекте своей любви, так ведь? Всего себя отдает, живет уже не для себя, а для другого… Вот, собственно говоря, формула истинной, правильной любви, крепкой любви, крепкой¸ как смерть – смерть такую любовь не может преодолеть, потому что она имеет вечное, божественное измерение. То же самое происходит, когда мы вот так любим Бога. Чтобы так Его любить, нужно уподобиться Ему по свойствам.  Понятно, что нам невозможно стать Богами по существу, но мы можем стать Богами по благодати, как говорит Григорий Богослов. Для этого воплотился Господь наш Иисус Христос, чтобы мы вернули себе божественное достоинство. И мы можем это сделать. Об этом свидетельствует нам Святая Церковь, Святое Предание Церковное, потому что мы имеем примером сонм многих и многих подвижников, преподобных отцов, мучеников, которые сподобились этой великой благодати Божией. Поэтому они и называются преподобными, потому что уподобились Богу по свойствам.  Они видели свою нищету духовную, перед лицом идеала святости Христа они видели свою несвятость, они считали себя хуже всех.

Когда преподобный Сысой Великий умирал, лицо его просветилось, как солнце, и при этом он просил Бога о помиловании. Когда братия его спросили: «О чем ты просишь Бога?», он сказал: «Я прошу, чтобы Господь еще дал мне время для покаяния». Они удивились и спросили его: «Тебе ли просить о покаянии?», они знали его святость, они знали его чистоту. Но он ответил: «Поверьте мне, братия, я еще не положил  и начала покаянию». 

Такое было устроение у святых отцов, потому что они помнили слова Христа: «Верный в малом и  во  многом верен». И они старались пресечь в себе даже самое малое поползновение ко греху, которое начинается с помыслов. Сердце начинает сочувствовать греху, и уже можно сказать, что человек согрешает внутри себя, а затем он и грех может совершить внешним образом, видимым. Поэтому цель этого поста, по слову Феофана Затворника – постараться плоть распять со своими страстьми и похотьми, а не так, как мы делаем. Мы позволяем плоти нашей распинать нашу бессмертную душу своими страстями и похотями. И поэтому цель поста – ослабить власть плоти над духом. Цель важная. Настолько важна эта цель, насколько важна наша жизнь. Потому что человек – существо вечное, и истинная, подлинная жизнь – это жизнь в Боге.

Еще на что хотелось бы обратить внимание. Есть у нас один вид грехов, которые наиболее трудно врачуются. Бывает, человеку даже легче преодолеть какой-то большой грех. Это как если взять какой-то большой тяжелый камень и перенести его на другое место. А вот мелкий песочек – вот здесь уже трудно. Мелкие камешки, если взять, то попробуй потом положить их назад, каждый – на свое место! А большой камень мы можем на место положить, даже углубление остается от него. Конечно, тяжкое падение глубокую рану оставляет в душе. Но часто бывает, что рубец от этой раны, когда человек уже покаялся, оставил этот грех, он напоминает о себе, и человек смиряется. Господь иногда попускает человеку впадать в какие-то серьезные грехи, чтобы он помнил об этом и смирялся. Апостол Петр предал Господа. Вы знаете двух предателей, Его учеников, которые предали Его, апостол Петр и апостол Иуда, который перестал быть апостолом. Но посмотрите, раскаялся ли Иуда? Да, он раскаялся, об этом даже в Евангелии написано. Но он не верил в  любовь Христа, не верил в Его милосердие, не верил в Него как в Бога Живого, который может простить, и так печально закончил свою жизнь. А апостол Петр верил и знал, что Господь простит. И после того, как предал Христа, так как Господь  показал ему, что не нужно быть таким самонадеянным, он после этого все время плакал. Он  вспоминал об этом грехе, когда начинал петь петух поутру,  вспоминал свое предательство и плакал.  На его щеках борозды даже остались от постоянных слез. Но это не значит, что он был каким-то слабовольным хлюпиком, который не мог ничего уже доброго сделать (как некоторые говорят: что толку, если я буду все время укорять себя в грехах, это так можно впасть в депрессию и стать вообще больным, безвольным, унылым человеком).  Это не так.  Слезы покаяния привлекают милость и любовь Божию, и этот плач называется святыми отцами радостотворным плачем. Потому что человек видит свою немощь и, в то же время, чувствует на себе силу Божию, вот что происходит. И апостол Петр, вы знаете, каким он был, в книге деяний апостольских об этом написано. Это был действительно великий апостол, в немногих простых и сильных словах он выражал великие истины Спасения так, что по его проповеди несколько тысяч человек сразу крестились.  Они вскрикнули, «что нам делать, мужи братия?».  «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя  Иисуса Христа для прощения грехов»... Тень проходящего апостола Петра осеняла больных людей, и они исцелялись.  Вот каким был апостол Петр, человек, живущий в  постоянном делании покаяния.

Поэтому покаяние – это сила великая. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что начало следования за Христом, начало вообще нашей веры –  это видение своей греховности, это стремление к изменению себя. И только тот человек, который стремится себя изменить, который, видя свои грехи, не мирится с ними, а старается себя исправить,  может называться христианином. Бесполезно знать  догматическое учение Церкви на пятерку. Много богословов на земле существует, которые успешно занимаются наукой, но они при этом являются совершенно неверующими людьми.

Итак, покаяние. Будем просить у Господа, чтобы Он помог нам увидеть свои грехи. Это не просто, потому что мы все очень гордые. Будем просить также у Господа, чтобы Он помог нам избавиться, (что очень трудно), от мелких грехов.

Обратим внимание так же на слова, которые сегодня пелись в великом прокимне: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнех моих». Мы просим об этом у Господа. Но мы должны понимать, что, когда мы просим, мы должны приложить силы к тому, чтобы Господь нам помог, иначе ничего не выйдет.

Возьмем в руки Новый Завет, откроем послание апостола Иакова, брата Божия, и почитаем, что он говорит о языке. Лучше него еще никто на земле не сказал о грехах, которые мы совершаем через наш язык.  Мы вспомним  и много пословиц на эту тему. А один  святой говорит: «я всегда раскаивался, когда говорил, и никогда не раскаивался, когда молчал». Конечно, мы не можем ходить и все время молчать. Речь не об этом, а о том, что мы должны очень внимательно относиться к тому, что мы говорим, кому мы говорим, как мы говорим. Потому что мы говорим очень много пустых слов; того, что называется непроверенной информацией, много передаем, не о событиях, происходящих в мире, а о друг друге. Мы часто клевещем, осуждаем, потому что существо человека таково, что он очень склонен к осуждению. В разговорах мы увлекаемся, начинаем осуждать или клеветать.  Это показывает в нас нашу гордость и превозношение. Как мы можем осуждать? Если мы осуждаем кого-то, значит, мы не осуждаем себя. Апостол Павел говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Богом он стоит или падает». Действительно, кто тот, который осуждает? Бог? Объективно видеть человека может только Бог, он и даст оценку нам в свое время.   Обратим на это внимание.

И попросим у Господа, чтобы Он молитву нашу очистил. Чтобы она творилась с благоговением, покаянием и вниманием. Чтобы она была действительно благоуханна, как  фимиам, который возносится горе, Господу, потому что молитва соединяет человека с Богом. А просить в молитве будем больше всего самого главного. Будем просить, чтобы Господь дал возможность покаяться и измениться. Потому что Он не просто просит, а призывает всех нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Отрадно было видеть сегодня так много причащающихся святых Христовых Таин.  Господь очень милосерден, и во время такого трудного поприща поста, когда мы вспоминаем о своих грехах и постоянно себя сдерживаем и ограничиваем, Он дает нам возможность принимать Его токи благодати, которые помогают нам устоять, удержаться от греха и сотворить благо.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.