Выксунская епархия

13 октября 2013 года, 21 седмица по Пятидесятнице.

13 октября 2013 года, 21 седмица по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

По размышлении о том, что сказать на сегодняшней проповеди, пришла мысль: слова евангелий – воскресного и того, что мы читаем каждый день, должны читать, – применить в жизни нам бывает очень трудно. Во-первых, потому что это для нас очень высоко и глубоко, во-вторых, потому что причиной этому служит наша леность. Ну, не только леность, конечно! Главная причина в том, что нам все время надо напоминать о духовном, о том, что человек - существо духовное, и должен жить духовной жизнью. Евангелие, как слово Божие, его направляет. Этим источником живой воды, ведущей в жизнь вечную, к Самому Богу направляет. Бог является самым великим благом, которое только может стяжать человек, соединение с Ним доставляет великую радость и счастье, полноту жизни. Но после грехопадения прародителей мы наследовали повреждение нашей природы. И вот одно из свойств поврежденной нашей природы - непостоянство. Каждый из нас, наверно, знает об этом непостоянстве.

Казалось бы, как просто! Я понимаю, что нельзя осуждать, не нужно раздражаться и жадничать. Но я продолжаю осуждать, раздражаться и жадничать. Понимаю умом, что это нехорошо, и даже умиляюсь сердцем, когда читаю в житийной литературе истории о том, как прекрасны плоды милосердия, как прекрасны люди, которые так делают. Евангелие нас просвещает. Действительно, радуется сердце, когда слышишь призывы Спасителя к милосердию, к чистоте сердечной, покаянному плачу, кротости. Но проходит совсем немного времени, и об этом забываешь.

На литургии, если мы внимательно молимся, мы буквально блаженствуем. Такая радость, такая милость Божия! Но проходит небольшое время, и всё!  Мы обо всем забыли. Поэтому нужно постоянно напоминать себе о самом главном, самом важном в жизни: о том, что мы - духовные существа, существа бессмертные, граждане неба. И питать нужно сердце и ум словами Священного Писания. Преподобный Серафим Саровский, известный всему миру подвижник, прочитывал за неделю весь Новый Завет, никогда с этой книгой не расставаясь. Это первый и главный пример для нас.

Что касается сегодняшнего Евангелия, Господь нас призывает к милосердию. А милующее сердце - это сердце, исполненное любви, сострадательной любви! Любви, готовой на жертву. В этом смысле вспоминаются слова Исаака Сирина о сердце милующем, о том, что сердце человека, который разгорается Божественной любовью, жалеет всякую тварь, не только людей, но и животных. Но не о них сейчас речь. Он говорил, что человек, исполненный такой любви, духовного горения и сострадательности, готов даже десятикратно претерпеть сожжение, и не удовлетвориться сим ради любви к человеку. Конечно, в это меру любви войти очень сложно, у каждого из нас в этом смысле мера своя. Хотя, такие люди, конечно, жили. И, наверное, живут сейчас. Но мы понимаем, насколько это трудно. Сказать «любовь» легко! Объяснить, что это такое, - тоже не так и сложно. А вот стяжать в сердце своем любовь, дело, конечно, трудное.

И Господь дает нам ориентиры. Он говорит, что мы должны миловать не только тех, что являются нашими друзьями, приятных нам. И взаймы давать, не только надеясь получить обратно столько же. Он говорит, что язычники так же делают. А вы давайте, не ожидая получить взамен. Все мы как бы немножко жадны. Людей, абсолютно добрых, бескорыстных, очень мало. У всякого из нас есть свой предел жадности, за которым уже жалко дать. Мы должны стремиться границу эту все время отодвигать в сторону ближнего, в сторону того, кто действительно нуждается в помощи. Конечно, мы станем учитывать то, что, возможно, человек будет пренебрегать нашей любовью и не воздаст нам. В духовном смысле это даже хорошо, потому что, отдавая ближним, отдавая другим, мы отдаем Богу. Вот это действительно те сокровища, которые на небесах собираем.

Господь говорит еще о том, что мы должны врагов любить. Это уж совсем у нас, конечно, сложно. Хотя, множество, целый сонм святых, подтверждают такие слова Спасителя своими жизнями. И те люди, которые научились любить врагов, действительно неуязвимы от стрел лукаваго и имеют твердый щит и ограду от любой житейской скорби. Потому что они стяжали любовь Христову в сердце своем. Господь говорит, чтобы мы милосердны были, как Он милосерден к неблагодарным и злым. Для этого, как Феофан Затворник советует, нужно в сердце свое поставить ближнего. Мы не хотим, чтобы нас обижали, мы не хотим, чтобы нас осуждали, мы хотим, чтобы, когда мы нуждаемся в помощи, мы могли бы ее получить. Иногда даже и обращаться за помощью бывает и стыдно, человек боится, не получив просимого, искусить другого человека, и самому впасть в состояние, когда тебе отказали. Как его назвать можно? Для кого-то это будет обида. Для кого-то просто некое неудобство. И вот что очень важно. С одной стороны, это ведь очень просто понять; когда нам холодно, мы же знаем, что это такое? Когда мы видим человека, который находится в таком состоянии, что он мерзнет, мы понимаем, что с ним происходит, мы должны человеку помочь. Мы должны себя поставить на его место, это на самом деле несложно. Это, можно сказать, для детей урок. Но кто из нас так делает? Или часто ли мы так делаем, или нет? Вот об это мы должны задуматься. Потому что в нас много эгоизма, к сожалению. Не хотим даже замечать, сколько страдают наши люди, наши ближние, порой, о которых мы по долгу своему должны заботиться. Это касается не только милостыни материальной, телесной жизни нашей, но и, конечно, духовной.

Милостыню мы оказываем, когда стараемся простить. Когда кротко обращаемся с людьми, которые, по характеру своему, очень колючие и, бывает, как-то неприятно с ними общаться. Когда стараемся прощать. Когда стараемся снисходить к немощи. Тем самым мы тоже оказываем духовную милостыню. Если мы не хотим этого делать, то и молитвы за нас, даже самых, может быть, великих духовных людей, не помогут. Потому что мы должны изменять свое сердце. В этом наша боль. Спасение человека совершается соединением двух воль – человеческой и Божественной.

Вспоминается случай, как один игумен молился за свою братию, за то, чтобы они имели единое сердце, единый дух, чтобы он и его братия были вместе с Господом. Он предзрел уже свою кончину и молился кротко за свою братию, ему их было очень жалко. И вот однажды, когда братию пригласили в другой монастырь, на великий праздник, он услышал голос: ты отправляй братию, а сам иди один, после них. Братия двинулась в путь. Он через некоторое время тоже вышел на дорогу, ведущую в другой монастырь, и увидел человека избитого, человека страдающего, израненного. Он спросил: что с тобой? Тот говорит: зверь меня переломал, очень сильно напал на меня, и теперь я даже встать не могу, чтобы идти. Ты, если можешь, помоги мне. Он говорит: а что же, по этой дороге проходили монахи, много человек, они тебе не помогли? Тот отвечает: они подошли, посмотрели на меня (это как в притче евангельской о милосердном самарянине) и сказали «нам очень жаль тебя, но мы ничем не можем помочь тебе, у нас нет ни мула, ни верблюда». И ушли. Ну что же делать? Игумен взвалил этого несчастного на плечи и понес. И вот удивление – когда он его нес в гору, то чувствовал не утяжеление, а облегчение веса. Он очень сильно удивился. А когда прошло еще некоторое время, почувствовал, что поклажи никакой уже нет – этот человек исчез. Снят был груз с его плеч. И он услышал голос: ты молишься за братию, чтобы они были вместе с тобой,  но они не хотят менять свое сердце, они не хотят быть милостивыми. Вразумляй их, чтобы они исправили свое сердце.

Так вот, дай Бог нам помнить о том, что наше сердце никто, кроме нас, не исправит. Благодать Божия, она всегда споспешествует нам во все благое. Но мы должны проявлять, хотя это очень трудно, снисхождение, любовь, милосердие к тем людям, которые нас окружают. Тогда наша жизнь изменится. И мы тогда постепенно будем меняться. Дело это очень непростое, но это дело очень важное, потому что от ближнего зависит наша жизнь и смерть. И что толку, если мы говорим, что Бога любим, а брата своего ненавидим? Таких людей Иоанн Богослов называет лжецами. Да не будет этого с нами, да будем стараться быть милосердными, как Отец наш небесный. Как призывает нас Господь наш Иисус Христос, Который есть сама милость, сама любовь ко всем людям.

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.