Выксунская епархия

1 сентября 2013г.

1 сентября 2013г.

1 сентября 2013г. mp3 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Святой апостол Павел в своем послании говорит, что по-разному люди относятся к каждому дню, который они проживают. Один человек для Господа дни различает, другой для Господа дни не различает. И вот мы привыкли дни разделять на будничные и на праздничные. И каждый праздник имеет для нас какой-то особый оттенок, особую красоту и определенный важный смысл. Как грани алмаза, переливаясь, играют разными цветами, радуя глаз человека, так устроены и праздники в честь Господа или Божией Матери.

Сегодняшний воскресный день можно назвать днем, посвященным отрокам. Во-первых, сегодня читалось Евангелие об исцелении бесноватого отрока Господом нашим Иисусом Христом. И, как известно, сегодня первое сентября. Поэтому всех вас я поздравляю с Днем Знаний, с началом учебного года.

Для кого-то этот день очень радостный, а для кого-то может и не очень. Потому что снова надо садиться за парты, за учебники. И, конечно, не все любят учиться.

В сегодняшнем Евангелии говорится о несчастном отроке, который очень сильно страдал. Он часто бросался в огонь, часто бросался в воду. И его отец просил учеников Христа об исцелении, но никто не мог этого сделать. И когда отрока подвели к Спасителю, Господь исцелил его.

Тогда в недоумении ученики стали спрашивать Спасителя, почему им не удалось этого сделать. И Он ответил, что, во-первых, у них не было веры. Потому что если человек имеет веру, он может и горе приказать сдвинуться, и она сдвинется.

Такое маловерие часто случается и с нами. Как, по словам апостола Иакова, брата Господня, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8), так и мы бываем нетверды. И верим, и не верим, и уже когда просим – сомневаемся. А сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Конечно, такой человек ничего от Бога получить не может. Потому что он сам не знает, чего хочет и чего просит.

И ещё очень важное изрек тогда Спаситель. Что род сей, то есть бесы, изгоняется молитвой и постом. Вот ещё чего не хватало ученикам Христа. Они ещё недостаточно обрели навык в молитве, чтобы действительно получать просимое. И не научились они поститься. Можно сказать, что ещё не научились они воздержанию от зла. Потому что пост есть воздержание от зла.

Страшно мучили бесы этого мальчика – вот причина его болезни. Бесы – это страшные, темные существа, которые ненавидят род человеческий. И ненавидят именно потому, что человек – это образ и подобие Божие. Именно этот образ Божий в человеке ненавидят бесы. Как они могут враждовать и воевать против Бога? Это невозможно. А вот против творения Божия, против человека – вполне могут.

И их лукавые попытки убить, уничтожить человека, многообразны. Когда-то одному из древних святых были показаны сети дьявола, которые опутали фактически весь мир. Тогда он воскликнул: «Кто же может спастись?». И ему был ответ, что спастись может только смиренный.

Часто бесы, в своей коварной войне стараются действовать незаметно. И в свое время французский поэт Шарль Бодлер сказал: «Великое достижение врага нашего спасения состоит в том, что он успешно внушает людям, что его нет». А он есть. И вот как раз в тех людях, которых называют бесноватыми, бесовские силы очень заметно проявляются. И этот юноша очень сильно страдал, бесы старались его погубить. Но беснование попускается промыслом Божиим, и Господь все равно хранит человека.

Из Евангелия мы также знаем, что один бесноватый жил во гробах, у пещер за городом, где хоронят умерших, кричал и бился о камни. Кто из нас может биться головой о камни и остаться целым? А Господь таких людей оставляет целыми.

Я тоже свидетель тому, как один бесноватый бился головой о бетонную стену со всей силы, но оставался целым. Конечно, зрелище это не для слабонервных.

И, видя это, священник начинает понимать, с какой силой он вступает в борьбу. Но вступает в борьбу по благословению, и силой Божией происходит исцеление человека.

И к каждому из нас демоны приражаются разными способами. Начинается это с помысла, греховных мыслей. Нам кажется, что они наши, а за ними часто стоит враг нашего спасения. Через помыслы происходит сочувствие сердца, появляется желание греха. И затем уже цепочка замыкается его совершением. И если человек не борется, это состояние переходит в состояние порока. У человека ослабевает воля, становится очень тяжело оставить грех, который уже как бы стал второй природой этого человека. Это очень опасное состояние.

Каждый из нас подвергается опасности, потому что постоянно идет война за наше спасение. Что нам нужно делать, чтобы в этой войне быть победителями, чтобы Господь в нас победил?

Господь говорит, что, во-первых, нужен пост, то есть воздержание от всякого рода зла. Помоги нам, Господи, удержаться от осуждения, чревоугодия, от гордости и тщеславия, и от других страстей. Не сразу это дается, надо долго об этом просить.

Важно помнить, что есть на это таинство покаяния, когда греховные узы ослабляются. Мы можем получить благодатные силы в этом таинстве, чтобы бороться с грехами и видеть эти грехи и страсти, отсекать их. И, конечно, важна молитва, потому что она соединяет человека с Богом.

Даже ученые доказали, что молитва – одно из психофизических состояний человека, которое также необходимо, как бодрствование и сон. Вот как это важно. А мы молимся утром на ходу, да и вечером в полусонном состоянии. И практически общения с Богом у нас нет. Но это надо преодолевать. Потому что если мы сами не умеем молиться, то как мы можем научить этому наших детей? Если мы сами не боремся со своими страстями, то и не сможем передать ребенку этот опыт преодоления соблазнов, идущих во множестве с разных сторон и искушающих детей наших.

Христианин – это человек молитвы. Все окружающие нас сети вражии рвутся, когда мы молимся Богу. Но бывает так, что мы вроде бы и горячо молимся, но просим не о духовном, чтобы видеть нам свои грехи, а просим помощи в каких-то наших земных нуждах. А прежде всего надо просить Господа, чтобы он дал нам возможность увидеть наши грехи и постараться покаяться, то есть измениться. Вот чему нас учит Господь, и вот чего мы должны достигать в нашей молитве.

И когда душа наша будет очищаться, молитва наша будет иметь больше плода. Почему святые имели такой обильный плод в молитве? Почему мы к ним обращаемся за их предстательством? Потому что они были великие молитвенники, потому что они очистили сердца свои.

И сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Это значит, человек, имея постоянное общение с Богом, имеет Христа и Царство Божие внутри себя. Он видит, он чувствует, что Бог с ним. И это чувство исполняет его сердце умилением и радостнотворным плачем, когда человек понимает, насколько он грешен, и насколько велика милость и любовь Божия к нам.

Божественная благодать, которая призывается нами в молитве, немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Сегодня Божественная благодать сошла на диакона Иоанна, он стал пресвитером Церкви Божией. Желаю сегодня ему, встав на этот путь, никогда с него не сходить. Чтобы не было двоедушия, что священник в храме один, с друзьями другой, а дома третий. Чтобы была цельность. Чтобы священник всегда помнил о своем предназначении. Священство – это добровольное мученичество ради паствы. Священник – это тот пастырь, который и заблудшую овцу находит и видит, как стадо своё привести к Богу. Он является проводником овец Христовых в Царствие Божие.

Брат Иоанн, словом служи пастве, добротой, любовью. И душу свою клади за овец. Тогда будет умножаться стадо Христово. А люди, видя добрые дела, будут прославлять Отца нашего Небесного. Читай чаще слова, которые написаны на обороте твоего креста иерейского: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12). Аминь.