Выксунская епархия

Слово в неделю Крестопоклонную, Павлово, 23 марта 2014г.

Слово в неделю Крестопоклонную, Павлово, 23 марта 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сердечно благодарю отца-настоятеля храма, хор, всех поющих, сослужащих отцов и братьев, всех вас, дорогие братья и сестры, за сегодняшнюю совместную нашу молитву, в которой мы просили милостей  Господа не только для себя, не только для наших близких, но и для всего мира.

И о мире в стране Украинской мы сегодня молились, где до сих пор происходят события страшные, которые разрушают, раздирают, разделяют эту страну. Самое ужасное, что народ теряет мир душевный, мир сердечный, и брат выходит биться со злобой с братом своим.

Сегодня совершалась литургия Василия Великого. По преданию святой древности  Великим Постом служат именно литургию Василия Великого, потому что в ней содержатся более пространные прошения обо всех людях. Мы молимся за «всякое начало и власть и иже в палате братию нашу и все воинство», то есть за тех людей, которые несут бремя  руководства. Мы молимся за тех, кто в «рудах, в заточении, горьких работах», то есть о тех, кто находится в заключении. Молимся и о том, чтобы Господь исцелил «стужаемых от злых сил бесовских, защитил вдов и сирот, избавил плененных».

И, конечно, силою Господа нашего, силою, исходящею от честного древа Животворящего Креста, все это возможно. Мы в это верим и поэтому мы здесь, в храме.

В преполовение Великого Поста износится Животворящий Крест Господень на середину храма, чтобы укрепить тех, кто утруждается на этом поприще, тех, кто начинает уже изнемогать. Это, знаете, как в армии. Когда я служил в армии (тогда два года служили), говорили солдату, прослужившему год: год прослужил (то есть, много прослужил), много еще и осталось.   Такое же состояние испытываем и мы, когда кажется, что часть пройдена, но еще все-таки  большая часть остается. Бывает так, что мы и подвиг на себя берем чрезмерно строгий, потому что сложно человеку соблюдать во всем меру. Человек – существо, скажем так, «разрегулированное». Без чувства меры не можем воздерживаться, впадаем в различные грехи. И, в то же время, в воздержании, когда мы начинаем себе, как говорится, закручивать гайки, мы тоже их «перекручиваем» – резьба начинает срываться… И вот в это время очень важно вспомнить о Христе и о Его Кресте.

Сегодня пелась стихира о Кресте Христовом, что он – хранитель Вселенной, красота Церкви, скипетр и держава царей, что он – верным укрепление, и что он, самое главное – губитель демонов.  И действительно так, потому что силою Креста Христова рушатся все силы, козни вражии, которыми нас враг со всех сторон окружает сетями и обкладывает капканами.  Много в предании Церкви историй о том, как Крестом Христовым подвижники изгоняли бесов и делали отравленную пищу нормальной, здоровой, и яд им не вредил,  исцеляли болезни.  На шее каждого из нас, каждого крещеного человека, Крест Христов, который, как колокольчик на шее овечки Христовой, который дает знак доброму пастырю, чтобы овца не заблудилась. 

Каждый из нас несет свой крест. И каждому из нас порой кажется, что он очень тяжел.  Насчет этого существует много притч. Одна из них: когда человек тяготился бременем своего креста, ему приснился сон. Ему сказали: на, выбирай! Какой ты крест выберешь? Там были тяжелые кресты, каменные, металлические, из золота, из серебра, с украшениями, очень тяжелые, хоть и красивые. И был такой маленький деревянный крестик. «Я этот выбираю!», и Ангел ему говорит: «Так это же твой крест». Да, действительно, если мы пошире раскроем глаза и внимательнее посмотрим вокруг, то мы увидим, какой иногда тяжелый крест несут люди. Такой нам точно был бы не под силу, а люди его несут много лет, всю жизнь. Представляете, человек рождается без рук и без ног. И при этом он не унывает. При этом он еще находит очень много возможностей радоваться этой жизни и еще нести любовь другим людям. Нести эту энергию радости, созидания! Он делится своей любовью к Богу с другими и зажигает их сердца. Есть такой человек, его зовут Ник Вуйчич, он живет в Соединенных Штатах Америки. Он родился с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. Итак, вокруг нас много людей, который без ропота несут крест. Но вот мы часто под тяжестью креста начинаем роптать. И пытаемся как-то уйти, как-то его облегчить. Мы должны помнить, что донести нужно его до конца. Не волочить, а действительно нести, понимая то, что спасается человек только крестом. Только так.

Вы помните когда апостолы, братья Иоанн и Иаков, «сыны громовы», обратились ко Господу, прося у Него сесть по правую и по левую сторону. Конечно, это было по тщеславию, по недомыслию, искали они славы человеческой… И тогда Он спросил: «Вы можете крещением креститься, которым Я крещусь, пить чашу, которую Я буду пить?». Они говорят: «Да, можем». Он имел в виду: «Сможете ли вы так же, как Я, погрузиться в пучину страданий, сможете ли вы испить ту чашу скорбей, которую Я испью до конца?». Они говорят: «Да». А Он: «Будете»,  что исполнилось с ними. «Но кому сесть по правую и левую сторону, зависит не от Меня, а от Отца Небесного». И мы знаем, что это были Божья Матерь и Иоанн Креститель, лучшие из рожденных женами.

Только через крест, который каждый из нас несет, очищаясь от прилипчивых греховных страстей, которые очень трудно от себя оторвать, совершается наше спасение. Только тогда может воссиять Крест Христов, благодать Христова в сердце человека, когда человек старается, усердно молится, с покаянием, благоговением и вниманием, когда в молитве участвует не только ум, но и сердце, и тело, тогда все естество человека задействовано в молитве. Она должна сопровождаться трудом. И тело утруждать тоже нужно, у кого есть такая возможность. Посильное исполнение заповедей тоже очень важно.  Стремиться к этому нужно каждый день, чтобы ни один день не прошел даром, чтобы мы не отказали кому-нибудь в милости, пусть маленькой, небольшой. Хотя бы поддержать человека словом. Хотя бы пройти и не осудить. Или не пройти, а помочь. Наконец-то сказать себе: все, хватит! С сегодняшнего дня я не буду больше объедаться, или осуждать. И постараться исполнить это, думая: как знать, может быть, это последний день моей жизни? Господь говорит: «Бодрствуйте! Что говорю вам, говорю всем. Бодрствуйте!». Чтобы не отягчались наши сердца объедением и пьянством, заботами житейскими, в которые мы погружены, можно сказать, круглые сутки.

А вот известный святой, который недавно канонизирован и Русской Православной Церковью (ранее, еще до того, как произошло соединение с Зарубежной Церковью, он был канонизирован там), святитель Иоанн (Максимович) говорил: «В сутках 24 часа. Восемь часов нужно посвящать отдыху, восемь часов – трудам, восемь часов – молитве». Все так просто разделил! И, на самом деле, в монастырях так и живут. И, кстати, миряне тоже некоторые стараются это правило соблюдать. Есть же храмы, где каждый день богослужения – литургия, вечерняя служба – вот так оно и получается.    Есть еще и частная молитва, свое молитвенное правило. Иисусову молитву необходимо творить, это очень важно, потому что именно эта молитва помогает нам ум держать в мыслях о своих грехах и покаянии. И сердце начинает сопереживать этим мыслям, сокрушаться. Еще важно: любой грех начинается с помыслов. Молитва помогает отсекать эти греховные помыслы. Мы совершенно не следим за своими мыслями. И поэтому мы рассеянно молимся в храме, рассеянно молимся дома. Потому что отягчены сердца и ум этой суетой, этими заботами и воспоминаниями. И враг этим пользуется.

Но, тем не менее, когда мы вспоминаем о Господе, который за нас пострадал и пролил кровь на Кресте, мы верим и знаем, что, как только мы призовем имя Господа нашего, Он сразу придет нам на помощь. И мы встаем на путь спасения. Свет в нашем духовном окне начинает сиять ярко. И поэтому силы вражьи стремятся убить в нас веру. И даже символ нашей веры великой – Крест Христов, который венчает главы церквей, который стоит на очень важных участках дороги, на перекрестках, чтобы человек вспоминал о Господе, чтобы он не был таким самоуверенным, а был осторожным на дороге. Чтобы он вспомнил в пути своем, что он тоже путник и странник на этой земле, что он – гражданин неба, и туда, в конечном итоге, он направляет свой путь.

Мы вспоминаем события на Украине. И видим, что там сейчас происходит, новости, наверно, все смотрят. Так вот, попытки демонтажа великой цивилизации христианской и православия начались задолго до этих событий. Даже не в ноябре 2013 года, а в августе в 2012-м, когда активистки группы «Femen» – были тогда и красочные фотографии – спиливали огромный крест над майданом. И меня тогда удивило: снимали это 10-15 телекомпаний и ни один человек, а ведь наверняка все были крещеные, у всех крест был на шее, у большинства, по крайней мере, - никто их не остановил! Вот это был первый знак. Это же была провокация, проверка: какая будет реакция? Реакции не было никакой. Сфотографировали, показали, они и рады…они писали потом о том, что надо "выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки", которые препятствуют свободе. С этого все и началось. Потом были и другие акции, потом пришли секты на Майдан, униаты раздавали " молитвослов революционера", потом – «Правый сектор», и пролилась кровь.

Начинается всегда с этого, самого главного. Христа убить, Бога убить покуситься. Но это невозможно, и люди в бессильной злобе пытаются символы христианства уничтожить, этим самым мстя Богу. Понятно, что невозможно Богу повредить, невозможно Бога убить, невозможно Бога победить. Поэтому они борются с теми, в сердцах которых Господь  распятый как пример, правда и сила этой жизни, жизни временной и жизни вечной.

И нам, братья и сестры, главное – не быть врагами Креста Христова. Нужно постараться прожить так, чтобы не было стыдно за то, что мы не смогли на страдания Христовы ради нас, на Его любовь великую ответить своей любовью, которую мы в силах были проявить в течение жизни. Нам она для этого и дана. Поэтому-то исполнение заповедей, наш пост, наши молитвы, наши труды, которые мы несем в этой жизни, скорби, которые мы терпим, и болезни – без них нельзя, невозможно! Без самоограничения нельзя и без скорбей нельзя, иначе сердце наше начинает обрастать толстым слоем жира, и мы не способны полюбить Христа, сделать что-то доброе. Так уж человек устроен. И стыдно будет, если мы эту жизнь не наполним радостью от света Христова, который освящает всех. И будет нас совесть укорять, что мы не сделали того, что должны были. А Господь говорит: «Заповеди мои не тяжки». Их исполнить нужно, можно, возможно. Мало того, Господь говорит, что их исполнение дает радость нашим сердцам. «Страдающий плотью перестает грешить», - говорит апостол Петр. Видите? И скорби очищают наше сердце, они делают его добрее, мягче, сострадательнее.

И дай Бог нам всегда об этом помнить, что ради любви ко Господу должны мы совершать то, что называется поприщем Великого Поста. И Крестное Древо пусть нам всегда напоминает об этом. Есть прекрасный афоризм: "Бог терпел и нам велел". Но  непросто так нужно терпеть.  Мы должны понять, ради чего, ради Кого мы это делаем. Мы должны всегда ясно представлять себе цель. Потому что без нее все распадается. Пост превращается просто в диету, вера вымывается и выхолащивается, и остается один голый обряд и привычка. А молитва превращается в какую-то тарабарщину, когда человек пытается что-то там произносить и ничего не понимает, молитву закончил читать, а оказывается, и не помолился, ни одной молитвы внимательно не прочитал. Священное Писание – на нем толстый слой пыли, забыл, когда и открывал последний раз… Ну, и так далее.

Нужно помнить о том, что Господь каждый день зовет нас к подвигу. Без подвига, без трудов и усердия Царства Божьего не получишь. Невозможно. И каждый из нас должен, что называется, на носу себе это зарубить. "Знает Бог, несешь ты для чего, этот тяжким кажущийся крест" - есть такие слова в одной из песен Светланы Копыловой. Так что будем об этом помнить. Будем просить Господа, чтобы Он нас укрепил, и постараемся помочь тем, кто изнемогает под тяжестью своего креста. Будем их ободрять.

Только, единственный момент, нельзя ободрять людей, которые занимаются саможалением. Им кажется, что тяжел их крест, а вот так подумать, а, собственно, оттуда этот крест у тебя? Тебе его Господь дал? Ведь часто бывает так, что человек сам на себя этот крест взваливает. Он состоит  из несения скорбей от прежде соделанных грехов, духовных ошибок. Вот наш крест. Поэтому ну что же роптать, что же плакать? «Вот я несу тяжкий крест, благословите меня, батюшка, развестись с моим мужем». «А что такое?». «Да пьет он! Все пропивает, не знаю, что делать, уже сил нет никаких!». "А ты, когда за него выходила, о чем думала?" «Да глупая была». «Так вот, благодари Бога, что тебя, глупую, еще кто-то замуж взял». Она страдает, но несет крест. Надо было смотреть раньше, а теперь надо нести – что же делать? "Человек - не перчатка, с белой ручки не стряхнешь, за пояс не заткнешь",- говаривал архимандрит Иоанн Крестьянкин. Надо нести, потому что жалко, живой человек…

Так что дай Бог нам разума, дай Бог нам терпения и дай Бог нам всегда помнить о том, что Господь всегда близок к нам.

Кстати, тоже ободряющая стихира на этот день, в которой дан очень хороший образ. Если перевести, то получится примерно так: Христос Тростью Своего креста, обмакнув ее в красные чернила Своей крови, как Царь подписал нам прощение грехов". Как говорил Преподобный Серафим Саровский: " Христос все победил: Адама воскресил, Еву свободил,  смерть умертвил".  Остается только нам воспользоваться плодами этими, чтобы с Ним  совоскреснуть.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.