Выксунская епархия

Среда 6-й седмицы Великого поста, 9 апреля 2014 г.

Среда 6-й седмицы Великого поста, 9 апреля 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы собрали отцов двух благочиний чтобы вместе и поисповедоваться, и объединить молитвенные прошения о своих грехах и о тех, кто нуждается в наших молитвах.

Поэтому в храме слышны и слова «рцем и о себе самих»,  и «о мире всего мира». Сегодня мы возносили молитвенные прошения за Украину и желаем, чтобы Господь услышал нас.

Но для этого необходимо одно очень важное условие. Апостол Иаков, брат Божий, в своем Соборном Послании говорит, что «много может усиленная молитва праведного». Поэтому на литургии часто повторяются ектении, усиленные молитвы. Даже есть сугубая ектения, когда диакон возглашает: «Рцем вси от всея души и от всего помышления!». Но, в то же время, каждый из нас понимает, что до праведности нам далеко. Молитвы праведников доходят до Бога очень быстро. Почему? Потому что праведный человек становится подобным Богу по свойствам. Конечно, не в абсолютной степени. Потому что ни один человек, ни одно тварное существо, не может равняться Богу. Понятно, что человек ограничен, но, тем не менее, только человек – образ и подобие Бога. Когда он возвращает себе добродетели, которые составляют сущность Бога, главная из которых, конечно, любовь жертвенная, не жалеющая себя, его молитва достигает Бога.

Пост призывает нас к тому, чтобы мы научились любить Бога, Который распялся за наши грехи, Который постился сорок дней, не вкушая ничего, это необходимо было Его человеческой природе. Через пост, через молитву, через покаяние мы должны постараться вернуть себе потерянный Рай, вернуть себе общение с Богом. И это общение должно быть общением любви. Невозможно сразу достигнуть этой великой высокой добродетели. Духовная жизнь, как любая наука – а это наука из наук, искусство из искусств, – имеет свои принципы, свою систему и последовательность.

Постом мы чтим память Иоанна Лествичника, который показал, как достигать, как восходить из силы в силу духовную посредством исцеления от страстей и стяжания добродетелей. От ступенечки к ступенечке, от земли к небу человек поступательно приближается к Богу. Этих ступеней Иоанн Лествичник насчитывает тридцать. Это число, символизирует возраст, в который наступает зрелость. Духовная зрелость проявляется в стяжании венца добродетелей, плода святости. Стать ближе к Богу возможно только тогда, когда мы не жалея себя, выходим на поприще духовного подвига. Пост, который меткий русский язык называет «к небесам помост», должен включать в себя аскезу и самоограничение не только  телесное, но и духовное. Этим пренебрегать нельзя, как некоторые лукаво говорят: «Ну, что там, съел, не съел… Главное – никого не осуждать, язык удерживать, телевизор не смотреть». А сам и ест, и смотрит телевизор, и осуждает. На самом деле, самое простое – это удержать чрево. И этого самого простого человек не делает. А от другого он уж тем более удержаться не может.

Каждый из нас должен приобрести навык воздержания! Вот, собственно, для чего важно в эти сорок дней придерживаться Устава Церковного относительно поста. Сущность поста – в удержании от зла и нужно к этому привыкнуть. Надо, чтобы тело наше слушало нас и перестало распинать нас своими страстями и похотями. Мы должны распинать его, а получается наоборот. Оно является диктатором.

Естественно, что мы должны удерживать свои чувства. Они должны желать  чистоты, а от всякой нечистоты мы должны "отгребаться".

Конечно, это не просто. Восстает на нас наше лукавое естество, наше лукавое чрево, наш лукавый  ум, который является служебным орудием наших чувств греховных и быстро спешит на оправдание всякого зла и греха.  Сопротивляется наше сердце, сопротивляется воля, которая настолько расслаблена, что готова быстро исполнять желания грехолюбивого сердца.

Так вот, цель нашего духовного делания – преображение себя, имея перед глазами  высокие образы святости. В первую очередь самого Христа, затем Святых: Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской.  Она для нас, с одной стороны,  образ самого крайнего ниспадения в глубину греха, в пучину зла, что называется. Ефрем Сирин, учитель покаяния, в своем Шестопсалмии говорит так: «Я погружаюсь в самую пучину зла, и это веселит меня». Вот в таком состоянии находилась Мария Египетская. Она ушла из Александрии, ей было двенадцать лет, и семнадцать лет она впадала в тяжкие блудные грехи. С ненасытимостью она их совершала, и это ее веселило. И у нее даже не было раскаяния. Любая страсть, не важно какая, ослепляет человека. Он оправдывает себя в этой страсти постоянно, теряет стыд. А крайняя степень, это когда человек свою страсть превозносит как добродетель и кичится ею. Вот, что такое гей-парад? … и все понятно становится. Это – крайняя степень. Так вот, с одной стороны, ниспадение в такую глубину зла, и с другой стороны, такая сила покаяния, такое стремление к чистоте. Казалось бы, что она из себя представляла в таком состоянии души?  "Пробы негде ставить", как про таких людей говорят, ну какое там может быть покаяние? И кто бы мог подумать, видя, как она живет каждый день, что она способна к изменению?  Нельзя никого осуждать! Как бы человек ни падал, "сердце глубоко". И только Бог его знает. И у человека всегда есть возможность покаяться, если только он проявит желание, решимость и волю.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что нам необходима решимость. Благодать Святого Духа – та же, что была со Христом и с Апостолами. Ту же благодать каждый из нас может стяжать в своем сердце. Все зависит от решимости. Нет решимости. Почему? Любим грех, вот почему.

И дай Бог нам вооружаться этими добрыми примерами, помня, что Бог нас очень любит, но, в то же время, Он ждет нашего покаяния. Он ждет, чтобы мы добровольно избрали для своей жизни Его, Христа, как пример, Его добродетель, которая раскрывает в нашем сердце Царство Божие. Чтобы мы этого желали, потому что нет ничего для сердца человеческого радостнее, чем шествие за Христом. Да, это трудно, иногда – опасно, иногда – смертельно опасно, но для этой земной жизни. А для вечности уже здесь, опять же, в этой земной жизни  человек начинает расцветать, начинает возрождаться, и в сердце его поселяется мир и радость, которые никто у человека отнять не может. Потому что этот мир и эта радость исходят от вечного Бога. И вот это состояние души особенно ценно и важно, потому что оно остается с нами навсегда, в вечности. Все земное мы оставим здесь. А вот то, что мы стяжаем для Бога – все будет нашим вечным, неизменными достоянием. Иначе и не может быть. Поэтому еще раз повторю слова святого Исаака Сирина: «Кто не соединится с Богом здесь, тот не соединится с Ним и там», в жизни будущей, в пакибытии.

Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который писал так: "Изгнанники Рая, не для радости, не для увеселения пришли мы в этот мир. Но для того, чтобы через веру, крест и покаяние вернуть себе потерянный Рай. И дай Бог нам всегда помнить об этом.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.