Выксунская епархия

2-я неделя по Пасхе, "Антипасха", 27 апреля 2014 года.

2-я неделя по Пасхе, "Антипасха", 27 апреля 2014 года.

Христос Воскресе!

Как один день пролетела Светлая Седмица. И круг богослужебного года возвращает нас в привычное русло. Но, конечно, в течение сорока дней продолжается Пасха. Пусть уже не так торжественно, как в Светлую Седмицу, но, тем не менее, все наши молитвословия предваряет торжественный тропарь Воскресению Христову: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И теперь келейное правило наше в молитвослове, вечерние и утренние молитвы, мы уже читаем как обычно, предваряя их тропарем Воскресению Христову. И снова начинает читаться Псалтырь, и скоро, вот уже во вторник, начинаются дни поминовения усопших, – с Радоницы.
Сегодня мы вспоминаем апостола Фому и связанную с ним историю о воскресшем Христе, когда Он на восьмой день явился своим ученикам. Христос и прежде являлся апостолам, когда они были заперты в горнице и пребывали в молитве, но тогда не было с ними Фомы. Когда они сообщили апостолу Фоме об этом событии, о том, что Христос Воистину Воскрес, то есть восстал из мертвых, он ответил, что, пока перста не вложит в раны от гвоздей, пока не вложит руку в прободенные ребра Спасителя, он не поверит в это чудо. И вот настал день, когда Господь явился ученикам, и Фома был с ними. Господь обратился к нему. Уже само то, что Господь обращается к Фоме, что Ему известно то, что изрек Фома, конечно, подействовало на апостола так, что он мог только лишь сказать: «Господь мой, и Бог мой». Особенно после того, как Господь апостолу предложил убедиться: «Это Я, Воскресший Господь! Вложи перст свой, вложи руку свою в раны мои. И не будь неверующим, но верующим». И в этом смысле этот день для нас особенный, потому что Господь затем говорит: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». 
И мы, конечно, Господа не видели телесными очами, как апостол Фома, но, тем не менее, верим во Христа. И нас всех, не видевших, но уверовавших, Господь называет блаженными. Что значит не видеть Христа? Конечно, телесными очами мы Его не видели, но внутренними очами своими мы видели Господа. Если бы мы Его не видели внутренними очами, мы бы никогда не могли поклоняться Ему. У нас не было бы потребности в духовной жизни, если бы мы не соприкоснулись с Богом, с Его благодатью.
Не велико, если человек имеет прекрасное телесное зрение, но не имеет духовного. Кто-то из святых, посещая сирийскую богословскую школу, сказал ее слепому и святому учителю: блажен ты, Дидим, ты не имеешь телесного зрения, которое имеют и мухи, но духовным зрением ты всегда созерцаешь Бога. И вот, дай Бог нам своими внутренними очами всегда видеть Господа нашего. 
Его благодать коснется нас, тогда мы будем стараться помнить о Нем всегда, молиться Ему, не мириться с грехами своими, не оправдывать их, ни в коем случае не любить грехи, отрекаться от них, просить помощи у Бога, обращаться к Нему. И только тот человек, который действительно нуждается в Спасителе, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), может называться верующим, уверовавшим. Только тот, кому действительно нужен Христос! Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что «христианство можно уподобить превосходной обширнейшей гавани, в которой с одинаковым удобством могут приставать суда всех размеров и всех родов устройства. Находит себе приют в этой гавани и смиренный челнок рыбаря, и огромный корабль купца, нагруженный разнообразным товаром, и броненосный исполин, вооруженный бесчисленными средствами разрушения и смерти, и разукрашенная яхта царя и вельможи, назначенная для торжественных и увеселительных поездок. Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает».
И уже будет зависеть от нас, воспользуемся ли мы плодами Воскресения Христова. Воспользуемся ли мы тем даром веры, которым Господь каждого из нас наделил. И, думаю, в сегодняшний день эта мысль должна быть у нас главной. Чтобы мы вспоминали, что Господь назвал нас блаженными, чтобы мы оправдали слова, что изрек о нас Господь наш Иисус Христос. 
Будем хранить нашу веру. Будем хранить ее, как драгоценнейшее сокровище, как самое великое достояние, которое нам было подарено Господом, Самим Богом. Это самый дорогой подарок, который дает Сам Бог. 
Будем пребывать в лоне Церкви Православной, потому что до сих пор множатся ереси, до сих пор случается, когда от Церкви уходят в раскол какие-то сообщества, когда теряют благодать, откалываясь от Святой Церкви. А вне Церкви нет Спасения. Вне Церкви этот дар веры теряет свою животворную, спасительную значимость для человека – вот это и надо понять. Вне Церкви, как говорил блаженный Августин, все, что угодно, можно иметь: и аллилуйя, то есть славословие Бога, и литургию, но только не Спасение. Есть, скажем, на Украине самопровозглашенный патриарх Филарет Денисенко. Он уже мирской человек, с него снят сан. А он продолжает носить одежду патриарха, у него есть последователи. Внешне это имеет форму, конечно. У раскольников половина храмов в Киеве, они ведут разрушительную работу – это отдельная тема… Но! Храм есть, облачения есть, литургия есть. То есть внешне – те же самые атрибуты. Только любви и согласия с Церковью нет. И Спасения нет. 
Поэтому надо ценить то, что мы находимся в лоне Святой Православной Соборной Апостольской Церкви и, опять же, это Божий дар, потому что у самих у нас не хватит ни духовных сил, ни разумения твердо стоять в этой Церкви Божией – Святой, Соборной, Апостольской, – если не будет с нами благодати Божией. А благодать Божия дается за смирение. И, как правило, все эти расколы, все уклонения, они происходят от того, что человек начинает возноситься, гордиться, богословствовать «криво». Тот Богослов, кто правильно молится, говорили Святые Отцы. И кто соблюдает заповеди, и так далее. Богословие же в отрыве от духовной жизни может казаться поверхностному человеку таким высоким, таким глубоким… можно дойти и до того, что знать прекрасно наизусть Священное Писание, но не верить в Воскресшего Христа. Были прецеденты, например, архиепископ Кентерберийский говорил о том, что, если люди не веруют во Христа, это их частное богословское мнение. Ничего себе, богословское мнение!
Дай Бог нам не отходить от заветов Христа и пребывать всегда в Церкви Божией. Чтобы каждый из нас всегда, во все дни своей жизни, когда скорбно, когда нужна помощь, или когда радостно, и ликует сердце, мог вспомнить о Боге и воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!».
Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.