Выксунская епархия

Неделя 14-я по Пятидесятнице, о званых на брачный пир, 26 сентября 2021 года

«О ком и о чем повествует нам это Евангелие? Наступает последний  день в жизни человека, за которым последует суд. Смерть – это для кого-то и есть переход сразу на брачный пир, потому что  человек себя в течение жизни приготовил к этому. А для нераскаявшегося грешника это будет вовсе не пир. В этом отрывке говорится об образе двух типов людей.

Есть люди добрые, образованные, талантливые и предприимчивые, у них прекрасные семьи. И вот они живут, казалось бы, правильно, но Бог им не нужен. Они считают себя самодостаточными. Господь их зовет, чтобы стать еще лучше, но чтобы им Его услышать,  надо избавиться от гордости, которую они даже не осознают в себе. Любое неверие – это признак или недалекого ума, или гордыни. А что есть  гордыня? Это как раз и есть недалекость ума. Независимо от того, кем является человек – профессором богословия или он простой совершенно – это неважно, потому что если он по-настоящему мудр, то  обязательно придет к Богу.

Сегодняшний отрывок Евангелие как раз об этом и говорит. Бог зовет, зовет, а люди пренебрегают этим, не веруют во Христа, а иные и враждебно к православной вере настроены. Наша Русская земля прошла много испытаний, во времена Советской  власти было так много гонений,  что до сих пор мы  имена новомучеников и исповедников вспоминаем. Почти у  каждого храма есть табличка с их именами. Вот пример гонений за веру.  Господь послал людям своих апостолов – священников, архиереев, верующих мирян. И что с ними стало?

За неверием следует распущенность жизни. Поскольку человек живет в социуме, это все приходит во власть, и она начинает шататься. Затем власть попадает в руки еще более нечестивых людей. В конце концов, случается революция. Ослабленное государство всегда является  лакомым кусочком для врагов.

Но Господь милостив. Он все равно зовет всех, и тех, кто готов, и тех, кто не готов. Люди оказываются на брачном пире. Обходя, хозяин пира видит, что один из гостей пришел не в брачной одежде. Раньше на Востоке по традиции приходящий на пир омывался, затем его одевали в чистую  одежду. Этот гость  пренебрег гостеприимством хозяина.  О чем нам это говорит? О том, чтобы войти в Царствие небесное, нужно быть, во-первых – чистым, во-вторых –  смиренным. Хотя бы просто выполнить второе условие, если нет сил на первое, не осуждать никого ни за что. Но и это у нас не получается. И вот когда ничего совсем у человека не выходит, он молчит, ему и сказать нечего, потому что грязный сидит на брачном пире, а в Царство небесное «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21:27). И слышит он приговор, что в ад попадет, в то место, где «будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Мы с вами боимся туда попасть, однако живем так, как будто очень хотим в ад.

«Много званных, а мало избранных» (Мф. 22:14) – это тоже относится к нам. Господь зовет всех, колокола звонят, каждый человек знает о существовании церквей, о православной вере наших прадедов. В  генах у нас эта вера есть, ведь  в особо тяжелые моменты человек все равно идет в храм, когда, например,  болезнь тяжелая обнаруживается или что-то трагическое в жизни случается.

Дай Бог, чтобы в каждом человеке происходили перемены к лучшему, и надеющиеся попасть в Царствие Божие смогли там оказаться. Литургия в храме – это  Царство Божие на земле, как говорят святые отцы, это особое место присутствия Господа, ведь когда совершается причащение Святых Христовых Таин, сам Господь входит в нас. В этом наша надежда.

Сегодня мы также вспоминаем обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Давайте же будем радоваться, что мы с вами в храме, что Господь нас призвал. Христос говорит: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16), и это действительно так. Дай Бог нам быть избранными, а это зависит во многом от нас самих, от того, как мы будем жить. Господь дает каждому человеку все возможности для того, чтобы стать ближе к Нему и соединиться с Ним. Это для нас, православных, великое счастье».

Текст подготовила Екатерина Осина. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.