Выксунская епархия

Неделя 23-я по Пятидесятнице, 1 декабря 2013г., о Рождественском посте.

Неделя 23-я по Пятидесятнице, 1 декабря 2013г., о Рождественском посте.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всечестные отцы, братья и сестры! Все учащие и учащиеся! Всех вас сегодня поздравляю с воскресным днем и с началом Рождественского поста!

Сегодня читалась замечательная притча из евангелия от Луки. В ней Господь говорит об одном богатом человеке, у которого уродился очень богатый урожай. Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые духовные истины, которые мы можем извлечь из этой притчи.

Итак, выдался урожай. И нет ничего предосудительного в том, что человек начал рассуждать: что же мне делать? Некуда мне девать плодов моих… настолько большой урожай, что никуда не вместится. Естественно, что человек сломал все свои старые житницы, построил новые. А вот следующая его мысль была ошибочной. Он сказал: я соберу туда все мое богатство, а душе моей – не плоти, нет, душе! – скажу: успокойся, ешь, пей, веселись! Ведь именно душа испытывает удовольствие от того, что может получить через тело – от еды, питья и так далее.

Человек подумал: душа моя, успокойся, многие богатства на многие годы у тебя собраны. И тогда он услышал Голос: «Безумный! В эту же ночь душу твою возьмут у тебя, и кому же достанется то, что ты заготовил?». И Господь добавляет: «Так бывает с теми, кто богатеет в себя, а не в Бога богатеет».

Вот такая притча. В первую очередь, мы должны обратить внимание на то, что, если мы думаем, будто знаем, что будет с нами, то такая мысль является ложной. Можно ведь и заснуть, а проснуться уже с трубой архангельской, как в одном из толкований этой притчи говорится. Начальник жизни – Бог, и мы не знаем, когда предстанем перед Ним, когда перейдем эту границу, которая отделяет нашу временную жизнь от жизни вечной. И что сможет человек принести Богу, если он богател только в себя, а не в Него? Ведь все, что имеет человек – и сама жизнь, и то, что он в этой жизни стяжает – дар Божий.

Притчу эту надо понимать шире. Богатство может быть как материальным, так и духовным. Это могут быть таланты и дарования человека, которыми он также может пользоваться не во славу Божию, не в Бога богатеть, а в самого себя, культивируя и питая свою гордыню, свое тщеславие. В этом смысле таланты для человека могут стать большим крестом. Его хвалят, он начинает кичиться… Конечно, человек может и достойно относиться к похвале, таким образом, чтобы не возгордиться, не возвеличиться. Талант – это, как известно, способности, дарования, плюс труд, но это не так важно. Важно, что все это Божий дар, поскольку сами мы немощны и ограниченны. Вот пример: дают нищему корочку хлеба, а он вдруг возгордится. Будто бы получил огромный торт…

Понятно, что никто из нас даров таких недостоин. И даны они нам на то, чтобы мы как распорядители, могли ими щедро поделиться с другими.

Когда мы отдаем, тогда растет сокровище души нашей. Когда мы даем, мы воистину приобретаем. Когда разжимается наша рука, разжимается и сердце. Оно расправляется, расширяется. Потому слова апостола Павла о том, что сердце наше расширено, очень верны. Любовь проявляется в конкретных делах, когда она изливается на других людей через благотворения, через благодеяния. Когда человек понимает, что он лишь распорядитель Божиих даров, и щедро их раздает, все это ему сторицей возвращается в виде духовного сокровища. Теми сокровищами, о которых Господь говорит в своей знаменитой Нагорной проповеди. В частности, Он говорит: «Блаженны милостивые ибо они помилованы будут». Вот что значит: богатеть в Бога.

Каждый человек должен готовиться к переходу. И чистоту сердечную нужно стяжать. А она приобретается не так просто, но – через покаяние, смиренномудрие, стремление к кротости и миру. Это – настоящее сокровище, которое действительно является Царством Божиим и заключается внутри нас, в нашем сердце. Наша временная жизнь дана как раз для того, чтобы эти сокровища в нашем сердце стяжать.

Жизнь наша коротка. Если на кладбище человек будет внимательным, он увидит, что умирают не только старые люди, но и среднего возраста, и молодые – таких очень много! Они-то уж точно не хотели умирать, но вот так сложилось. Страсти, пороки, много внезапных смертей, например, в автомобильных катастрофах. Человек думает о чем-то, строит планы и не знает, что еще миг, и его не будет в живых. Время лукаво и надо быть готовым ко всему, чтобы не услышать эти слова: «Безумный! В эту же ночь душу твою возьмут у тебя».

Помысел о смерти не должен повергать нас в уныние. Наоборот, он должен мобилизовать наши внутренние силы, помогать удерживаться от греха. А у нас, к сожалению, иногда даже мыслей таких нет, чтобы от греха удерживаться. Мелкие грехи мы себе попускаем, говоря: что там с такими мелочами бороться! Бог простит! А когда грехи крупные, когда какая-то большая страсть гнездится в нашем сердце и восстает, говорим: где уж с таким бороться, мы не можем, мы привыкли…

Очень важно этот пост посвятить Господу нашему, который рассказал нам эту притчу, к встрече с которым мы этим постом призваны готовиться. Пост должен быть осознанным, его не нужно превращать в какую-то диету. Об этом и священники постоянно говорят на проповедях, но у нас пост все равно сводится к телесному воздержанию, хотя его нужно посвящать Богу. Нужно просто ослабить власть плоти над духом, вот в чем цель этого поста. А духу надо постоянно трудиться. И начинать, конечно, следует с мыслей. Мы грешим, потому что не следим за ними. Человек иногда думает: конечно, молиться необходимо, это очень хорошо и правильно читать молитву Иисусову, но как мне это делать, если я занят очень важным делом, требующим концентрации внимания. Да, с одной стороны это сложно. Но если человек, выполняя какое-то дело, вдруг остановится и посмотрит внутрь себя, то обнаружит обязательно, что он чем-то думает. Часто в голове какое-то «кино идет», кадры сменяются. Или же продолжается диалог с кем-либо, борьба с человеком, которому он не успел отомстить или ответить. То есть идет очень напряженная работа ума, воображения, сердца. На молитву у нас нет ни энергии, ни сил, а на это, хоть и идёт оно на автомате, но забирает очень большую энергию нашего естества. Такое же происходит, когда человек смотрит телевизор. Ему только кажется, что он расслабился и отдыхает, на самом деле – нет. Зачастую при этом он еще и оскверняет свое сердце, а телевизор еще и высасывает человека, эмоционально его опустошает. Поэтому человек на страшные сцены убийств и разрушений смотрит уже спокойно, они его не трогают. А потом, если он что-то подобное увидит на улице, оно его, привыкшего, тоже не тронет.

Посвящая пост Богу, нужно две лепты отдать. Как самарянин, давший два динария; как вдовица монеты… Это образ. А должны мы принести Господу силы души и тела.  Человек двухсоставен. Нужно, постясь телесно, поститься и духовно. Чувства – это окна души, нельзя, чтобы они были растворены настежь. Мы ведь не позволяем, чтобы и в домах наших, и в храме окна и двери стояли нараспашку. Неизвестно, кто может войти. Мы прекрасно понимаем, что дом свой надо держать в порядке и чистоте. То же следует делать и с домом своей души.

Так что дай Бог нам этим постом постараться, уяснив те слова, которые Господь хочет донести до нас в каждой притче, сделать духовный вывод и исправить себя. Будет грустно и печально, если мы, постясь, молясь, посещая храмы, даже понимая то, о чем говорит Господь, ничего не сделаем. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7.21). Дай Бог нам, каждому по своей мере, постараться не жалеть себя, следовать за Господом, очищая свои сердца, чтобы с радостью встретить Рождество Христово!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 01/12/13