Выксунская епархия

О немилосердном должнике. 24 августа 2014г.

О немилосердном должнике. 24 августа 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы читали Евангелие от Матфея, прозвучала притча о немилосердном должнике.

 У одного царя был должник, который был призван, чтобы отдать долг. Отдать ему было нечем. Он должен был сумму в десять тысяч таланов. В царское время Иоанн Кронштадский подсчитал сумму его долга – 25 миллионов на царские деньги. Не знаю, если пересчитать на сегодняшние деньги, сколько это будет, но точно будет сумма огромная. Отдавать должнику было нечем.

И царь сказал ему: «Ну что ж, тогда все продавай, и жену, и детей, – надо рассчитываться. Должник стал умолять его подождать, уверяя, что все отдаст. Но царь понимал, что отдать такой долг невозможно. Обычный смертный человек не сможет заработать такую сумму, чтобы затем отдать, всей жизни на это не хватит. И тогда царь умилосердился над ним. Он не отсрочил ему долг на какое то время, а простил его весь:" яко же не быша". И тот радостный – можно представить его радость! – ушел от царя и, идя по улице, увидел человека и вспомнил, что он должен ему какую-то незначительную сумму денег. Тогда он приступил к нему и стал душить, говоря: «Отдай мне долг!». Этот должник точно так же, как и тот, что некоторое время назад просил милости у царя, попросил: «Потерпи, я все отдам тебе». Но  тот не захотел его прощать, не захотел его слушать даже, а повелел отдать его истязателям, людям, которые посадили его в долговую яму. В древности, много веков назад, были такие ямы. Выбраться из ямы было невозможно, только время от времени туда спускали что-нибудь – только для того, чтобы должник не умер от голода и жажды. У него все изымалось, продавалось, проценты шли… А если он не мог расплатиться, то оставался сидеть в яме до конца дней своих. Таким было страшным наказание, с одной стороны, страшным для должника, с другой – в назидание всем, кто неразумно делает долги или не хочет отдавать долг.

Но о случившимся узнали друзья наказанного, доложили царю, а тот призвал немилосердного. И сказал: «Злой раб! Я весь огромный долг простил тебе, потому что ты упросил меня. Почему же ты не помиловал того человека, как я помиловал тебя?». И он опять  посадил его в темницу, то есть наказал так, как должен был наказать, пока тот не отдаст ему долг. Понятно, что такой долг невозможно было оплатить… И Господь говорит: "так будет с каждым, кто не прощает ближнему согрешения его".

Да, действительно, прощать хотя и сложно нам, но нужно. Почему нам сложно? В песне одного известного барда Александра Розенбаума есть такие слова: «Что ж не поверим, не простим, не подадим руки? Может быть, все от глупости? Но ведь не все мы дураки…». И ведь действительно, не от глупости же (хотя и от глупости тоже), а, в основном, от гордости не хотим прощать. Не хотим прощать, потому что очень любим себя. Вы знаете слова апостола Павла, который говорит, что корень всех зол – это сребролюбие. Но вот начало всех зол для человека и человечества – себялюбие. Из себялюбия возрастает гордость, тщеславие и другие страсти; все от любви к себе, родному и драгоценному. И вот Господь призывает нас, чтобы мы вспомнили о Нем, о Творце, который нам каждый день дарует неисчислимое благо, с самого рождения нашего на свет, потому что человек здесь, на Земле, рождается однажды, и жизнь его не прекращается никогда. Представляете, какое это счастье! В этой земной жизни Господь наделяет человека всем. Все, что мы с вами видим, осязаем, вкушаем, все, чему мы радуемся и всех, кого мы любим – все это дает нам Господь. И в благодарность Ему мы должны следовать Его заповедям. Потому что Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Но естество человеческое, к сожалению, вместо любви к Богу выбирает любовь к себе, и поэтому тогда вырастает в человеке это самоощущение. И насколько оно более сильное (оно, конечно, всегда бывает с грехом пополам или совсем греховное), настолько сильно умаляется любовь к Богу. Это духовный закон. Естественно, что тогда умоляется и любовь к другим, так уж устроено человеческое сердце. Или оно дает, или оно берет, где-то посредине сложно сердцу определиться. Как Господь говорит, что невозможно служить двум господам, ибо одного будет любить, а о другом нерадеть, то есть не то, чтобы не любить, но "недолюбливать". То же происходит и с нашим сердцем. Поэтому эта притча учит нас оказывать милость всем тем, кому мы должны ее оказать.

Она, конечно, и о прощении обид. Апостол Павел говорит: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем». Именно поэтому в монастырях есть чин прощения. Все мы люди несовершенные и грешные, у всех у нас разные характеры.  И брань воздвигает враг нашему спасению. Конечно, мы на него всегда все валим, но, на самом деле, чаще мы виноваты всегда во всем. Как говорили оптинские старцы, бесам остается только ножки свесить и болтать ими, потому что мы сами все делаем и сваливаем все на них...

Так вот, чин прощения – это великая вещь. Люди искренне друг у друга, от всего сердца, просят прощения, что тоже не всегда просто бывает, и отходят ко сну. И у человека появляется надежда, что пробуждение его, может быть, будет одновременно с архангельской трубой, может, он на этот свет земной уже не восстанет, может, он сразу перейдет в иную форму бытия, в вечность… Кто его знает? Если и монахи, и миряне об этом помнят, они, конечно, будут искренне просить друг у друга прощения, потому что знают: "суд без милости не оказавшему милости. А милость, она всегда "превозносится над судом"( Иак. 2,13)

На Руси и у благочестивых мирян был такой обычай: просить друг у друга прощения перед сном. Родители просят прощения у детей, дети – у родителей, муж – у жены, жена – у мужа. Если у вас в семьях такого обычая нет, нужно его срочно водворять в быт. Потому что это очень важно с духовной точки зрения, а человек – существо духовное.

Еще нужно вспомнить правило, которое остается в некоторых обителях на Афоне. Мы вот читаем молитву «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»... Мы ее уже "на автомате" читаем, повторяем эти слова, не задумываясь. А мы, оказывается, кого-то не простили, кого-то осудили… Мы должны знать и понимать, что если это есть, то Господь не сможет простить нам наши бесчисленные грехи. Поэтому, если кто-то имеет вражду, раздражается, находится в неприятии с кем-то, то он не читает эту часть молитвы, пока не примирится. И даже он не может причащаться. Собственно, перед исповедью нужно просить у всех прощения, как мы знаем. Потому что мы надеемся, что Господь простит нам все грехи сейчас, а сами кого-то не хотим прощать. А это необходимое условие, чтобы приступить к любому таинству. Это очень важно.

Поэтому дай Бог нам всегда об этом помнить, дай Бог быть милосердными, потому что милосердных любит Бог. И действительно, Он прощает нам бесчисленные согрешения. Дело в том, что каждый человек – подобие образа Божиего, и сколько мы перед Богом согрешаем, искажая, уничтожая, оскверняя тот образ Божий, который каждый из нас несет в себе! И в этом смысле как раз Господь говорит, что долг огромный у человека перед Богом, а мы столько грешили, что покрыть его какими-то своими добрыми делами невозможно, потому что живем мы и спасаемся исключительно по милости Божией.

Помоги нам, Господи, хранить милость, всех прощать и питать в своем сердце надежду, что если мы прощаем, то и прощены будем.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.