Выксунская епархия

О святом благоверном князе Александре Невском, 12 сентября 2014.

О святом  благоверном князе Александре Невском, 12 сентября 2014.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, сестры , гости, паломники, прихожане, усердные радетели о возрождении этой обители! Поздравляю вас с праздником в честь памяти святого благоверного князя Александра Невского!

Монашество – это духовное воинство. И каждый православный христианин – он тоже воин, потому что ведет духовную брань. Не с плотью и кровью, что иногда даже легче; он ведет эту брань против духов злобы поднебесных, против властителей тьмы, как пишет апостол Павел.  И эта брань продолжается всю нашу земную жизнь, которая есть подготовка к жизни вечной, жизни небесной, жизни с Богом, со Христом, который для каждого из нас является примером того, как нужно побеждать зло и ненависть дьявола, сатаны,  или людей, которые ведая или не ведая ему служат.

И, когда человек имеет перед своим взором этот добрый святой пример самого Христа, апостолов, святых, множество из которых угодили Господу своей жизнью, подвигами мученическими или преподобническими, или живя в миру...  Вся их жизнь свидетельствует о том, что возможно не только одержать  победу в этой брани, или даже  множество побед, но и стяжать дары благодати Святого Духа. Многих святых уже в этой жизни называли ангелами. Преподобного Макария Великого называли земным Богом. Знаем из истории, из Священного Писания, что многие святые повторили не только те чудеса, которые творил Иисус Христос, но и больше того. И об этом говорил Господь в Евангелиях: тот кто верует в Меня, сотворит не только то, что Я сотворил, но и больше сотворит.

Сегодня мы чтим память святого благоверного князя Александра Невского.  Его имя вписано в страницы истории нашей страны навсегда, и думаю, что все поколения людей, живших до нас, и тех, что будут жить после, будут помнить о нем. О его жизни, его подвиге и том значении, которое он имеет для нашего Отечества, нашего народа. Важно выделить, почему святой благоверный князь Александр Невский почитается не только как великий полководец, или как успешный деятель святой Руси, но главное – Как христианин. От юности своей он с усердием прилежно молился Богу, старался угодить Ему, исполнять волю Его. И в 19 лет совершил великий подвиг, одержал победу, после которой наречен был Невским. В 19 лет он с небольшой дружиной побеждает Биргера, побеждает воинские соединения шведского князя и князей из других государств. Как он это смог сделать? Он это смог сделать благодаря вере и упованию на Бога.   Такая в нем была сильная вера, что он нисколько не сомневался, что победит. Хотя, конечно, по разумению человеческому, победить он не мог. Биргер написал ему послание: "я уже здесь, и разоряю земли твои, если можешь, сопротивляйся".У святого князя Александра не было времени собирать большую армию. С ним была дружина, и он понимал, что все они могут погибнуть. Но перед этим сражением он молился в храме святой Софии. Молился Богу, чтобы Господь даровал ему победу, даровал силы на преодоление супостата. Когда он вышел к дружине, он обратился к ней с речью, в которой были слова: «Не в силе Бог, а в правде».

И было совершено великое чудо. Дарована была победа святому князю и его дружине. Кстати, совершилось великое чудо, о котором летописи упоминают (о житии святого благоверного князя Александра Невского сохранилось 13 или 14 летописей), были найдены павшие противники  Александра Невского в том месте, где и не было сражения. И вы знаете, что свв. блгв. князья Борис и Глеб были посланы Богом на одоление врага, о чем было видение Пелгусию.  И сам святой благоверный князь Александр Невский имел дар полководческий. Он был смел, решителен,  мужественен, умел вести сражение и руководить войском своим. В летописи сказано, что голос его звучал посреди сражения как звук трубы. И самому Биргеру нанес он удар копьем и оставил шрам на его лице.

Много еще сражений предстояло святому благоверному князю, и он прославлялся за свои ратные подвиги. Мы знаем, что он поднял щит, защищая святую Русь и с востока, и с запада. Если с запада он защищал Русь, борясь с рыцарями, с крестоносцами, то с востоком он договаривался. Он предпринял четыре похода в Орду, он имел ярлык на княжение, и он уговаривал князей, чтобы они не ссорились между собой и не противились власти монголо-татарской, потому что были силы неравными, и Русь могла бы быть истреблена степью. Он поступал очень мудро, потому и называют его летописцы вторым Соломоном. Он знал, как надо действовать; многие его критиковали, но слушались, понимая, что он делает это не из слабости и трусости. Это были действия его мудрости ради сохранения Руси, ради накопления сил духовных и экономических. И князья смирялись. И копили силы. 

Еще очень важно, что он очень хорошо понимал, что настоящая угроза исходит от Запада. Господь говорил, что не надо бояться могущих тело убить, над душой они не властны. Но вот душу погубить страшно. Католичество - ересь, отвергнуться православия и стать католиком- означает духовную смерть. А католики пытались поработить духовно православных. Где хитростью, а где силой они пытались духовно поработить православную Русь. Когда народ теряет независимость, свои земли, - это как болезнь тела. Земли можно вернуть со временем. Но если ересь, если нечестие проникает, искажает духовный строй, человека, она подобна болезни смертельной, и часто бывает так, что вернуться в нормальное состояние практически невозможно.  И поэтому святой благоверный князь Александр Невский все годы своего правления умел мудро сохранять народ от опасностей и с востока и с запада.

И, конечно, для каждого из нас он пример того, насколько человек может быть предан Богу: как нужно крепко молиться Богу, как нужно смиряться, как нужно стремиться иметь рассуждение. Это самая высокая, самая великая добродетель.  Нужно просить у Бога мудрости. Иаков, брат Божий, говорит, что если кому недостает мудрости, тот да просит ее у Бога. И Господь даст ему мудрость, потому что Он "дает просто и без упреков". И многие грехи, которые мы совершаем в нашей жизни, а грех можно называть духовной ошибкой, они всегда бывают следствием нашего неразумия. Конечно, это следствия нашей гордыни, сластолюбия, властолюбия, но, в то же время, часто бывают следствием нашего неразумия. Любая страсть, любой грех, - когда человек к нему склоняется, он поступает глупо, неразумно, потому что наносит своей душе рану, притом, что он кого-то унижает, обижает, кому-то наносит урон.

И дай Бог нам при почитании памяти святого благоверного князя Александра Невского стремиться стяжать те добродетели, которые стяжал он.  У каждого из нас свой путь в жизни. До конца этот путь мы не знаем. Только Господь знает, что нам уготовано: какая жизнь, какая кончина. Святой князь умер схимником, отошел к Богу в ангельском чине. Так как он был суздальским князем, мощи его очень долго находились в граде Владимире в Успенском соборе. Сегодня празднуется память перенесения его мощей. Промыслом Божиим там, где он когда-то боролся с рыцарями, западными поработителями, теперь находятся его мощи, утешая не только землю Владимирскую, но и землю Санкт-Петербургскую. И, конечно, все, кто бывал в Александро-Невской лавре, видели его мощи, прикладывались к раке и испытывали особое необъяснимое чувство близости к святому благоверному князю Александру Невскому, чувствовали его благодатную помощь.

Дай Бог этой обители, сестрам возрождения духовного. Дай Бог, чтобы обитель наполнилась насельницами, чтобы у каждой сестры было главное послушание – быть верной Богу, Матери Божией. И еще очень важно: нельзя жалеть себя. Нужно стараться иметь точную совесть, в точности исполнять то послушание, которое возложенное старшими. Таким образом, смиряется наша гордыня, таким образом, мы приучаемся к терпению, смирению и учимся благодушествовать даже тогда, когда это трудно делать. Через послушание каждому человеку дается благодать Божия. А благодать Божия, она веселит сердце человека, но не опьяняет как вино. Поэтому монашество называют блаженством. Человек, который живет послушанием, он никогда не унывает, конечно, если он имеет истинное, не лицемерное послушание, потому что он может внешне слушаться, а внутри осуждать или роптать. Если человек слушается ради Христа, помня, что он несет послушание Ему, Христу (начальствующие – проводники воли Божией), то такое устроение приведет человека в состояние безмятежное. В этом смысле добрые, хорошие монахи, они похожи на детей своей непосредственностью, жизнерадостностью, простотой и чистотой. Так что дай Бог, чтобы эти простые заповеди Божии, которые все мы знаем, но не исполняем, дай Бог, чтобы  эти простые советы, оставленные нам отцами нашими преподобными, усваивались нами и приносили добрые плоды.

Причастников поздравляю со святым причащением.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.