Выксунская епархия

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 8 декабря 2013г.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 8 декабря 2013г.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.mp3

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сейчас произошел краткий чин отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Одна из мыслей, которую мы должны в сердце своем удержать по этому поводу – достоинство человека так велико, что он может быть выше херувимов и славней серафимов. Пресвятая Богородица показала это всей своей жизнью, смиренной и кроткой, преданной воле Божией. И по смерти Она своей любовью не оставляет род человеческий.

Праздник Введения во храм показывает, что сердце человеческое может стать престолом Божества, что в нем может обитать святая святых, куда Дева была введена таинственно и непостижимо для ветхозаветного человека. В то же время, человек может пасть, достигнув такого состояния, когда он будет сродни мрачным и злым бесам. От нас зависит, что мы наследуем: жизнь или смерть, благословение или проклятие.

Сегодня читалась очень важная часть Евангельского повествования о том, как Господь исцелил скорченную женщину. Она страдала восемнадцать лет, и вот ее исцелили. Почему-то это вызвало неудовольствие у главного человека в синагоге. Казалось бы, он должен был быть примером нравственности и духовности для всех, туда приходящих, но нет. Он вдруг очень сильно возмутился: «Есть другие дни, когда можно что-либо делать, а сегодня – день субботний, день покоя; не имел ты права такого дела делать, ты нарушил закон». И Господь напоминает, что в законе есть такое место, где говорится, что вола и осла, то есть домашний скот, можно вести на водопой в субботу. И в этом человек не будет прегрешать нарушением заповедей. А эту рабу Божию, что страдала, не лучше ли было исцелить в субботу? И не лучше ли человек овцы? Тем самым Господь укорил его каменное сердце. И вот, посмотрите: фарисеи и книжники, начальники синагоги – люди, которые, казалось бы, должны изучать закон, – не достигали самого главного, а именно – соединения с Богом. Они даже не приблизились к исполнению самой главной заповеди. И недаром, и неслучайно они размышляли о том, какая наибольшая заповедь в законе. А Господь напоминал: наибольшая заповедь – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением, всей крепостью… Остальные заповеди есть производные от этой.

Надо делать дела, помогающие установить эту прочную, неразрушимую связь с Богом, в котором заключены все блага, на которые может и не может надеяться человек. Потому что Бог есть любовь и милосердие. Своим чудом Христос показывает эти любовь и милосердие, он не может смотреть равнодушно на горе, беду, болезнь человеческую.

Нам нужно бояться следующего. Сейчас идет пост. Соблюдая внешнюю форму (и это получается, поскольку не является самым сложным), забываем о самом главном, о внутреннем содержании поста, заключающемся в воздержании от всякого рода зла. Вот что главное! Пост есть понуждение сердца на жертву ради исправления своего грубого непослушного сердца. Для этого нужно и поститься, и, как можно больше, молиться, читать Священное Писание и понуждать себя на добрые дела.

Возлюбить ближнего как самого себя тоже очень трудно, поскольку постоянно приходится преодолевать в себе эгоизм. Но делать это важно и необходимо: от ближнего нашего зависят жизнь и смерть, как говорили святые отцы и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Если ты говоришь, что любишь Бога, а брата своего ненавидишь, значит, ты лжец. Надо бы посмотреть, а любим ли мы Бога по-настоящему?

Интересный случай рассказывает митрополит Афанасий Лимассольский. Ехал он как-то автобусом со Святой Горы, а впереди него сидели два зилота. Так называют монахов, которые на Святой Горе отличаются особым благочестием. Дело было во время поста, поездка продолжалась уже три или четыре часа, все проголодались, и один из зилотов предложил второму конфетку. Тот ее съел и спросил, а не было ли в ней молока? Первый недоумевает: откуда? Однако второй разворачивает фантик и читает: молоко 0,01 процент… Возмущенный, он обвиняет угостившего его, возникает перепалка. Окружающие тоже отреагировали: кто ругался, кто смеялся… А в целом, никакой любви к ближнему в таком отношении нет: вместо того, чтобы считать капли молока, следовало бы поблагодарить брата. И не было бы никакой ссоры, но были бы радость и благо и дающему, и принимающему, потому что все это – ради Господа.

К слову, мы – фарисеи другого рода, мы непонятно чем тщеславимся, так как и внешнее не исполняем, и о внутреннем не радеем. Это, конечно, ужасно, но…  Книжники и фарисеи старались исполнить все-все, и даже больше того, однако более всего праведный гнев Господа обрушивается как раз на них. И не потому, что они о главной заповеди не радели. А потому, что, исполняя все заповеди, они считали себя выше других, праведнее, милосерднее, благочестивее. Это было не так, что и подтвердила евангельская история. Много случаев описывается в Евангелии совершения Господом чудес именно в субботу, что и становилось для них камнем преткновения. Они хотели буквального исполнения закона, а ведь Господь так и делал. Он говорил: я пришел не нарушить, а исполнить закон. А главное в законе – любовь к Богу и человеку. Богу жалко всех. И, если я люблю Бога, я не могу не любить человека, не могу не помочь ему. Что толку говорить «люблю», не помогая?

Господь исцеляет, исполняя закон. Закон седьмого дня – это не закон покоя. Как рассуждает об этом митрополит Антоний Сурожский, это не просто день покоя, а день, в который всякая тварь, конечно, и человек как венец творения, должны исполниться жизненных сил, чтобы можно было созидать. Потому и было необходимо ту женщину исцелить (от слова «цель»), чтобы она исполнилась силы жить по заповедям Божиим.

Не будем терять времени, будем помнить о том, что оно очень коротко. Каждый должен понимать, что данное нам время поста, те образы, что нам даются, когда мы присутствуем на богослужении, слушаем проповеди, стараемся извлечь духовную пользу из того, что происходит в храме, вникая в священное действо, – нужно делать делом своей жизни. Это должно принести плод. Человек, который слушает и не исполняет закона, как говорит Священное Писание, похож на рассматривающего самого себя в зеркале. Посмотрел, что-то там поправил… А тот, кто вникает в закон, а после действует, тот блажен будет в своем действии. Нам многому нужно еще научиться, многое постичь. Пусть этот пост станет еще одним шагом, одной ступенькой к тому, чтобы нам стать чище и светлее, чтобы кто-то из тех, кто рядом с нами, а начинать надо буквально с тех, кто близко, со своей семьи, почувствовал от нас радость от того, что чем-то мы смогли помочь, проявить участие, отдать теплоту своего сердца. Но это не будет возможным, если мы будем делать это не ради Христа, если мы не будем посвящать Богу свой пост. Это время самое благоприятное для того, чтобы оставить привычку расслабляться. Мы все время разные, человек – существо изменчивое. Постараться надо, чтобы всегда в нас было обращение к Богу и память о том, что все, что мы делаем, делать должны во славу Божию. Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.