Выксунская епархия

Отдание праздника Сретения Господня, 21 февраля 2014г.

Отдание праздника Сретения Господня, 21 февраля 2014г.

Отдание праздника Сретения Господня.mp3

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Нет большего счастья, чем быть верным Богу, быть верующим человеком. И каждый праздник, Господский праздник, напоминает нам об этом великом счастье и этой великой радости.

Сегодня мы совершаем отдание праздника Сретения Господня, в котором мы вспоминали важное событие в жизни человеческого рода, в бытии и Вселенной, важное событие для каждого из нас. Потому что цель нашей жизни – соединение с нашим Господом, со  Христом – стала зриться только после того, как Господь Иисус Христос пришел в мир, став человеком по естеству, и по закону был принесен в храм в сороковой день.

Мы вспоминаем сегодня еще раз великих праведников Ветхого Завета, которые сподобились увидеть Воплощенного Бога Слова, Господа нашего, увидеть Богомладенца и изречь о Нем пророческие слова: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). И не только о Нем, но и о Матери Божией: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). И действительно  до сих пор Христос, вера в Него или неверие, служат или к восстанию, к возрастанию духовному, к обретению подлинного смысла жизни, счастья и радости, или же к падению, ниспаданию во мрак, в горе, разрушение, хаос, смерть. И каждый человек выбирает для себя, что ему на самом деле в этой жизни дорого, в чем он видит цель и смысл своей жизни.

Это воспоминание должно в нас рождать одну очень важную мысль, что мы всегда должны быть верными Господу. Вот батюшка говорил сегодня про падшее естество наше. Господь настолько милостив к нам, что Он сам на себя принял это падшее естество. Он сам был без греха, но естество-то он принял то, что было повреждено падением. И мы должны чувствовать,что и наше естество, конечно, повреждено падением. И поэтому единение с Богом не происходит единожды и сразу навсегда. Тогда мы с вами после рождения сразу бы входили в вечность, сразу бы соединялись с Господом. Нет, в нас постоянно происходит вот эта борьба, в результате которой мы то с Богом, то  бежим от Него. То мы любим Бога, то говорим, что любим, а на самом деле всеми делами своей жизни показываем, что нет Бога в сердце нашем. И цель нашей жизни заключается в том, чтобы вот этого второго – ухода, бегства от Бога – было как можно меньше в нашей жизни. Это  очень важно.

Очень важно потому, что выше цели, чем стяжание благодати Святого Духа, стяжания духа мирного нет ничего. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что тот человек, который не имеет главной своей заботой изменение себя, не стремится идти путем покаяния, человек, который не видит своих болезней духовных, которые называются грехами, не сможет почувствовать необходимость, потребность в Боге, во Христе, в Спасителе и Искупителе своем. И он говорит, что такой человек даже не может называться христианином. Зачем Христос тому, кто сам для себя праведен, кто доволен собой, кто считает, что у него нет каких-то серьезных грехов, а так, какие-то мелочи, на которые не стоит обращать внимание? Вот в чем беда многих и многих людей, в чем  сущность фарисейства. Ведь только тот человек, кто чувствует, что он ранен, смертельно ранен, который видит, как эта рана разъедает его , его существо, чувствует, что он не может быть верным Богу, постоянно уклоняется от Него, только такой человек будет просить у Бога прощения, помощи, будет ощущать свою беспомощность только своими силами победить отовсюду оскалившийся на него грех. Важно для нас это слово святителя Игнатия, потому что открывает нам нашу немощь. Но важно, чтобы мы прочувствовали эту немощь в себе. А это происходит только тогда, когда мы стараемся каждый день со всем тщанием, со всем прилежанием, со всем усердием исполнить то, что повелел Господь. Это очень трудно, но это необходимо. Тогда мы действительно будем все время спотыкаться о свою немощь и свидетельствовать о своей беспомощности. И, в то же время, мы часто будем свидетелями того, как Господь помогает, не оставляет нас. Тогда мы поймем, что Бог есть любовь. В этом, собственно, и секрет, если хотите, преуспеяния святых. Потому что, стараясь тщательнее исполнять заповеди Божии, они учились постигать свою немощь, как говорит Петр Дамаскин, и, видя ее, чувствовали помощь Божию, потому что Бог всех нас любит. И если человек ради Христа старается, подвизается, терпит боль от ран духовных, но все равно идет по этому узкому тернистому пути  он преуспеет. Тернистый путь значит, что идет человек сквозь шипы, сквозь колючки, которые раздирают его тело, а он все равно идет и терпит. И дай Бог нам с вами этим путем идти.

Нельзя нам быть и  лицемерами. Как говорил Амвросий Оптинский, великий старец: "нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, а иначе выйдет скверно".  Нам иногда кажется, что мы правдивы. Мы не видим за собой, чтобы мы были лукавыми. Но вот если мы за собой внимательнее поглядим, посмотрим на себя в свете Евангельских заповедей, то поймем, что действительно, есть это в нас.

Ну и конечно, этот праздник напоминает нам о Матери Божией. Вы видите, что все священники – в голубых одеяниях. Цвет – он не просто так, для красоты. В  Церкви все глубоко символично. И голубой цвет символизирует чистоту и непорочность Матери Божией. Этот праздник хоть и Господский, но Устав этого праздника, как у праздника Богородичного. И ради пророчества, которое было о ней изречено праведным Симеоном: она действительно много страдала. Как святые отцы пишут, ни одна женщина так не страдала, как Божия Матерь, потому что на Ее глазах распинали Ее Сына безгрешного, который молился: "Господи, прости им, ибо не ведают, что творят". Неиссякаемый и великий источник милости и любви Господь наш Иисус Христос отдавал свою жизнь на кресте в страшных мучениях,а Она это все видела. И чтим мы Ее еще за великую чистоту, за целомудрие, за кротость и добровольное подчинение Промыслу Божию. Потому что Она, будучи еще совсем молодой, уже предчувствовала, какой путь ожидает Ее и Ее Сына.

И вот в этом смысле сегодняшний день, сегодняшний праздник, позволяет нам еще один очень важный духовный вывод сделать: о том, чтобы мы не теряли мужества. Сейчас время вплотную приближает нас уже к Великому Посту. А это время, понимаете, особой такой борьбы, которую не все мы выдерживаем. Потому что или беремся сразу, что аж треск стоит: поститься, молиться; и через неделю мы выдыхаемся, и все, расслабление наступает. Или наоборот, мы никак не можем себя «ввести в берега», что называется. И начинаем унывать. И очень важно не потерять мужества. Потому что пост  это особое испытание для души каждого человека, который действительно старается. Будем учиться у Божией Матери, которая никогда не теряла мужества. Горе Ее не сломило, а сделало еще более крепкой и еще более утвердило в ней упование на Промысел Божий, что очень важно для каждого человека, который старается жить духовной жизнью.

Человек живет по Промыслу Божию, о каждом из нас Господь особенно заботится. Вот представляете, сколько у Бога детей! И каждого Господь знает, каждого! И о каждом особенно заботится, представляете?  Иногда бывают многодетные семьи  правда, сегодня это все реже и реже – где детей 15 и больше. И мама с папой иногда забывают, как ребенка зовут, посчитать их иногда даже не могут. Хотя любовь большая, но налицо ограниченность человеческого естества. А Бог, представляете, всех видит, всех любит, обо всех заботится. И наша задача состоит в том, чтобы на нас этот Промысел Божий исполнился. А Промысел Божий так устраивает нашу жизнь, чтобы она была подчинена главной, самой важной цели – спасению нашей бессмертной души.  Поэтому нам иногда кажется, что Бог несправедлив к нам. «За что Ты меня наказываешь?»,  спрашивают иногда люди. В сердцах, конечно, это происходит. Или говорят: «Что-то у меня много скорбей»… Или какие-то болезни навалятся, или еще что-нибудь… Нужно помнить одно, что это необходимо. Знаете,  есть прекрасные слова у Серафима (Вырицкого). Он был духовным сыном у преподобного Варнавы Гефсиманского. Великий человек, великий чудотворец, который повторил подвиг преподобного Серафима Саровского, тысячи дней и ночей молясь в годы Великой Отечественной войны о победе русского оружия. Много пророчеств он изрек о будущих судьбах России, и, кстати, все эти пророчества сбываются до сих пор… У него есть прекрасное – не молитва – сочинение, в котором Бог обращается к душе человека. И вот после каждого такого обращения  о скорбях, о болезнях, о каких-то недоумениях человеческих  в конце есть фраза: «От Меня это было». Очень важно понять, что это по Божиему Промыслу происходит, а нам нужно потерпеть, а иногда и подумать, почему это происходит. Потому что таким образом Господь нас ведет ко спасению. Нужно чтобы мы лишились самодостаточности, самодовольства, надежды на себя, на свои силы. Или надеемся мы, вопреки совету псалмопевца Давида, на князей и на сынов человеческих, что, собственно, лишает нас опоры и надежды на Бога. А Господь этого не хочет, потому что Он есть Любовь. Потому что человек должен на Бога надеяться, стремясь осуществить то предназначение, которое необходимо Промыслом Божиим исполнить. Так что праздник сегодня важный, как подготовка к поприщу Великого Поста, он дает нам пищу к духовному размышлению.

И еще хотелось бы сказать вот о чем. Уже скоро наступит неделя, последняя перед Великим Постом, она называется Сырная неделя, в народе еще называют ее Масленицей. И в это время многие православные стараются перед постом нагуляться вволю, наесться. На самом деле все у нас должно быть совсем не так. Потому что по Уставу мы потихонечку уже начинаем ограничивать себя. Еще два дня, и уже нельзя будет вкушать мясо. То есть мы уже начинаем поститься, входим в пост постепенно. Церковь, она очень мудрая Мать, она постепенно нас приучает, чтобы мы начинали привыкать себя ограничивать. Очень важно в это время поменьше есть, поменьше разговаривать, естественно, что и меньше осуждать, празднословить. То есть нужно уже сейчас стараться выходить на этот путь аскезы. Что такое аскеза? Аскеза  это самоограничение. Это этика самоограничения, цель которого – удержание от всякого вида зла. Сейчас в эти дни очень важно уже к этому приступать. Тогда вы почувствуете и увидите важность этой недели.  Устав постовой начинается с этой недели. В богослужение уже входят  элементы Великопостной службы, и это тоже не просто так. То есть нас Господь, Церковь уже настраивают на покаяние, на изменение себя. Поэтому к этим ограничениям нужно отнестись с вниманием. Вот этого хотел вам пожелать, потому что, к сожалению, сейчас как-то так люди устроены, что все делают  наоборот.

 Благодарю всех поющих, отцов, которые разделили радость молитвы с нами, всех вас, пришедших сюда для совместной нашей духовной работы, конечно, и отца настоятеля, который очень заботится об украшении храма, о том, чтобы хор собрать хороший. Все у нас потихонечку, я думаю, будет получаться.

Храни вас всех Господь!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.