Выксунская епархия

Память апостола Иоанна Богослова, 9 октября 2013г.

Память апостола Иоанна Богослова, 9 октября 2013г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Всех Вас, дорогие отцы, братия, сестры, дорогие студенты, поздравляю с праздником в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, друга и наперсника Христова.

Он жил давно, но Церковь о нем не только вспоминает, но и вдохновляется и одухотворяется зрением его жизненного подвига и его боговдохновенными писаниями. Мы его чтим как Богослова, который написал самое духовное евангелие. В тех возвышенных, очень глубоких словах апостол Иоанн говорит о Христе как о воплотившемся Боге Слове. С первых строк своего евангелия он завораживает читателя и эти слова первой главы читаются не когда либо, а в первый день святой светлой Пасхи: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин,1:1.).

Еще евангелист говорит здесь, что Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин, 1:11.). Пришел к своим с даром любви Своей, чтобы спасти погибающее человечество. Но любовь не всегда проявляется в ласковых словах. Часто она проявляется и в словах строгих. И за обличение нечестия, лукавства и лицемерия, которых нам очень нужно опасаться и бояться как страшных врагов нашего спасения, потому что отец лжи и лукавства – дьявол, многие из тех, к кому было обращено Его слово, не приняли Его и обратились против Него. Но многие услышали возрождающее и просвещающее слово Спасителя, возводящее грешного, земнородного человека к небу. И, когда мы читаем евангелие от Иоанна Богослова, понимаем, насколько светлы, чисты и важны эти слова. Именно в них святые отцы Вселенских соборов, когда боролись с ересями, находили подтверждение своим мыслям. Все догматы Церкви исходят из этих боговдохновенных строк евангелия Иоанна Богослова, поэтому мы и называем его Богословом.

Еще мы называем его апостолом любви. Сегодня читалось в его послании: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16.).

Как это важно, пребывать в любви, и как это сложно, потому что любовь всегда связана с правдой. Правда без любви – жестокость, а любовь без правды – распутство. И как найти постоянство в этой любви, которую мы называем жертвенной любовью и которая может соединить нас друг с другом и с Богом? Это трудно, потому что наше естество падшее и учиться этой любви нужно всю жизнь. Но без нее мы не сможем достигнуть Бога. Мы знаем слова евангелиста: «кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20.).

Еще что очень важно нам понять: если нет в нас еще любви, то мы должны, как советуют оптинские старцы, стараться творить дела любви, хотя бы и без любви, и Господь, видя наше старание, наполнит наше сердце любовью. Примеров этому очень много. Я рассказывал вам как то раз историю о том, как самый худший монах Афона сказал самую лучшую проповедь о любви.

(Пример того, как нужно по-настоящему любить ближнего своего, приводит митрополит Лимассольский Афанасий. Он живет в Греции, известный пастырь, выходец со святой горы Афон. Однажды он рассказал такую историю:

«Как-то к нам на Афон приехали журналисты, и случилось им взять интервью у самого плохого монаха, который есть только на Афоне. Несчастный пил постоянно, не ходил на службы, не молился, был для всех укором монашества, и думали мы, что не признаёт он святости. Но что же мы услышали в этом интервью?

Журналист этот спрашивает у монаха: «А есть ли на горе Афон святые?».

А тот отвечает: «Есть! Паисий Святогорец! Я не знаю, в чем заключается его святость внешняя, может он кладет много поклонов, тянет много четок, или не спит ночами – молится. Я этого ничего не видел. Но я точно знаю, что он святой человек.

Я ведь очень плохой монах – я пью, не просыхая, вообще не молюсь, не хожу на службы, ем все подряд. И мой единственный способ заработать, чтобы как-то прокормиться – это кому-то помогать. Так вот все монахи мной пренебрегают, если и просят помочь, то платят очень мало и заставляют работать много, презирают меня.

А вот старец Паисий приходит ко мне и говорит: «Пойдем, дорогой брат, поработаем. Поколи у меня дров. Ты очень хороший работник, поработай у меня». И вот я начинаю колоть дрова, он начинает мне помогать. И даже работает больше, чем я. И каждый раз предлагает отдохнуть и поесть. И когда за назиданием люди приходят к нему, он им говорит: «Обязательно возьмите наставления у этого монаха, он очень хороший монах»».

И в этой истории мы видим, насколько был тронут монах таким любовным к нему отношением. Старец Паисий видел, что пропадает человек, и старался его поддержать. Вот это действительно настоящая любовь. Вот пример, каким должен быть христианин.

Фрагмент проповеди от 21 мая 2013г.).

Еще один случай вспоминается мне, рассказанный так же Паисием Афонским. Одна жена много лет терпела измены мужа, который уже потерял всякий стыд, не стеснялся приводить падших женщин домой и заставлял жену готовить им трапезу. А у них уже были дети. И она старалась скрыть от них этот грех отца, говорила, что это его сестра. И так она терпела много лет и каждый день молилась за него.

Другая давно бы уже бросила такого человека, как это у нас часто бывает. Я, как правящий архиерей, каждый месяц рассматриваю прошения о разводах. Люди очень часто разводятся, к сожалению, не имея канонических оснований для развода. Брак неразделим в принципе и допускается он только в очень редких случаях. В частности из-за этого страшного греха, преступления против любви. Этот человек постоянно совершал преступления против любви. А жена его не бросала и каждый день и ночь на коленях молилась о том, чтобы Господь помиловал и спас его, потому что ей его было очень жалко. А он издевался над ней и ее любовью, а она продолжала молиться. И чудо свершилось. Господь однажды осиял ее своим нетварным светом за ее смирение и жертвенную любовь, которая нам непостижима. Эта история произошла в наше время и до сих пор такое случается, только многое сокрыто от нашего взора.

Господь услышал ее молитвы. Муж ее попал в страшную аварию и больной, переломанный, на грани жизни и смерти, раскаялся. Он плакал, просил у Бога прощения, просил прощения у жены и с миром, в покаянии, в осознании своего окаянства отошел ко Господу.

Это один из примеров любви. Мы знаем и пример самого апостола Иоанна. Сам он был живой, действенной любовью. Помните, как он бежал, уже престарелый, задыхавшийся, за своим бывшим учеником, который стал разбойником. А тот убегал от своего учителя и убегал не столько от него, сколько от стыда. Апостол догнал его, увещевал и снова сделал учеником Христовым.

Так что дай Бог нам учиться этой любви, чтобы действительно каждый из нас не только выстраивал вертикаль от себя к Богу, что необходимо, но чтобы была еще и духовная горизонталь, где каждый из нас будет стараться жить в общности, из за чего это и называется общиной. И тогда мы обретем крепость и вера наша станет сильной, и не останется ни одного человека, который нуждается в помощи, а на него никто не обратил внимания. Да не будет этого.

Дай Бог всем нам молитвами святого апостола Иоанна Богослова мира, здравия, исполнения заповедей любви и стремления углубляться в Священное Писание, чтобы черпать из него как из чистого, святого, цельбоносного источника для ума своего и для сердца необходимую духовную пищу в жизнь вечную, аминь.

Подготовил Алексей Еремин. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.