Выксунская епархия

Память преподобного Ефрема Сирина, 10 февраля 2014г.

Память преподобного Ефрема Сирина, 10 февраля 2014г.

Память прп. Ефрема Сирина.mp3

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, братия святой обители сея, дорогие паломники, братья и сестры!

Поздравляю вас с престольным праздником этой обители, с праздником в честь великого, богоносного отца нашего преподобного Ефрема Сирина!

В Церкви он имеет наименование учителя покаяния. Храмов в честь Ефрема Сирина немного, я до того времени, как сюда пришел, никогда не слышал о храмах, воздвигнутых в честь него.  И очень знаменательно, что братия Флорищевой пустыни, когда пришла сюда, на эту гору, и построила первый деревянный храм, устроила и придел в честь преподобного Ефрема Сирина.

Затем, когда построили надвратный храм уже обновленной обители, которая строилась преемниками святителя Илариона, уже из камня, из кирпича, его назвали в честь преподобного Ефрема Сирина. И я думаю, что это тоже не случайно, потому что была древняя традиция такая в монастырях: когда паломник собирался входить в монастырь, он не мог этого сделать прежде, нежели он не исповедуется в своих грехах. И поэтому надвратный храм, сотворенный над главным входом в святую обитель, носит название в честь учителя покаяния.  

Ну, и конечно, монастырь, любой монастырь, который существовал когда-либо и существует сейчас, имеет главное свое назначение – учить покаянию, способствовать тому, чтобы приходящий сюда на жительство человек учился этому главному пути для каждого христианина.

Вспомним слова Христа сегодня: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Покайтесь, изменитесь!

И вот, в стремлении к изменению себя через борьбу непримиримую, жестокую, без жаления себя, борьбу со своими страстями, только через эту борьбу человек приближается к Богу и стяжает благодать Божию, то Царство Божие, которое живет внутри сердца каждого человека.

 Преподобный Ефрем Сирин может научить этому искусству не только каждого монаха, но и каждого православного христианина. Потому что вся его жизнь –  сегодня читали его житие – от юности его и до конца его дней была непрестанным покаянием перед Богом, непрестанным стремлением к изменению себя.

Вспомним его юность, он попадает в темницу, его обвиняют в краже овец, хотя он и не был виноват. Является ему в темнице Господь, который говорит: «В этом ты не был виноват. Но было то, в чем ты был виноват, но не понес наказания». С ним были другие люди, которые также были осуждены и которые, казалось бы, также были не виноваты. И вот Господь открыл ему, что есть око, надзирающее над всеми. И каждому будет воздаяние по делам его. И  те люди, которые были с ним, были осуждены на смерть. Смерть ждала и его. Но миновала его эта чаша ради того, чтобы он изменился, чтобы он покаялся. Господь Сердцеведец видел,  знал, что  из этого человека получится великий подвижник, монах, святой Ефрем.

И действительно, велика сила покаяния! Он, будучи человеком, как он о себе писал сам, сомневающимся в Промысле Божием, строптивым, раздражительным, подверженным часто страсти гнева, которой и мы с вами  бываем подвержены (это страсть борет нас с самого маленького возраста), в течение долгой борьбы с этой страстью он стал безгневным и кротким. Его не могли вывести из себя, как-то повлиять на то, чтобы он потерял терпение, даже самые искусные в этом отношении люди. Одну блудницу он устыдил в ее грехе, предложив совершить его публично, на городской площади. И когда она ответила, что нельзя совершить его на глазах у всех, он ответил, что перед очами Божиими грех совершать еще страшнее. Другая пыталась с ним заговорить через окно, когда он варил себе пищу, предлагая ему искусительные вопросы, чтобы, если и не добиться своего, то ввести его в гнев. И он ответил   единственный раз, на вопрос, который стал последним: "чего не хватает в твоем вареве?" Не теряя мира душевного, он спокойно ответил: "не хватает камня и немного глины, чтобы заделать окно в стене, через которое ты смотришь".

Преподобный Ефрем оставил нам для назидания множество творений.   Еще что очень важно для нас, это то, что он писал о Таинстве Покаяния. Его же не просто так называют учителем покаяния. Его знаменитое Шестопсалмие Покаянное, в котором он говорит: «Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм, свое тело и душу, блудными помыслами и строго сужу блудников; осуждаю татей (воров) и злоречивых, а сам и тать, и злоречив. О, какая грубая, поземленевшая душа у меня!».

Вот эти слова он говорит о себе. Говорит как человек, который видит свое сердце. Видит это пространное великое море, в котором несть числа гадам. Сердце наше, к сожалению, может вмещать не только благодать Божию.

Ефрем Сирин был еще и учителем Сирийской школы богословия и толкователем Священного Писания.   Слышавшие никак не могли насладиться его богодухновенными речами, потому что сам Господь его вразумлял. И он всегда начинал с самообличений, и поэтому очень быстро привлекал сердца людей к себе.  Он, прежде всего, старался изменить и исправить себя. И люди, не только слыша, но и видя его покаяние, стремились к тому же. И та молитва, которую скоро-скоро уже будем читать, молитва «Господи и Владыка живота моего…», очень красноречиво об этом свидетельствует. Так вот, в кратких словах, выразить самые важные прошения кающегося сердца к Богу не смог выразить никто, кроме преподобного Ефрема.

И еще преподобный Ефрем в своих словах, в своих поучениях призывал к тому, чтобы мы никогда не забывали о Боге, о Христе. Чтобы мы стремились его полюбить, чтобы мы стремились стяжать благодать Святого Духа в своем сердце. И он говорил, что тот, кто будет молиться Богу, кто будет помнить о Боге, тот Царство Божие стяжает в своем сердце. И он напоминает, повторяя слова Спасителя, что Царство Божие внутри нас есть. Оно будет открываться тогда, когда мы будем постоянно, непрестанно каяться пред Богом. И в этом, братья и сестры, великая духовная тайна и, вместе с тем, великое духовное благо, данное нам от Господа и Спасителя нашего.

Когда мы каемся в своих грехах, происходит нечто удивительное. Когда мы стремимся к изменению и переживаем о том, что у нас плохо все это получается, начинаем изнемогать, но, в то же время не перестаем обращаться к Богу, чтобы Господь нам помог, дал сил, Господь благодатью Своею несказанно утешает сердце наше. То, что называют святые отцы преподобные радостотворным плачем, это реальность. Поэтому у подвижников, истинных подвижников покаяния, не бывает уныния.   Чем глубже человек входит в стихию покаяния, тем больше он чувствует над собой крепкую руку Божию, Его милость, Его любовь. Потому что Господь называет нас братьями своими, и Ему  каждого из нас очень жалко.

Грех страшен  по своим последствиям. Почему нельзя грешить? Потому что сердце наше делается неспособным к стяжанию благодати Божией. А, следовательно, оно становится беззащитным против духов злобы поднебесных, которые жестоки, которые немилосердны, которые терзают нашу душу, наше сердце. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «один маленький бесенок когтем может перевернуть Землю». Насколько можем мы быть беззащитны, если мы не обращаемся к Господу! Но мы этого не замечаем до поры. Враг, он очень хитрый, коварный, он предсидит нашему сердцу, нашему уму и ждет, когда нанести свой смертоносный удар в самое чувствительное место. И наносит его тогда, когда мы этого не ожидаем.

И поэтому уроки, которые нам преподает Ефрем Сирин, в сегодняшний день его памяти, да будут в нашем уме и сердце. Чтобы мы стремились к покаянию, чтобы мы стремились к изучению Священного Писания. Вместе с покаянием, радостотворным плачем, это была его услада, услада его сердца. Он постоянно читал Священное Писание, он размышлял над ним, он оставлял себе какие-то заметки, которые потом переродились в такой великий труд, составление Четвероевангелия.  И его вдохновенные толкования Священного Писания были переведены на многие языки мира, уже в то время начали переводиться, когда он жил. 

 Сегодня состоялся еще один великий праздник. Сегодня благодать Святого Духа снизошла на диакона Евгения, и теперь мы видим его в сане пресвитера.  Хотелось бы, конечно, пожелать, чтобы тот подвиг добровольного мученичества, который ты взял на себя, отец Евгений, чтобы ты пронес его достойно до конца дней своих. Я тебя предупреждал вчера, предупреждал сегодня, что тот жребий, который ты взял, он очень нелегкий. И по-человечески понести  его невозможно. Беспорочно служение совершить человеческими усилиями невозможно, только с помощью благодати Божией. Священство  выше царства. Священнику дается великая благодать. Преподобный Ефрем Сирин говорит о покаянии, о том, что это – как плавильный котел. Ведь грехи после покаяния не просто как бы забываются, человек не просто перестает быть виноватым в этих грехах, в которых он кается, нет! Грехи исчезают, и человек сам по своей воле, по своему желанию доброму переплавляется, воскресает. И такая великая благодать дается священнику Богом для того, чтобы совершать эти таинства и руководствовать каждого человека ко спасению. Поэтому священство – выше царства.  Ни один царь не имеет такой власти, какую имеет священник. С другой стороны, велика ответственность священника. И многие из нас часто жалеют о том, что мы совершаем ошибки, а ошибка священника может очень больно отразиться на душе пасомого, и иногда – смертельно. И как мы будем за это отвечать? Когда подумаешь об этом, становится страшно, потому что Господь за души пасомых с нас взыщет. Надо стараться быть добрым пастырем, стараться никому не отказывать в помощи духовной, как бы нам ни было тяжело. Я тебе говорил, что ты будешь встречаться не только с кроткими овечками, но и с непослушными козами…, образы никакие не буду приводить, чтобы неблагозвучных слов не произносить.  Потому что все бывает: разные бывают обстоятельства и разные бывают люди. Но всех надо любить, всех надо терпеть и всем нужно желать спасения и изменения. Так что дай Бог, чтобы та благодать, которая на тебя снизошла, в тебе утверждалась, умножалась, чтобы день за днем, в течение всей своей жизни ты возгревал в себе дар священства.

Когда у святого праведного Иоанна Кронштадского вопрошали священники, с которыми он беседовал: «А как же Вы вот стали таким великим?», он отвечал в таком духе: «А я ничем от вас не отличаюсь, вы такие же священники, как и я. Вы имеете такую же благодать. Нужно возгревать в себе дар священства, и вы преуспеете во многом». Каждый день нужно это делать: возгревать в себе дар священства.  Великое счастье – быть священником;  у тебя сегодня – день рождения. День хиротонии ты будешь отмечать, как день нового твоего рождения. Потому что уже все, кончился раб Божий Евгений, теперь ты уже иерей Божий Евгений, и начинается новая, другая жизнь, тебе еще во многом непонятная, неизведанная. И дай Бог, чтобы Крест служения священства ты пронес до конца.  Неизвестно, что в жизни нам еще придется испытать, к стенке поставят нас первыми, это очевидно, и это в лучшем случае – к стенке. Поэтому надо быть и к этому готовым. Будем молиться, дорогие, о том, чтобы  иерей Божий Евгений пронес свое служение беспорочно, на радость Господу нашему Иисусу Христу и пасомым. А вас всех паки поздравляю с великим праздником. Благодарю хор за очень духовное, молитвенное, умиленное пение; и всех отцов сослужащих; братьев, сестер.

Богу нашему слава! Аминь.

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.