Выксунская епархия

27 октября 2013 года, притча о сеятеле.

27 октября 2013 года, притча о сеятеле.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Честные отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с воскресным днем, со светлым праздником! Приезд архиерея – это всегда особенное событие, особенное торжество, которое связано, с одной стороны, со множеством хлопот, а с другой стороны, ощущается вся полнота церковного присутствия и в богослужебном, и в иерархическом смысле, поэтому, конечно, такие службы всех нас подтягивают и вдохновляют. И радостно всегда архипастырю быть с народом, быть в тех местах, которые он ещё не посещал, где ни разу не был.

Сегодня радостный день, воскресный. Вновь славим мы воскресшего Господа Бога нашего. Великое счастье для каждого из нас прикоснуться к плодам Его славного Воскресения. Божественная литургия, таинство, которое совершается на этой удивительной, глубокой, таинственной и питающей наше сердце и наш ум службе, – дар Божий, который взращивает нас к спасению. Будем ценить этот великий дар Святой Божественной литургии.

Сегодня я читал притчу о сеятеле, которую все мы, конечно, слышали не раз. Нелишне послушать ее еще и еще, потому что все мы должны смотреть вглубь своего сердца, оно должно быть главным предметом наших забот. Непростое это дело – смотреть внутрь себя, но очень важное. Человек живет определенными идеями, им движут определенные, усвояемые им, законы жизни. А православный христианин должен жить заповедями Евангелия. Эти заповеди изрек сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос. И многое, чему научил Господь человечество, многие из тех истин, которые Он возвещал, Он облекал в притчи, простые по форме и каждому понятные по содержанию рассказы, в которых содержится глубокий духовный смысл. Духовные понятия бывают достаточно абстрактными и непонятными для тех людей, что не живут духовной жизнью. А образы, взятые из жизни, им понятны. В таких образах заключается ключ к открытию смысла глубоких духовных истин. И когда человек начинает жить по Евангелию, потихонечку смысл этот открывается. Иногда форма изложения в притче и людей, и даже учеников Господа немного смущала и запутывала. Они многого не могли понять, и Ему, после рассказа, приходилось еще и разъяснять. Вот и в притче о семени Он разъяснял, например, что такое семя? это слово Божье; что такое почва? это сердце человеческое. Объяснял и разные степени состояния положения сердечного. И вот однажды Ему сказали: вот теперь мы ясно понимаем… Господь ответил: нет, не ясно вы понимаете, опять вы не понимаете меня…

Нам с вами нужно радоваться, что мы имеем это слово Божие, удивительное, глубокое, слово, которое помогает нам постичь духовную реальность и следовать ей, помогает нам жить. Слово Божие, как говорит псалмопевец Давид, слаще меда и капель сота. Вот так для каждого из нас было бы, чтобы не хотели мы никаких мирских радостей! Понятно, что человек – существо не только духовное, у него есть тело и плоть, ему нужно что-то делать для того, чтобы есть пить и одеваться, воспитывать детей. Он ходит по земле, выполняет какие-то свои необходимые действия для того, чтобы жить.

Но главное – это то, чем питается дух человека. И та радость, которую он может испытать и на земле, и на небе, дает именно слово Божие. Человек испытывает духовную радость, когда он соприкасается со словом Божиим и начинает чувствовать в своем сердце, что слово Божье его животворит. В словах Его заключается жизнь, бытие, то есть счастье человека.

Слово Божье, которое дано нам в Евангелии, в Новом Завете, должно быть предметом нашего пристального внимания, нашей каждодневной заботой. Евангелие переведено почти на все языки мира, это самая читаемая книга до сих пор. Нужно чаще обращаться к словам Спасителя, чтобы поверять свою жизнь, потому что мы – существа изменчивые. В притче о семени Господь говорит: «иное упало при дороге» - это когда у человека нет никакого желания слушать даже слово Божие, заглушает его заботы века сего. Господь говорит: «иное упало на места каменистые» - страсти сделали сердце каменным, как горох отскакивает от человека слово Божие…

Каждый из нас в то или иное время все эти состояния проходит. Даже в один день у человека сердце может быть подобными и дороге, и каменистой почве, и почве, на которой взрастает терние. А вот хорошо бы, чтобы исполнилось на нас слово Божье, чтобы оно принесло плод, стоящий нас. Тот, кто в терпении старается жить по заповедям Божиим, старается жить по Христову, совесть и жизнь свою поверяет с Евангелием, может принести плод. Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Так и люди все разные. У нас у всех разные задатки и возможности, но все до одного мы можем стать святыми. Господь нам дает эту возможность. Если бы это не было так, не было бы в нас этого дара веры.

Не каждому Господь дает этот дар. Сколько человек нас здесь стоит человек? Сто? А сколько живет в этом посёлке? Раз в пятьдесят больше. Многие к Богу ещё не пришли. Почему? Просто сердце их пока не готово, не разрыхлено. Бесполезно пока бросать туда это семя. После скорбей, болезней, злоключений, когда человек уже перестанет надеяться на себя, на свое «я», когда уже начнет смиряться его гордыня, после того, как он к бабкам сходит, которые якобы снимают порчу и сглаз, - только после этого, как к последнему пристанищу, человек идёт в церковь. Обычно бывает так.

Мы с вами счастливые, у нас есть дар веры. Но, с другой стороны, потом с нас спросится, а как мы его употребили? Семя брошено, как мы его будем взращивать, зависит уже от нас. Есть примеры того, как это делали многие святые люди. Вспомним преподобного Антония Великого. Как он пришёл в состояние духовное, высокое и великое? Он пришел в храм и услышал слово Божие. Какие он слова услышал? Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое, раздай нищим, приходи и следуй за мной. И он воспринял эти слова как обращенные к нему. Он был состоятельным человеком, получившим богатое наследство от недавно умерших родителей, мог жить безбедно, что называется, припеваючи. А он все это отверг, решив идти за Господом. Вот в какую почву было брошено семя! И смотрите, сколько он сделал! Дважды он приходил в храм, дважды получал указания от Бога, что надо делать. Другие этого не заметили: ведь он не один был в храме, но никто больше так, как он, не поступил. Конечно, не каждому это было по силам, но, тем не менее… Много и других примеров, когда великие грешники, слыша слово Божие, понимали его как волю Божью о себе, получали извещение от Бога и изменяли свою жизнь.

Вот так и мы. Если Господь говорит «не судите да не судимы будете», всё: рот на замок, и никого не осуждать. Если Господь говорит, что даже гневаться напрасно нельзя, это большой грех; не то, чтобы на кого-то злословить или ругаться матом, просто гнев, даже если мы его не вылили ни на кого, только сердце наше возмутилось, - это уже грех, уже надо каяться перед Богом. Нужно стараться себя держать, каждый день поверяя свою жизнь, свои чувства и мысли с тем, согласно ли это воле Божией, согласно ли это Евангелию. Поэтому будем чаще читать, особенно пятую, шестую, седьмую главы Евангелия, написанного апостолом и евангелистом Матфеем, - Нагорную проповедь Спасителя. На каждой праздничной Божественной литургии поётся третий антифон, напоминающий нам, что такое Царство Божие, какая это красота и сила, какое это радость и счастье - быть с Богом через сокрушение сердечное, через осознание себя: «какой я немощный перед идеалом святости Господа, какой я еще нищий духовно». Слезы о грехах своих, кротость, воздержание, милосердие, чистота сердечная - вот к чему Господь нас призывает. И говорит: блаженны будут люди, потому что Царство Божие внутри нас, в сердце. И человек может испытывать огромную радость, когда он старается жить таким образом. Заповеди блаженства показывают нам свойство Божие: Бог есть любовь и смирение. И мы должны прийти в такое же состояние. И дай Бог, чтобы слово Божие, услышанное нами, исполнило с нами то, что так хочет наша душа, наше сердце.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.