Выксунская епархия

Память преставления преподобного Сергия Радонежского, 8 октября 2013г.

Память преставления преподобного Сергия Радонежского, 8 октября 2013г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, прихожане этого храма!

Поздравляю всех вас с вашим престольным праздником, с праздником покровителя села, с памятью великого молитвенника и печальника земле Русской, игумена всея Руси преподобного Сергия Радонежского.

Светло торжествует Русская Церковь Православная. Во всех храмах сегодня, не только посвященных преподобному Сергию, совершается его память. Можно представить себе, сколько сейчас в Лавре преподобного Сергия, основанного когда то им монастыре на горе Маковец, народа православного, прославляющего его имя вместе с Патриархом.

Вся Русь почитает преподобного Сергия Радонежского. Память его ясно говорит нам о том, что земля может соединиться с небом, когда она бывает просвещаема светом Христовым. Так и русская земля освятилась молитвами преподобного Сергия, его подвигом, его огромным вкладом в жизнь нашей страны, потому что его житие, его добрые дела были началом возрождения святой великой московской Руси. Он и не думал сыграть такую роль в истории, а хотел только подвизаться в безмолвии, борясь со страстями. Но есть такие прекрасные слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» («Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя»). И они особенно применимы к преподобному Сергию. Он хотел спастись, побеждал свои страсти, просветился светом веры Христовой, стяжал благодать Святого Духа, стяжал дух мирен, и многие-многие люди от князей до простых людей, богатых и бедных, видели его светлый лик, слушали его кроткое слово и находили в этом для себя утешение и вразумление. После встречи с преподобным Сергием многие старались исправить свою жизнь.

Он был простым и кротким человеком. Те, кто его видел в первый раз, ища игумена уже прославленной и великой обители, не могли его найти, потому что преподобный ходил в самой бедной одежде, трудился вместе с братиями и был очень прост в обращении со всеми. Он имел евангельскую простоту, кротость и всегда стремился к миру и приобрел мир в своем сердце. И люди, видя его добродетели, которые сияли в нем и которые невозможно было скрыть как светильник на вершине горы, стремились к такой же чистоте, какую он приобрел. Именно поэтому ему поручали важные посольства, когда он мирил рязанского князя Олега и Нижегородского князя Бориса с Дмитрием. Именно он послужил примирению и собиранию русских земель вокруг Москвы. Именно тогда, в эпоху Куликовской битвы, закладывались основы Российской государственности. Русь становилась монолитом, а русские люди поняли, что можно противостоять этой страшной силе, которая паразитировала на княжеской междоусобице, порождаемой страстями человеческими. Дай Бог нам, вспоминая преподобного Сергия, всматриваясь в его житие, стараться стяжать те добродетели, которые стяжал он, потому что нам очень не хватает мира в сердце, а от юности нашей «мнози борют мя страсти», как поется на праздничных богослужениях.

Действительно, наши страсти нас борют и столько ложных ориентиров появилось сейчас, которые сбивают правильное видение нашего пути к Богу.

Кто из нас постоянно читает Жития святых и стремится как то приложить к своей жизни и поведению то, что они заповедали и превратить это в образ жизни?

Казалось бы, в теории мы этого хотим, но на практике все остается как прежде. Мы не хотим побеждать себя, мы хотим идти по пути легкому. Даже термин есть такой – православие лайт, облегченное православие, когда человек не живет подвигом, не хочет ни в чем себя ограничивать и при этом считает себя вполне верующим христианином.

Но страшно оказаться в плену своих страстей. Страстям легко угождать, но они потом очень сильно мучают человека. Подвижники, такие как преподобный Сергий, это знали и вели брань не с плотью и кровью, но с «духами злобы поднебесной» (Еф.6,12). Они знали, как страшно стать игралищем в руках бесов. Страшно быть в плену у бандитов и разбойников. А в руках демонских еще страшнее. В этой жизни мы еще это чувствуем не в полной мере, потому что мы находимся в теле, которое ограждает нас от духовного мира и злобы дьявольской, но и добро не может в полной мере воссиять в нас, пока мы в теле. Так хотя бы постараемся опасаться стремиться ко греху, ведь за него обязательно придется расплачиваться. Ведь чем тяжелее грех, тем труднее с ним бороться, потому что он ослабляет веру человека. Поэтому святые и были очень внимательными к самым малейшим проявлениям греховности в себе. Они стремились к чистоте помыслов и считали себя великими грешниками, в отличии от нас, хотя мы, может быть на словах считаем себя грешниками, но в реальности таковыми себя не видим, очень себя любим, ценим и видим в себе добродетели. Если же и замечаем какие то грехи, то с легкостью извиняем их. А святые поступали наоборот. Даже видя в себе небольшой грех, они считали, что сильно преступили заповеди Божии, потому что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10). А мы на малые грехи даже не обращаем внимания: это такая мелочь, чего с ней бороться. А о больших грехах говорим: ну, где нам с этим справиться, это невозможно. И так остаемся неисправленными и безблагодатными, бездерзновенными.

Но, слава Богу, что у нас есть святые, которые молятся за нас, предстательствуют за нас, если мы, конечно же, обращаемся к ним. Слава Богу что есть у нас пример их жизни. Вот посмотрите на преподобного Сергия, он не оставил нам никаких книг, но стал одним из самых почитаемых святых Русской Церкви. Его житие, составленное преподобным Епифанием, показывает, как может человек, монах, отрекшийся от мира, который и не предполагал оставлять какой то след в истории, оставил его не только там, но и в культуре, и в искусстве. Чего стоит только Троица Рублева и вообще прославление Пресвятой Троицы, в которой он видел победу над ненавистной рознью. Сколько, оказывается, может сделать один человек.

Поэтому будем подражать его житию, смирению, кротости, мирности, которой нам так не хватает. Постараемся, имея такого покровителя для себя, подражать его вере и его жизни.

Человек существо изменчивое. Эта изменчивость нравов – следствие той греховной язвы, которой мы все поражены. Поэтому память святых и важна нам. Каждый раз нужно возвращаться к ним, читать Священное Писание, молиться постоянно, потому что мы очень быстро отходим от пути правды и отворачиваемся от Бога. Никогда нельзя забывать, что Бог не просто над нами, Он всегда с нами и взирает на нас. Дай Бог и нам видеть пути Промысла Божьего в нашей жизни, как это видел преподобный Сергий и многие другие святые, память которых мы светло празднуем. Аминь.

Подготовил Алексей Еремин. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.