Выксунская епархия

Преображение Господне, 19 августа 2014г.

Преображение Господне, 19 августа 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно благодарю отца настоятеля за приветственное слово, и рад обратиться к вам со словом в честь великого двунадесятого праздника Преображения Господня, в честь же которого освящен ваш древний дивный храм. Рад поздравить вас с праздником великим, праздником славным Преображения Господа нашего, который дает нам, в каком бы звании и состоянии мы не находились, всем православным христианам, архиереям и иереям, мирянам, пример, как нужно жить, чтобы достичь славного Преображения.

Господь на горе Фаворской – сегодня читалось Евангелие от Матфея об этом событии – восшедши туда с учениками своими, преобразился в неизреченной славе. Первый раз это произошло в истории, когда невидимый Бог, зреть которого не мог пророк Моисей, и закрывал лицо свое покрывалом, и мог только слышать глас Божий, узрел Бога, Спасителя, Мессию, который воссиял в своей Божественной славе. И лицо Его просияло, как солнце. Апостол Марк пишет о том, что одежды Его стали настолько белыми, как на земле белильщик не сможет выбелить, – такое он употребил сравнение. Как снег стали его одежды, говорит другой евангелист. И апостолы не могли смотреть на эту славу Божию. Сказано в кондаке, посвященному празднику Преображения сказано – а как известно, кондак отражает самую суть праздника – «яко же можаху», то есть, насколько могли они вместить, настолько Господь и явил свою Божественную славу. Наверно, еще чуть-чуть, и они не смогли бы выдержать, наверно, их душа покинула бы тело. Так ярко, так славно, блистательно и благодатно было явление Божества во Христе, Божественной Его природы, что они пали ниц на землю и не могли смотреть. И в славе Божественной, как отблеск этой славы, апостолы лицезрели и двух великих мужей Ветхого Завета, Моисея и Илию.

И Господь здесь предстал как Бог пророков, как Мессия, потому что пророки по преимуществу не только вели народ к спасению и напоминали ему о Боге, но и возвещали о пришествии Мессии. Вы знаете, что пророки с какими-то очень точными и даже мелкими деталями предвозвестили о пришествии Мессии, о том, как Он будет страдать, о каких-то очень важных вехах Его пути жизненном во плоти, о Его благовествовании. Христос как Бог пророков, как Бог и Отец законодательства предстает пред нами на горе Фаворской, потому что Моисей и от Него получил те заповеди, которые затем были начертаны на скрижалях. И по сей день человечество обращает свои взоры к этим заповедям. Или отвращает взоры от них… По сей день мы, христиане, стараемся жить духовной жизнью, стараемся достигнуть Бога, Христа, в  благодати Святого Духа, стараемся исполнить эти заповеди. Потому что, не исполнив их, мы не сможем дойти до более высокой ступени, до заповедей блаженства. И Господь говорит, что Царство Божие открывается внутри сердца того, кто чувствует и понимает свою нищету духовную, то есть смиряется перед Богом. Это фундамент, это начало, это основа стяжания благодати Святого Духа. Без этого ни один человек благодати не получит. По слову апостола Петра, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Плач о грехах своих рождается во смирении, видение себя, видение грехов своих; кротость , когда человек никого не раздражает и ни на кого не раздражается; милосердие, стремление к правде и так далее. Когда это усвояется как добродетель, тогда меняется вся жизнь человеческая. Но основа этого, конечно, – заповеди Моисея. Потому что сначала человек должен уклониться от зла. И только потом сотворить благо.

Господь в Своем Преображении указывает нам путь, по которому должен идти каждый человек. Вхождение на гору было не простым. Читаем Евангелие: вот ученики на горе, вот Господь преображается, и апостол Петр говорит: «Хорошо бы нам три палатки сделать: одну Тебе, одну Моисею, одну Илие». Вот такая радость вошла в его сердце, что он про себя забыл. Но прежде чем апостолы взошли на эту гору, они предприняли труд подняться на нее. Вот так и нам, прежде чем духовно преобразиться, нужно много труда поднять на себя, и труда сознательного. Потому что только тот крест жизни нашей бывает спасительным, только тот труд увенчивается стяжанием благодати Божией, который принимает на себя человек сознательно, стараясь выполнять заповеди Божии, стараясь очищать свое сердце через покаяние, через веру, через стремление к любви нелицемерной, любви жертвенной. Той любви, пример которой показал Господь наш Иисус Христос не только словами своими, дав заповеди нам, которые мы читаем в Нагорной проповеди, но и всей своей жизнью.

Мы знаем, что Господь преобразился, и об этом опять-таки говорится в кондаке, посвященном Преображению, для того, чтобы ученики, когда Его увидят распинаемого, в бесславии (а это была самая бесславная казнь, которой казнили беглых рабов, и преступников страшных в Римской империи; человек обнаженным висел на кресте, что было крайней степенью поругания; умирал на кресте от удушья страшной смертью) не соблазнились.  Чтобы они не соблазнились, увидев Его распинаемым (ведь Он Бог их и учитель, Великий чудотворец, как же Он допускает, чтобы Его  так распинали?), и уразумеют страдания Его вольные. Чтобы уразумели, что Он добровольно пошел на эти страдания; так же, как Он во славе преобразился перед учениками своими, так Он и вольно идет на Голгофу, на крест. Почему Он идет на крест добровольно? Для того чтобы спасти падший человеческий род. Потому что заповеди Моисея, исполнение их, не могли спасти человека, как бы он не стремился. И вы знаете, что все праведники Ветхого Завета сходили в шеол, в место, где нет Бога, и не могли эти заповеди спасти человека… Мог только Сам Бог спасти человека, потому что от Бога человек отпал, потерял благодать Божию, и Бог должен был человеку вернуть эту Божественную благодать. А для этого нужно было пострадать. И все грехи людей взять на себя. И вот для этого Господь преображается, чтобы укрепить их. Он явил им Свою славу. И мы вспоминаем об этом. И вспоминаем, конечно, об Отце Небесном, который сказал «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».  И это тоже было не случайно. Чтобы они не думали, что это им показалось… будто бы солнце засветило особенно, под определенным углом… Нет! Они услышали явственно, услышали глас Отца Небесного…

Духовное Преображение – цель нашей жизни. И не только Господь, Который показал нам этот путь, но и все последователи Господа нашего, все христиане, они могут преобразиться духовно. Они способны принять в себя "нетварные  Божественные энергии", о которой говорил Григорий Палама. Мы знаем из жития многих святых, что они сподобились неизреченной славы Божией. Лицо Сысоя Великого светилось, как солнце, когда он умирал, отходил ко Господу, и просил время на покаяние. Когда у него спросили братья: «О чем ты шепчешь, чего ты просишь у Бога?». Он ответил: «Я прошу у Бога времени на покаяние»… «Тебе ли просить время на покаяние?!», - он же был чудотворец, великий человек! «Поверьте, братья, я еще даже не начинал каяться»…

За смирение Господь дает великие дары благодати Святого Духа. Такие были даны и преподобному Серафиму Саровскому, как мы знаем из беседы с Мотовиловым. Знаем это и на примере других святых. И до сих пор есть люди, которые сподобляются этого нетварного Божественного света. Паисий Афонский, известный подвижник Греции, который скоро уже будет прославлен в лике святых.  Это современный нам подвижник, умерший в 1994-м. Он тоже испытал это духовное преображение. И тоже испытал то, о чем говорил апостол Павел «В теле ли, вне ли тела»… Но он был восхищен даже до третьего неба и слышал даже глаголы неизреченные, что ухо не слышало, что око не видело – что Господь приготовил любящим Его. И когда Паисий Афонский пришел в себя после этого состояния, он даже не заметил, что прошло уже очень много времени. Ему казалось, прошло несколько минут, может быть, полчаса. И после этого он  сказал примерно так: «Я в первый раз почувствовал, в насколько тяжком положении находится человек, его естество, - когда я почувствовал усталость и захотел есть. Я подумал, насколько же сильно пал человек, что после такой великой благодати приходится ему испытывать такое же состояние, которое испытывает и животное».

Но мы с вами, конечно же, далеки еще до такого состояния души, сердца, ума, чтобы воспринять эту божественную благодать. Мы должны сейчас идти путем покаяния. Не забывать, что в Таинстве Покаяния прощаются нам все грехи, мы очищаемся от греховной скверны. Почаще нужно стараться причащаться Святых Христовых Таинств. Сегодня было много причастников, но это были в основном дети. А взрослых было совсем мало, что очень жаль. Идет пост, по идее, должен бы причащаться весь храм… Нужно стараться неленостно пребывать в молитве. Потому что молитва соединяет человека с Богом. Через внимание, благоговение и покаяние мы обретаем Благодать у Бога. Нужно стараться по силе воздерживаться, поститься, потому что пост есть воздержание от зла. Постараться нужно полюбить от всего сердца тех, кого нам трудно любить. Нужно каждый раз делать попытки и каждый раз хотя бы понемногу приносить какую-то жертву, чтобы приучить сердце холодное, сердце жесткое, сердце плотское к тому, о чем просит нас Господь. А Он говорит через Иоанна Богослова: если мы Богу говорим, что Бога любим, а брата своего не любим, значит, мы лжем.

В день Преображения Господня освящаются плоды, что тоже очень символично. Сладкие плоды символизируют радость и сладость Царства Божия, они говорят о том, что и сами мы должны быть благоуханным, не горьким, не кислым, а сладким  плодом Божиим. К этому Господь нас призывает. Чтобы к этому состоянию приблизиться, мы были рождены на свет. Так что дай Бог нам спасения духовного преображения, а всем вам, братья и сестры, прихожанам  этого храма, настоятелю желаю многая лета. Мы сегодня молились и желали многая лета всем – Патриарху, архиепископам и епископам, духовенству и воинству, и правителям, и православному люду... Все мы составляем единое тело Христово. И радостно, что куда бы ни приезжал архиерей, в любое время, в любой праздник совершается торжественное богослужение, где мы предстоим Богу и радуемся о Его неизреченной благодати, которую Господь нас призвал стяжать.

Храни вас всех Господь Своею благодатью!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.