Выксунская епархия

Преполовение Пятидесятницы, 14 мая 2014 года.

Преполовение Пятидесятницы, 14 мая 2014 года.

Христос Воскресе!

Благодарю отца настоятеля за приветственное слово. Рад всех вас видеть в храме сегодня, братья и сестры.

Молитва – она и паче молитва, которая совершается во время Божественной литургии. Это особая молитва. И самая высшая точка соприкосновения с Божественной реальностью – это Божественная литургия и Таинство Святого Причащения, которое дано нам, людям немощным и очень грешным. И действительно, каждый из нас, тот, кто искренне исповедуется, тот, кто со смиренным осознанием своего недостоинства приобщается Христу, причащается Святых Христовых Тайн, может это засвидетельствовать. Потому что жизнь наша, она полна грехов и беззаконий, хотя мы – временами!  стремимся все-таки к Богу, стремимся как-то себя изменить,  это поток, эта стихия жизни и мира. В данном случае «мир»  это слово собирательное, но не в смысле отсутствия войны, а в смысле того зла, которое неизбежно концентрируется тогда, когда человек пребывает вне Бога. Все страсти тогда на человека восстают, человек – существо падшее. Эта стихия нас, конечно, увлекает, и мы не приносим плода своего жизненного подвига ради нашего Христа. Мы должны принести плод в части молитвы, поста, то есть воздержания. Причем пост – это не только Великий Пост, не только среда и пятница.  Пост – это удержание от зла, это воздержание наше от духовных страстей, мыслей, чувств… И вот, такого плода мы принести, к сожалению, не можем. Даже если мы и приносим что-то, то такой плод у нас выходит горьковатый, кисловатый… И даже если у нас что-то более интересное получается, то, к сожалению, не надолго.

Тем не менее, Господь настолько милостивый, что делает нас буквально святыми, когда мы искренне каемся, просим прощения в своих грехах и с надеждой на милость Божию причащаемся Святых Христовых Таин, соединяемся с Ним. Вот в этом проявляется наше смирение,  когда мы каемся: мы не хорошее о себе говорим, а как раз то, что мы скрываем и от других, и от самих себя часто. А когда мы причащаемся, мы жаждем того единственного, что может дать нам Господь, даже если мы сильно не трудимся, за осознание своего недостоинства, за смирение и понимание того, что мы очень грешны, и нам нужно исправляться. Видите, какой Господь милостивый? Он втуне, даром, нам дает то, что выше любого сокровища этого мира,  Самого Себя. И в это время, действительно, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадский, мы становимся святыми. Другое дело, что эту радость и эту святость, этот свет и это духовное тепло, которые разливаются в нашем естестве, мы не можем надолго удержать в силу того, что слишком удобопреклонны ко греху, и очень быстро теряем дух. Так вот, Господь нам напоминает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Эти слова очень важные для нас. Конечно, мы каждый день должны вспоминать, что энергия души может направляться или к Богу, или к самому себе. То есть, человек любит или Бога, или самого себя.

Жизнь наша должна быть Христоцентричной, где Господь стоит в центре нашей жизни. Все от Него, и к Нему. Каждое дело своей жизни мы должны посвящать Богу. Не только молитву, не только богослужение. Некоторые говорят священникам: ну, у вас своя работа, вы молитесь, а мы другое дело делаем, машины водим, огороды копаем, детей учим, работаем на производстве…  Это не правильно! На каждое дело мы должны брать благословение Божие, каждое дело должно освящаться Божественным благословением. Если бы мы каждое дело посвящали Богу, даже если бы мы, например, мели улицы, то есть делали бы что-то незначительное с духовной точки зрения, мы бы через это дело становились святыми.

Многие из святых были простыми людьми. Академий не заканчивали, были немногословными, и были все большими тружениками. А некоторые из них проводили жизнь в таких грехах, что даже страшно об этом говорить. Были и разбойники, и убийцы, и блудницы, о которых говорят, что негде, что называется, пробы ставить, оторви и брось… И такие были… Но они, посвятив жизнь Богу, находясь в непрестанном покаянии, смогли измениться так, что по прошествии многих лет (борьба с грехом, победа над ним не за один день совершается, это долгий путь; чем больше человек грешит, тем дольше путь покаяния) их совершенно невозможно было узнать, настолько они преобразились. Бог  не мститель за грех. Бог отзывается немедленно, моментально на покаяние человека, помогает ему, спасает его, потому что нет ничего дороже человеческой бессмертной души, за которую Господь пролил Свою Божественную Кровь на Кресте. И вот, эти слова «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», призыв Господа всегда должен звучать в нашем сердце. Мысли наши, чувства, дела должны иметь источником Христа. И каждый из нас вот эту духовную жажду всегда должен в себе иметь.

Скоро уже мы будем праздновать Двунадесятый праздник Вознесения Господня. Каждый праздник для нас – это воспоминание о чем-то очень важном, это вхождение в духовную реальность, в одну из ее граней, что помогает нам в духовном смысле держаться на плаву. Поэтому, конечно, каждый из нас призывается Богом к тому, чтобы мы не забывали о главном своем предназначении. Чтобы мы каждый день читали Евангелие, каждый день обязательно молились, прося благословение Божие на каждый день. Чтобы мы через это, дай Бог, всегда испытывали духовную жажду и не могли утолить ее. Потому что духовная жажда изменяет человека, и он начинает постигать духовную реальность. Когда открывается духовная реальность, на самом деле человеку уже ничего не надо, кроме Сладчайшего, любезного Лика Господа нашего Иисуса Христа. И когда в какой-то момент, как рассуждает святитель Николай Сербский, уходит человек от Бога, увлекается мирской суетой, он чувствует не просто жажду, он чувствует богооставленность. Он чувствует себя подобно ребенку, который даже среди братьев и сестер ощущает себя одиноким, потому что рядом нет матери. И когда приходит мать, радость озаряет его сердце. Вот такую радость, которая обретается в сердце, когда мы вновь обретаем Бога и чувствуем Его помощь, никто не может у нас отнять ни со вне, ни изнутри, никакие скорбные обстоятельства, болезни…  Искушения и натиск страстей не должен утолить духовную жажду и отнять у нас самое дорогое и любимое, что у нас есть – нашу веру в Господа нашего и ту благодать, которую нам втуне всегда дает Бог.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.