Выксунская епархия

Радоница, 29 апреля 2014г.

Радоница, 29 апреля 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день в Церкви именуется Радоницей.

Смысл его в том, чтобы все мы именно сегодня по Уставу Церковному в первый раз после Светлой Седмицы смогли помолиться о своих усопших сродниках и знакомых и поделиться с ними радостью о Воскресшем Христе.

Отсюда и слово – Радоница; чтобы эти дни и для усопших были радостью, потому что мы за них совершаем свои молитвы. И, конечно, любой такой день общего церковного поминовения усопших, он очень важен и для самих усопших, и для всех нас, потому что наша жертва молитвенная, жертва духовная за них, она непременно служит и их, и нашему духовному благу. Нет ничего более важного, ценного для человека, чем жизнь. В то же время, нет ничего более таинственного и страшного, чем смерть. И каждый человек не сможет приобрести опыт смерти, и для каждого этот опыт будет особенным испытанием. Разный образ смерти бывает у людей. Кто-то успевает подготовиться к переходу в вечность, кто-то не успевает, потому что это происходит неожиданно. Кто-то боится смерти, а кто-то говорит: «Я смерти не боюсь».

Смерти можно и бояться, и не бояться, но вот то, что происходит с человеком за гранью этой земной формы бытия, в "пакибытии", это, конечно, для каждого должно быть предметом особенного внимания, особенных забот. Потому что человек – существо вечное.

Каждый человек по природе своей стремится к радости, к счастью, но часто случается так, что эту радость и счастье он ищет и находит не там, где надо. Счастье духовное совсем не равняется счастью душевно-плотскому. Счастье душевно-плотское нетрудно добыть, но часто оно бывает, что называется "с грехом пополам". А вот духовное счастье нужно добывать в смертных боях со своим падшим естеством, со своими страстями и с бесами, которые эти страсти возбуждают. И путь этой борьбы, собственно, и есть путь нашей жизни. Зато венец этой борьбы – святость. Святость не потому, что мы победим все свои страсти и грехи, а по милости Божией. Потому что Бог нас всех любит и жалеет. И если мы совершаем усилие над собой, стараемся, – пусть у нас не все получилось, но мы старались! – Господь, конечно, нас помилует и, как сегодня пелось в течение панихиды, «в вечных  селениях со святыми» упокоит. Мы в это верим, и мы на это надеемся, что Бог вчинит нас в то место, где лики святых и праведников сияют, как светила. И что мы будем зреть красоту неизреченного Лика Господа нашего Иисуса Христа.

Уже здесь, на земле, немало людей познает, насколько благ Господь. И, по словам святителя Николая Сербского (Велимировича), когда человеку полюбит Христа всем сердцем, и будет стараться следовать за Ним, любя Его, а значит, соблюдая Его заповеди, тогда Господь даст ему все, что необходимо. Он даст человеку все, что не повредит его спасению. Но человеку ничего не будет нужно, кроме Его сияющего и сладчайшего Лика. И если на время человек как существо изменчивое  упустит из виду это предстояние перед Богом, отойдет от Него, то он почувствует одиночество, как чувствует одиночество дитя среди братьев и сестер, которые ему родные, но когда нет рядом матери. И только тогда, когда появляется мать, ребенок успокаивается: он снова чувствует полноту жизни и ему становится радостно, потому что ничто в мире ребенку не может заменить мать. Вот так же и для нас: ничто в мире, никакие радости не могут заменить Бога, встречи с Ним, чувства святыни, которое одухотворяет человека и вдохновляет на духовный подвиг.

К сожалению, часто бывает так, что священник, приезжая отпевать покойника, сталкивается с тем, что надо петь «со святыми упокой», а все прекрасно знают, что человек, в общем-то, и в храм не ходил, и по заповедям не жил, хотя и был крещеным. Поёшь,  а понимаешь – надеяться-то, собственно, и не на что. В свое время я слушал одного известного московского проповедника, протоиерея Дмитрия Смирнова. Он говорил примерно так: Вот лежит покойник. Что он делал в течение всей своей жизни? Смотрел телевизор и складывал деньги на книжку…  А родственники спрашивают, что положить ему в руки, иконочку или крестик? Что же, положите ему в одну руку телевизор, а в другую – сберкнижку. Пусть они его и спасают…». Очень жесткие слова, да? Но, в то же время, они отрезвляют и заставляют задуматься.

Может быть, человеку, который уже ушел из жизни, так и не поняв, зачем он жил и почему умирает, и что там будет дальше, за гробом, мы уже не поможем. Но для нас эти вопросы должны быть, что называется, актуальными. Они должны быть очень важными для нас, и нам надо их каждый раз себе задавать. Поскольку мы все же считаем себя верующими, мы должны постараться, чтобы нас не постигла такая участь, когда мы не готовы или когда всуе прошла наша жизнь. Потому что ни наука, ни искусство, ни материальные блага ничего не могут нам дать для вечности. Они могут помочь, если человек ради Бога это все делает. Но по-настоящему помочь нам может только Сам Господь. Все то, что мы делаем, это лишь средства к достижению Бога, к стяжанию Его благодати, и об этом, конечно, чаще мы должны задумываться.

Есть традиция именно в этот день ходить на кладбище, христосоваться (духовно, конечно) со своими усопшими сродниками, петь тропарь Воскресению Христову, не превращать это все в тризны. Понятно, что мы стараемся все это делать благочестиво, по Церковному Уставу. Действительно, если мы молимся, то для нашей души эти дни особенно радостны. Мы вспоминаем своих сродников, то доброе, что они сделали, или горюем о том зле, что они сотворили, просим у Бога, чтобы Он простил, - от этого наше сердце делается лучше, чище. И дай Бог, чтобы эти дни воспоминания усопших принесли и нам, и нашим усопшим духовную пользу.

Помоги нам, Господи, всем, дай Бог, чтобы  упокоились наши знаемые и близкие «в селениях» с праведными.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.