Выксунская епархия

Слово на богослужении в Николаевском Георгиевском женском монастыре, 28 декабря 2013г.

Слово на богослужении в Николаевском Георгиевском женском монастыре, 28 декабря 2013г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В своем слове сегодня мне хотелось бы обратить внимание на то, что Господь говорит в конце прочтенного на литургии Евангелия: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14.11).

Говорил Он это в связи с тем, что увидел, как пришедшие в гости к фарисею собратья старались занять почетные места. Перед этим Он сказал: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:12-14).

Ранее было сказано об исцелении больного водянкой. После того, как Господь исцелил его, фарисеи стали возмущаться. Они роптали: есть другие дни, в которые можно исцелять, но не в день субботний. Господь же приводит в пример Моисеев закон, где есть отступление от этого правила, касающееся домашнего скота: «если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк. 14:5). Это делается с тем, чтобы скот не погиб, чтобы поддержать силы у организма. Так и человек, которому день субботний предназначен для отдыха, тоже должен восстанавливать свои силы для того, чтобы творить дела Божии.

Господь в Евангелии часто говорит о том, что можно в субботу делать добро.

Также говорит Он фарисею: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23: 26-27).

Часто в жизни наблюдаешь, как люди выбирают себе самые почетные места, а потом приходит кто-то более знатный и их приходится пересаживать. В таком случае сами они пребывают в замешательстве и неловкости. Одновременно ситуация показывает некоторую гордость в них и превозношение. Не всегда человек сам в себе такое может почувствовать, иногда некоторые даже говорят: я не гордый. Это вызывает улыбку, ведь как раз этими словами человек говорит о том, что он – гордый. Даже есть соответствующая притча: «Прости меня, Отче, но я не горд»...

Проблема же фарисейства в том, что, как говорит Господь, фарисей, стараясь исполнить закон, заботится лишь о внешнем. Внешнее благочестие, которое снаружи привлекательно и понятно людям, часто является ложным. Оно прикрывает внутренний беспорядок, хаос и страсти, среди которых – гордость, превозношение и осуждение. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Оба они вошли в храм помолиться. Фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Он осудил всех! Страшно, когда человек не может исправиться. Фарисеям исправиться было трудно и Господь все время к ним обращался со словами, способными пробить их, как пробивают стену, которая полагает препятствия в стяжании человеком благодати.

Живущий подобно фарисеям, конечно, лицемерит, он хочет казаться, а не быть. Его трудно чем-то пробить, трудно его исправить, потому что ему кажется, что он все исполняет правильно, значит, он благочестив. У афонцев есть такая шутка о возглашении в молитве «Господи, спаси благочестивыя». Они говорят: «Господи, спаси нас от благочестивых!». Действительно, бывает, что так называемые благочестивые люди могут просто человека съесть! Потому и сказано: «Ты лучше рыбу ешь, но не ешь рыбака. Ты лучше съешь ложку масла, чем того, кто принес его тебе». К сожалению, часто фарисейство, законничество, обрушивается на того, кто, как кажется, живет не правильно.

Это происходит, когда человек ищет не Бога, но внешнего исполнения «предписанного». Конечно, хорошо ездить в паломничество, ставить свечи, исповедоваться и причащаться. Но следует помнить, что нужно искать не шоколада от Бога, а самого Бога. Не тех благ, которые Господь нам в изобилии может подать в любую секунду, а самого Его.

Блага часто не даются нам и мы начинаем унывать и роптать. Например, кого-то не постригли в инокини, кого-то до сих пор не постригли в монахи… Ведь необязательно бывает зависть к материальному, она бывает и к духовному у людей, которые решили посвятить себя Богу. Человек забывает, что нужно жить послушанием (собственно, это и есть главное), что нужно смирять свою гордыню, что нужно постоянно каяться, укорять себя. Но такое невозможно, если мы не будем обращаться к Богу.

Самоукорение без Бога приведет к унынию, а в унынии мы не сможем вообще ничего делать. Оно приводит к расслаблению всех сил естества человеческого: ослабляется воля, желание что-либо делать пропадает, а уж тем более жить добродетельной, духовной жизнью. Человек впадает в апатию и тогда приходят все страсти, которые когда-то в нем жили. Преподобный Макарий Великий говорит о том, что нет в человеке смирения, потому бес «идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф.12:45). То есть, возвращаются все ранее преодоленные страсти, только еще с большей силой.

Откуда же происходит самоукорение? Это случается, когда человек, видя, что должен и может выполнить «и то, и это», осознает – задуманное у него не получается. И он начинает унывать. Но нужно понять: мы настолько слабы, настолько немощны, что надо непрестанно просить Господа о том, чтобы Он своей благодатью и силой помог нашему исправлению. Своими силами сделать этого мы не сможем, и Господь к нашему нолику прибавляет единичку. Мы должны стараться постоянно каяться, а самоукорение должно быть соединено с именем Господа.

Это важный ключик к ответу на вопрос, почему большинство из фарисеев так и не исправились. Почему? Потому что человек ищет не Бога в исполнении заповедей, а пытается исполнением заповедей угодить Богу. Вот в чем проблема! Потому фарисеи и задавали постоянно вопрос Господу (насколько же их сознание было неправильным, неверным!): «Какая наибольшая заповедь в законе?». Совершенно ясно, какая: «Возлюби Бога всем сердцем, всем помышлением, всем разумением». Есть и вторая, подобная: «Возлюби ближнего, как самого себя». Но если человек не исполняет первую, главную заповедь, он не сможет исполнять все другие. И наоборот: если он исполняет главную заповедь: «Возлюби Бога всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью своей», он, конечно, возлюбит ближнего. Тот, кто любит Бога, не сможет сделать ближнему вреда, не будет его осуждать, красть у него, клеветать на него и злиться, но будет стараться помочь ему как собрату по несчастью. Видя свои грехи и немощи, человек понимает, как трудно с ними бороться. И, в свете открывающейся ему Божественной благодати, видит другого человека – такого же, как и сам он.

И дай нам Бог исполниться этой благодати Божией, искать этой благодати Божией, искать самого Бога всегда в молитве, в покаянии: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Надо просить у Господа самого главного дара – видеть свои грехи, просить у Него силы и разумение не только для того, чтобы исправить то, что мы уже наделали в жизни нехорошего (того уже не исправишь). Надо просить силы и разумение для прихода в такое устроение, чтобы больше не совершать тех духовных ошибок, что называются грехами. Чтобы вновь не болеть тяжело: любой грех – это серьезная болезнь. Чтобы исполниться нам даров благодати Святого Духа, а плод духовный есть любовь, радость, мир, благость, благотерпение, кротость, милосердие, вера. Действительно, когда человек исполняется этих удивительных добродетелей, то Царство Божие, о котором говорит Господь, вселяется в его сердце. И уже здесь, на земле, он испытывает неизреченную радость, открывается мир, превосходящий все ожидания.  Человек предчувствует райское блаженство, которое ему обещает Господь.

Вспоминается Паисий Афонский, который скоро будет канонизирован греческой Церковью. Когда он молился Богу, то пребывал в таком состоянии, что ему казалось, будто прошел час или два, а на самом деле миновало часов двенадцать. Он понял, что если его состояние продлится, естество его не выдержит этой благодати, как не выдержали на Горе Преображения апостолы, когда Господь показал им небесную славу Свою.

Когда Паисий Святогорец пришел в себя, он почувствовал, во-первых, что прошло много времени, во-вторых, сильную усталость. Он почувствовал, что хочет спать, почувствовал голод. И подумал: как глубоко, как низко пал человек, что нуждается в подобных вещах. Для нас это естественное состояние: поесть, поспать, отдохнуть. А Паисию Афонскому настолько с Господом было хорошо, что он обо всем этом забыл. Позже он почувствовал, насколько так называемые не греховные страсти неестественны для человека, потому что немощь естества есть результат падения.

Дай Бог нам, пока идет пост, и мы готовимся к встрече праздника Светлого Рождества Христова, хоть немного стяжать благодати сердцем и умом, который, кстати, от поста очищается и становится более проницательным. Чтобы мы предстали перед тайной, которая нам каждый год открывается – тайна воплощения Бога-Слова. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины»… Чтобы мы почувствовали, какой милостивый наш Господь, как Он нас всех любит. Он, не имея никакой в этом необходимости – Бог всеблаг, вседоволен, вседостаточен – ради нашего спасения от грехов, воплотился в немощную человеческую плоть и страдал для того, чтобы мы могли вот так стоять, блаженствовать, служить Божественную литургию, исповедоваться и причащаться, чтобы мы могли исправляться. Мы снова падаем, снова просим у Бога прощения. И Он нас снова, как детей неразумных, прощает, очищает – вот такой Он милостивый. Нам хватило бы столько терпения на наших детей? Они будут все время грешить, а мы их прощать… В общем-то, Господь нас практически никогда не наказывает. А если наказывает, то затем, как бы жалея, обязательно воздает нам сторицей за наш труд.

Дай Бог нам всегда помнить о милости Божией, стараться обращаться к Нему чаще и Господь нас не оставит.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.