Выксунская епархия

Слово о мире душевном и святости, г. Павлово, 24 июня 2014г.

Слово о мире душевном и святости, г. Павлово, 24 июня 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, прихожане!

Сегодня день рождения этого храма. Сегодня светит солнце как знак любви и милости. Милости -  Бога и Матери Божией, в честь которой освящен храм, - ко всем нам, нуждающимся в утешении.

Сегодня святой день: мы стоим в святом храме. Слово «святость» означает для нас многое. Оно означает для нас все, потому что только благодатью Святого Духа каждый из нас может достигнуть Бога, соединиться с Ним, с великой радостью лицезреть лик Бога, красоту Его неизреченную. Не просто дается человеку святость, не просто стяжевается эта благодать.

Есть благодать предваряющая, есть благодать, которая дается нам туне, то есть даром. И есть благодать, которую нам приходится стяжать всеми силами своего естества, ума, сердца, тела, напряжением воли. Заповеди Божии не тяжки, как Господь говорит. Он просит нас соблюдать их, если мы любим Его. Он говорит, чтобы мы научились от Него кротости, чтобы научились от Него смирению сердца для того, чтобы обрести покой.

А что значит покой? Часто говорят: «Покой нам только снится». Такая вот у нас жизнь, казалось бы, лишенная всякого покоя.  И часто мы лишены бываем мира душевного. Собственно, покой, о котором говорит Господь Иисус Христос, и есть тот мир душевный, который происходит не от того, что нам не нужно ничего делать: будто какой-то праздник, и мы сидим и не двигаемся. Нет, это не то! Покой – это не психологическое состояние. Покой – это тот мир душевный, который дает человеку Господь наш. И для того, чтобы войти в это состояние, нужно много потрудиться, как потрудились святые Божии люди. И вот когда в человеке водворяется этот Божественный покой, этот мир в сердце, тогда не важно, что в этот момент человек делает, он может и работать, решать какие-то задачи. Бывает, что человек живет, и не чувствует, не видит и не слышит тишину, и даже не желает ее. Выезжает на природу и включает громко музыку. А бывает и наоборот. От паломников, приезжающих в монастырь, приходилось мне слышать: «Как у вас тут тихо и хорошо!». А я про себя думал: какая же тут тишина? работают отбойные молотки, бетономешалки, раздаются крики рабочих, – шум стоит, восстанавливается монастырь! А человек идет по монастырю и говорит: «Какая тишина! Какая красота!». Потому что человек, которого посетила благодать Божия, он не слышит этого шума, он чувствует тишину изнутри, из сердца. Эта тишина, которая в сердце, она дает познать благодать Божию, как утреннюю холодную росу после тяжелого жаркого вечера.

Еще очень важно, что мы должны понять: святости достигают разными путями. Сегодня при освящении этого храма в основание Престола и в антиминс вложены святые мощи. Не просто мощи, а мощи святых мучеников. Церковь стоит на крови мучеников, как сказано.  Это не какой-то символ, а реальность. Господь наш Иисус Христос пролил кровь на Кресте. Безвинный, праведный, любящий Брат наш, Он первым показал, каким путем каждый из нас должен идти бескомпромиссно, до конца, - за Богом. Он показал тот единственный путь, который открывает в нас сокровища благодати Святого Духа, когда мы всецело всех себя, всю нашу жизнь предаем Богу и ближним нашим. И вот мученики, они свидетельствуют нам, что они отдают все, саму свою жизнь, за Христа, за Господа, и отдают ради любви к ближнему. Среди мучеников были воины, которые защищали народ; среди мучеников были священники, архиереи, были и простые люди, которые засвидетельствовали свою веру перед лицом страшных бесчеловечных мучений. И это - свидетельство Церкви. Это свидетельство, яркое и сильное, о том, что силен Бог, и что убивающий не может победить, потому что побеждает всегда правда Божия. Тот, кто убил, - не победил. Победил тот, кто продолжает любить Христа, продолжает доверять Ему, и в руки Его предает всю свою жизнь. Если бы мы посмотрели на жизнь этих святых до того, как они страдали, мы бы ничего в них особенного не увидели. Так, нельзя ничего особенного увидеть в воине, который сейчас совершает свой подвиг: простой человек, в прошлом шахтер или строитель, который готов умереть, защищая людей. Так, невзрачным может быть лицо или вид какого-то подвижника, который так любит Бога, что отказывается спать столько, сколько необходимо, отказывается для того, чтобы уделять больше времени молитве – такая у него ревность; он меньше вкушает пищи, чтобы настолько ослабить плоть, что покорит ее духу. И это для того, чтобы плоть не мешала ему предстоять Богу. Человек мало разговаривает, старается никого не осудить, и он может показаться нам суровым, неприступным, нелюдимым, каким-то даже, может быть, сухим и черствым…  А он любит Бога и не хочет отвлекаться на житейскую суету, не хочет заражать своими страстями другого человека, и сам заражаться не хочет. Потому что перед ним – светлый лик Христа, и он не хочет отворачивать взор от сладчайшего лика Господа нашего.

Если мы посмотрим, то увидим, что святость – это великий подвиг. С другой стороны, святость – это великая радость быть со Христом. И у нас нет более естественного выбора. Или мы живем с Богом и соединяемся с Ним еще здесь, на Земле, предвкушая неизреченную радость от встречи с Ним там, в пакибытии, или мы уходим от Бога, может быть, и вкушая земные радости. Но они нас покидают вместе с бренным телом, которое разрушится. И что же тогда? Кому достанется то, что мы приготовили? Все будет прахом и тленом.

Об этом каждый из нас должен задумываться, потому что мы должны быть людьми духовными. Все мы должны быть святыми. К этому призывает нас Господь, к этому призывают нас святые Божии люди. Каждый из нас в своей мере может стяжать эту Божественную благодать. И тоже для нас непостижимо: кто-то кажется для нас таким благочестивым, может быть, мы даже хотим на такого человека равняться, а другого мы осуждаем… Пример: у преподобного Серафима Саровского спросили, кто из подвижников у них в монастыре по-монашески живет, кто угоден Богу? Он указал на повара. Все удивились, как же так? Настолько у него был характер жесткий. И преподобный Серафим ответил, что да, от природы он не управляемый, но если бы дал он власть страстям- не осталось бы камня на камне. Но он старается держать себя в руках и смиряться. Преподобный, видя то, что не видели другие люди (святые всегда видят немножко больше, чем мы), понял, что подвиг человек несет великий. Потому что один человек рождается овцой, а другой – волком или тигром. И тому, кто родился тигром, сложно стать овцой, так ведь? Ему нужно всю жизнь с собой бороться. Но это вовсе не значит, что человек не может себя изменить. Примером тому является преподобный Ефрем Сирин, который с юности был очень раздражительным и гневливым, не почитавшим родителей и сомневающимся в промысле Божием. Но, после вразумления от Бога, он настолько изменился, что его просто невозможно было вывести из себя. Мы тоже часто бываем раздражительными и гневливыми, потому преподобный Ефрем Сирин – пример для нас. Никто не видел, чтобы он когда-то на кого-то разгневался, а искушали его очень сильно.

Так что все возможно верующему, когда с ним благодать Божия. Мы надеемся, что обновленный храм в честь Пресвятой Богородицы будет для каждого из нас берегом, тихой пристанью, в которой мы будем восполнять оскудевающие силы и исцелять немощи свои духовные. Будем исходить от силы в силу и, даст Бог, соединимся с ликом святых угодников Божиих и встретим Матерь Божию, которая нас всех очень любит, которая за всех за нас стоит в молитвах, жалеет нас и ждет, чтобы мы стали любимыми детьми Божиими.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.