Выксунская епархия

Слово о семи отроках Ефесских. 17 августа 2014г., православно ориентированная смена в детском лагере «Костер».

Слово о семи отроках Ефесских. 17 августа 2014г., православно ориентированная смена в детском лагере «Костер».

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы и дети, участники сегодняшнего нашего совместного моления!

Сегодня особенный день, день Воскресения Христова. Именно в этот день по промыслу Божиему мы находимся с вами в лагере, где отдыхают мальчики, девочки, юноши, девушки. В славянском переводе ваш возраст называется отроческим. Знаменательно, что в сегодняшний день чтится память семи отроков Эфесских, что не напрасно, поскольку их жизнь, их история свидетельствует об истине воскресения.

По временам какие-то люди переставали верить в Воскресение Христово, потому история эта очень поучительна. Семь отроков Эфесских жили в III веке, в гонения, когда римская власть преследовала христиан. Преследовала жестоко!  Христиан пытали и убивали. Христианам приходилось убегать из города в город, скрываться в пустынях, в горах…

В Эфессе жили семь отроков возраста, как сейчас сказали бы, призывного. Все они служили в армии, то есть были воинами. И как-то вызвал их правитель за то, что они не захотели приносить жертву идолам, и стал понуждать их сделать эту жертву. Нужно понимать, что христианин может приносить только одну жертву – Господу нашему Иисусу Христу. Он не может других богов признавать, потому что боги для язычников (а римская империя следовала языческому вероучению) были олицетворением страстей: гордости, тщеславия, блуда, гнева, уныния, сребролюбия и так далее… Так вот, язычники объясняли свои страсти следующим образом. Они придумывали себе богов, которые могут служить какой-либо страсти (или всем страстям сразу). Надо еще понять и то, что, поскольку император Римской империи входил в  пантеон, то есть собрание римских богов, христианин не мог приносить жертву человеку, как Богу. Кого мы знаем как человека и как Бога? Совершенно верно, Иисуса Христа. Он был Бог и, в то же время, совершенный человек.  Две природы в личности Господа нашего Иисуса Христа, Божественная и человеческая.

Итак, христианине не могли принести эту жертву императору, как Богу, потому что один есть только Бог, Господь Иисус Христос. Но принуждали их это делать, принуждали в это верить. Отроки-воины не захотели, и поэтому градоправитель Эфесса приказал заключить их в пещеру, завалить огромным камнем, чтобы они умерли с голоду и, таким образом, мученически закончили свою жизнь.

И вот, Господь, чтобы показать, что у Бога все живы, что у Него нет мертвых, что Воскресение Его славное есть истина, что каждый человек оживет  для вечности и обязательно воскреснет, засвидетельствовал чудо Воскресения через этих отроков  следующим образом. Прошло два века, и один из состоятельных людей Эфесса стал строить себе каменный дом. И брали строители для дома камни с той самой горы, где находилась пещера. Таким образом, вход в нее открылся. И в это время отроки воскресли. Они не знали, что прошло два столетия, и отправили младшего в город на рынок за хлебом. За прошедшие два века стала Византия христианской империей, и воскресший отрок удивился, увидев крест Христов на вратах города. Когда он пришел на рынок и стал расплачиваться за пищу монетой III века, а шел уже V век, его схватили как человека, скрывшего клад старинных монет. Его привели к правителю города в то время, когда там как раз находился епископ. Там все заметили, что  речь отрока архаична, одежда – необычна. И епископ понял, что Господь через этого юношу являет большое чудо. А в то время как раз появились люди, которые перестали верить в воскрешение мертвых. Но когда пришли они к пещере и увидели тех юношей, то поняли, что Господь являет чудо.

Это повествование важно для каждого из нас, потому что вера в Воскресение Христово – одна из главных основ нашей веры. Мы сегодня пели «Символ веры», какие там слова в конце? Правильно! «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века»… «Чаю» означает «ожидаю». Причем не просто кто-то воскреснет, а каждый человек, который когда-либо родился. Каждый человек рождается в вечность. Смерть в этой земной жизни явление временное.

И еще важно. Сегодня читалось Евангелие от Матфея об отроке, которого исцелил Господь. Когда Господь сошел с Горы, преобразившись перед учениками своими – к слову, приближается праздник Преображения Господня, - он увидел мужчину, который просил Христа исцелить своего беснующегося сына. Бес в того вошел. Существа, которые называются бесами, они по попущению Божиему входят в человека и начинают творить всякие безобразия. Нападают они на человека так сильно, что он не может себя контролировать. Так, этот юноша бросался то в огонь, то в воду, и бесы старались его погубить. Но жизнь человека находится в руках Божиих, и действовать на человека бесы могут ровно столько, сколько Господь попустит. Это большая тайна, почему и для чего так происходит, но знаем одно – для того, чтобы человек спасся. Как говорит апостол Петр: «Страдающий плотью перестает грешить». 

Непомерно страдал этот юноша, и Господь вышел на то место промыслительно, чтобы исцелить его. Ученики Его не смогли его исцелить. После того, как Господь сжалился над отцом юноши и исцелил того, ученики Его спросили: «А почему мы не смогли этого сделать?». Ведь Господь апостолам дал такую благодать, что они исцеляли болезни, изгоняли бесов. Но из этого юноши не смогли изгнать. И Он сказал «Сей род изгоняется молитвой и постом». И еще: «По маловерию вашему" – недостаточно веры было в тот момент у учеников Христовых.

Род бесовский – это наши страсти, и изгоняются они через пост и молитву. Молитва соединяет человека с Богом. Вот я заметил: сегодня на литургии не все внимательно молились. Кто-то переговаривался, кто-то вертелся… То время, в которое мы все вместе собираемся для молитвы, нужно максимально использовать для пользы своей души. Соединяя нас с Богом, молитва очищает наше сердце, нашу душу. Духовная реальность, с которой мы соприкасаемся не так уж и часто, входит в нас; открывается внутреннее, совершенно иное ощущение жизни. Мы чувствуем, что здесь – Бог, истина, святость, красота. Но для этого нужно потрудиться. Нужно внимание, благоговение, то есть почитание Бога, и покаяние. Каждый из нас должен осознавать, что мы нуждаемся в помощи Божией. Мы не можем сами победить свои грехи, мы должны прикладывать все усилия, но  только с помощью Божией сможем преодолеть свои страсти, стремления неверные, которые и нашу душу оскверняют, и другим мешают правильно жить и действовать.

И, конечно, нужен пост. Сейчас идет Успенский пост, короткий, но приближающийся по строгости к Великому. Постараемся поститься не только телесно, удерживая свое чрево, но и духовно. Постараемся воздерживать свои чувства, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться. Поможет молитва. Когда мы читаем «Символ веры», мы еще и еще раз проверяем себя, насколько мы верим, насколько мы доверяем Богу. Мы каждый раз мы утверждаемся в истинности православной веры, удостоверяемся в том, что Бог – Святая Троица, что Иисус Христос – Богочеловек, что Он жил на земле, пострадал за наши грехи, вознесся и воскрес из мертвых. Мы свято верим и ожидаем "нового неба и новой земли, на которых обитает правда". Но для этого надо постараться в этой жизни пожить так, чтобы не раскаяться там уже, за кругом, где не будет возможности измениться и исправиться.

Жизнь каждого из нас похожа на корабль, который по бурному морю идет от берега земной жизни к берегу жизни вечной. На море бывает штиль, а бывает и буря. И каждый из нас нагружен грехами и страстями. Если мы добродетельны, то корабль легкий, паруса раздуваются ветром, судно идет быстро и ровно. А когда грешим, корабль нагружается страстями. Если мы с ними не боремся, корабль нагружается все сильнее и сильнее, и, в случае бури, он обязательно утонет. Нужно об этом помнить. И стараться жить так, чтобы корабль нашего спасения был цел и не садился на мель.

Всех вас поздравляю с принятием святых Христовых Таин. Поблагодарим Господа за то, что Он нас сподобил великой Своей благодати.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.