Выксунская епархия

Слово об умножении хлебов. 3 августа 2014

Слово об умножении хлебов. 3 августа 2014

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие об умножении хлебов дает нам, по крайней мере, две очень важные истины, которые мы с вами должны осмыслить, чтобы приложить это к своему сердцу, уму, ну, и конечно, чтобы они стали руководством к нашим действиям.

Во-первых, само чудо умножения хлебов, как и другие чудеса, сотворенные Господом нашим Иисусом Христом, Спасителем, говорит о Его Божественном могуществе, являют Его не только как Пророка, Великого Чудотворца, а – Бога, который, когда хочет, изменяет естества уставы. Также чудо умножения хлебов – явление Его милости к людям, которые долгое время находились при Нем, когда Он проповедовал о Царстве Божием. Духовные истины с трудом умещалось в умы и сердца слушающих. Они утомились, очень желали подкрепить телесные силы, а место было такое, что далеко пришлось бы им идти куда-нибудь, и средств у многих не было… Да и такого количества продуктов на столько людей – на пять тысяч человек – тоже невозможно было бы найти в каком-либо небольшом селении. И Господь сотворил великое чудо, как вы знаете, – умножение пяти хлебов ячменных и двух рыбок. Когда Иисус преломлял хлебы и давал их ученикам, хлебы не умалялись, как это должно бы было происходить естественным образом, а наоборот – умножались. И не просто умножились так, чтобы каждому хватило бы по маленькому кусочку, а так, что все насытились, да еще остатков набрали – двенадцать корзин. Вот такое великое чудо сотворил Господь. Кто из вас не верит в это чудо? Надо верить. И не только в то, что это возможно в принципе, но в то, что это действительно совершилось. Это чудо было необходимо людям, потому Господь его и совершил.

Надо сказать, что Господь никогда не совершал чудес просто так, просто только для того, чтобы чудо свершилось. Есть апокрифические Евангелия, те, которые не вошли в канон, среди которых – Евангелие от Фомы. Там, например, Господь, будучи маленьким мальчиком, делает глиняных птиц, а потом их оживляет. Как будто бы и красиво, только зачем? Ради какой цели? Господь никогда не совершал чудес пустых. Он совершал чудеса ради одной великой цели – Спасения человека. Конечно, человек имеет душевно-плотский состав. И Господь заботится и о материальной стороне нашего естества, о вещественной стороне, это чудо - яркое тому свидетельство. Тем не менее, в этом чуде есть другой, духовный смысл: умножение хлебов, как толкуют святые отцы, есть прообраз Таинства Евхаристии.

Евхаристия – самое великое Таинство, которое дано Богом, Господом нашим Иисусом Христом, падшему человечеству. И просто надо еще понять, что это Таинство Господь нам дал, жертвуя собой. Приобщиться Его плоти и крови – это значит приобщиться Его Рождеству и Его чудесам, но и Его страданиям – распятию на Кресте, и лишь только потом – Воскресению. И каждый из нас должен понимать, что стоит за Таинством Святой Евхаристии. За ней стоит подвиг Господа нашего до положения живота, до положения своей жизни ради нашего спасения. Потому что тот, кто не причащается, как говорит преподобный Серафим Саровский, тот «не думаю, что будет

спасен». А тот, кто причащается, везде спасен будет. Только в искреннем сознании своего недостоинства должны мы стараться подходить к чаше – в этом и заключается наше достоинство, в смирении. К чаше Евхаристии мы должны подходить как можно чаще, особенно в наше время, когда мы очень расслабленны грехами. Наша природа сейчас очень слаба: и телесная, и душевная, и, тем более, духовная. А Таинство Евхаристии, соединяя нас с Господом нашим Иисусом Христом, как сказано в благодарственных молитвах по причащении попаляет тернии наших грехов, душу очищает и освящает наши помышления. Конечно, за это мы должны благодарить Господа, и стараться удержать эту благодать, мы ее получаем даром, – но сохранить ее в себе не так-то просто. Потому что имеем злой навык грешить.

И каждый раз, когда совершается Божественная литургия, сосредоточием которой является – анафора, Евхаристический канон, Святое Причащение, – мы должны благодарить Господа, радуясь тому, что Он еще один день дал возможность зреть неизреченную красоту Его Лика, зреть еще одно великое чудо, которое свершилось ради нас.

Да не будет с нами того, что было с теми людьми, которые вместо того, чтобы увидеть в хлебе знамение, в знамении увидели только хлеб. " ...вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. (Ин.6, 26)

Мы должны заботиться о душе бессмертной. И если мы решим этот главный вопрос о первичности духовного или материального в жизни в пользу духовного в нас, тогда постепенно благодать Божия начнет нас преображать. Если мы будем ценить тот великий дар, который Господь ниспосылает, будем любить Его и к Нему стремиться, то тогда Господь постепенно даст нам возможность быть Христовыми учениками. Будем подражать, как пишет апостол Павел: «Подражайте мне, как я – Христу». Будем подражать Самому Господу нашему, Спасителю. Будем подражать Его угодникам, святым, которые были такими же, как мы, но всеми силами боролись с грехом и постарались пройти путь этой земной жизни в Боге. Два дня назад праздновали память преп. Серафима Саровского, вспоминали вчера пророка Божиего Илию, который дал нам образ веры, ревности по Богу… И многие святые, будь то древние или новые, будь то преподобные или мученики, благоверные князья, все они дают нам примеры. Каждый человек найдет себе пример по сердцу, потому что святых очень много, и путей спасения тоже много…

И еще очень важная мысль, которую мы должны сегодня воспринять.

Это то, что Господь – помните? – говорит в Нагорной проповеди: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». И еще Господь говорит нам в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Нам каждый раз, на каждом богослужении, по крайней мере, на праздничном, напоминаются (поется третий антифон) Заповеди блаженства для того, чтобы мы их усвоили, чтобы они стали руководством к действию в нашей жизни для каждого из нас. Апостол говорит, «суд без милости не оказавшему милость, а милость превозносится над судом». Заповедь о милости широка… Священник в проповеди сегодня говорил о помощи обездоленным, а также и тем, кого мы называем маргиналами, тем, которые на обочине жизни находятся, и некоторых уже невозможно вернуть в нормальное состояние. Это прискорбно. Но это не значит, что они должны умирать на наших глазах. Понятно, что Господь никогда не прошел бы мимо такого человека. И не проходил мимо таких людей, например, пастырь Иоанн Кронштадский. Он был удивительный, благодатный человек, и многих из таких людей он смог вернуть к нормальной жизни. Мало кто из нас на такое милосердие способен. Но заповедь милосердия широка. Кому-то нужно помочь словом, кого-то иногда нужно утешить, просто поддержать. Человеку может быть невыносимо трудно, и речь даже не о хлебе насущном идет, а о том, жить ему или не жить. Не пройти мимо человека в трудную для него минуту, пожертвовать своим временем, своими делами, важными для нас, – это тоже путь к милосердию. Да просто не осуждать, не раздражаться, постараться не раздражать никого – тоже важное дело для каждого из нас. Потому что нам легче дать милостыню, чем кого-то не осудить или кого-то потерпеть, так ведь?

Поэтому будем стремиться к заповеди Христа, который призывает нас быть милосердными. Милосердными и к тем, кто к нам относится подобно, и к тем, которые, может, и враждуют, и,

может быть, нам не симпатичны, и которым, как нам кажется, и помощь оказывать не стоит. Мы все до одного негодны, как говорит псалмопевец Давид, все отошли от пути праведного. И праведных никого нет… Праведность, неправедность – все это очень относительно, потому что все согрешили, как говорит апостол Павел, и лишены славы Божией. Будем об этом помнить. И будем помнить о том, что, чтобы быть Христовыми учениками, надо стараться учиться у Христа. Учиться, как нужно правильно жить, как нужно правильно мыслить, как нужно правильно чувствовать, как нужно правильно действовать во славу Его, в помощь нашим ближним, во осуществление главной заповеди – заповеди о любви.

Храни вас всех Господь!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.