Выксунская епархия

Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2014, село Надежино

Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2014, село Надежино

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! Сегодня в Надежино, в селе Ардатовского района, в храме в честь святого равноапостольного князя Владимира все мы совершаем великое празднество – празднество всея Руси.

Соборно, единым сердцем и устами мы славим святого благоверного великого князя Владимира, именуемого Красным Солнышком за то, что он просвятил Русь Святым Крещением. Он осветил Русь светом Крещения подобно солнцу, восшедшему над всходами, согрел великий могучий славный народ и дал начало великой святой Руси. Поэтому его имя вписано навсегда в историю не только нашего народа, не только нашей великой России, но и многих других стран. В особенности среди славянских народов его имя славно, потому что святые нашей земли вдохновляют их на духовные подвиги, восхищают своим житием и творениями. Он заложил краеугольный камень в основание того прекрасного здания, которое называется святая великая Русь. Он заложил основание нашей государственности, нашего этноса русского. Он, крестив народы в водах Днепра, дал начало новому христианскому роду. Он же, основав, утвердив православие в земле нашей, дал начало великой нашей русской культуре. Поэтому это праздник не только церковный, но и государственный, потому что объемлет собой всю полноту жизни страны. Все слои нашего общества должны быть обязаны святому благоверному князю, равноапостольному Владимиру. Потому что, если бы не он, не было бы ни культуры, ни науки, ни государственности, ни той великой истории нашей, которой все мы гордимся.

Конечно, сегодня можно сказать, что мы празднуем торжество нашей веры, веры православной.

Из сегодняшней проповеди, из истории Нестора летописца вы знаете, что послы, которых отправил святой благоверный князь Владимир для того, чтобы избрать веру наиболее подходящую для его подданных, пришли в храм святой Софии на богослужение. И они передали ему незабываемое ощущение, чувство, которое там приобрели: «Мы не знаем, на небе мы были или на земле». Когда Господь дает ощущение Царства Божия, пришедшее в силе, когда его касается Божественная благодать, и он тоже не знает, на земле он или на небе, разве не было так когда-то и с нами? Может, это не каждый раз случается, а для кого-то и каждый раз, за каждым богослужением, каждой Божественной литургией посещает кого- то из нас именно такое чувство. Причем это – не какое-то психологическое состояние, нет, это состояние духовное, внутреннее извещение сердца, что здесь истина, что здесь радость, мир и покой, что здесь Бог, который есть любовь и милость. И вот, в такие моменты в человеке утверждается вера. Человек этот может быть даже совсем не ученым, у него может быть совершенно не развитым интеллект, он может быть и грубым, что называется, неотесанным, может иметь совсем небольшой словарный запас. Это все не важно. Важно, что его невозможно разубедить и разуверить, потому что он знает, что Бог есть. Он чувствует Бога в своем сердце. Он чувствует Божественную благодать и любовь Божию, которая изливается Святым Духом в сердце каждого верующего человека. 

Дар веры нужно постоянно в себе возгревать. Потому что вера без добрых дел, как говорит апостол Иаков, брат Божий, мертва. Вера без дел теряет силу, выхолащивается в обрядоверие. И это обрядоверие всегда губило народ Божий, который, отходя от Бога, Божиим назывался только по имени. Вспомним Новый Завет. Кого обличал с гневом Христос? Блудниц прощал, мытарей прощал… А что Он говорил фарисеям и книжникам? «Горе вам, змеи вы, вы змееныши!», - вот что он говорил им, людям, которых все установления закона, казалось бы, уважали и почитали. Почему он так говорил? Потому что обряд-то они соблюдали в точности, соблюдали предания старцев, что-то прибавляя даже от себя, но забыли, как говорил Господь, суть закона: рассуждение, милость( любовь) и веру. Ушло это от них. Поэтому они не узнали во Христе Спасителя, Мессию, дух их был другой, поэтому они и распяли Его.

То же самое было и в наше время. Казалось бы, в православной стране с такой мощной прекрасной историей, с таким сонмом святых, мучеников, благоверных князей, преподобных вдруг совершается страшенное потрясение, смута страшная, что даже поляки, литовцы, шведы хозяйничали в нашей стране и восседали на троне в стольном граде Москве. Русские с таким остервенением истребляли друг друга в то время, свои своих, выходили с собаками на охоту за людьми, что приходилось тем прятаться в лесах. И "ляхи" говорили: «Если уж русские друг друга с такой ненавистью истребляют, что же нам будет от них, когда они обратятся против нас?». Вот такое страшное было время. А почему? Упадок веры привел к беззакониям, так что люди( особенно правители, знать) развратившись властью, безнаказанностью, и.т. д, потеряли инстинкт самосохранения себя как народа. Обряд оставался, а Христос из сердца изгонялся. И вот это искушение – сделать все по обряду, как положено, а сердце оставить в покое, оно и сейчас подстерегает нас. Поэтому стоит вооружиться против от этого искушения.

Вспомним, как Россия совершила великий подвиг, спасая Сербию в Первую Мировую войну. Она совершила его, можно сказать, с закрытыми глазами, совершенно не беря в расчет экономические выгоды или политические расчеты. Она не боялась потерять имидж политический. Надо было защитить братьев-сербов, и мы пошли их защищать. Мы были не готовы к этой войне. Но мы пошли. Почему? Потому что сердце было милующее у царя нашего, у народа, у православных воинов. Оно горело любовью, чувством справедливости: отмстить обижаемых и защитить их. Затем – страшная революция. Из-за чего она произошла? Расшатывались корни благочестия в народе нашем. Священники забыли, для чего они служат народу. Забыли политики, деля власть между собой. Дума боролась с царем. Забыли те, кого сейчас называют олигархами, - промышленники, купцы. Многие оставили веру. И не только распропагандированный большевиками пролетариат, но и крестьяне в деревнях стали отпадать от Бога, от веры. Вот и попущена была Богом эта страшная революция, когда многие и многие сыны России отреклись от веры, от Христа, свидетельством чему были разрушенные храмы по всему лицу святой великой Руси. И сейчас многие храмы в нашей епархии восстановлены, но многие так и стоят разрушенными, и не знаешь, когда до них руки дойдут. Потому что никаких ни сил, ни средств не хватает. Вот так все разрушено! Вот так все попрали! Почему? Ушла вера. Тогда зачем храмы, если Бога нет? Мало того, власть считала, что религия — тормоз развития общества, что она обслуживает идейно эксплуататорский класс, который нужно уничтожить вместе с ней.

 Вера должна возгреваться делами. Вера должна подтверждаться делами. Вера должна светить миру добром и милостью. Вот к этому каждый из нас должен стремиться, чтобы не постигла нас новая беда, на пороге которой мы уже находимся. Хватит уже нам спать. Пора просыпаться. Проспим опять Царство Божие, как те юродивые девы… Нужно копить масло в светильниках наших, чтобы горели они ярко и долго, потому что Господь говорит, что мы – свет миру. Вот святой благородный князь Владимир был действительно светом миру. Поистине, оно так и есть! Потому что весь мир славит русских святых – преподобного Серафима, преподобного Сергия Радонежского – благодаря ему. Его самого славят, и Красно Солнышко его называли не только за то, что он всю Русь крестил. Он по своим добродетелям, по своим качествам был язычником. Он был страшный человек в язычестве! И посмотрите: Князь Владимир в язычестве и христианстве- это как будто два разных человека. Вот как он смог себя преобразить с помощью благодати Божией. Он боялся даже кого-то наказать, даже преступников боялся казнить. Уже его уговаривали, чтобы он как-то применял власть, чтобы народом своим руководить, чтобы беззаконие не расширялось. Такой он был милостивый.

И нам нужно стараться, братья и сестры, веру свою хранить и приумножать. А хранится она и приумножается через молитву, через участие в таинствах. Вот сегодня у нас причастники были, слава Богу, аж тридцать человек. А если бы все, кто был сегодня в храме, причастились, было бы совсем хорошо. Исповедоваться чаще надо, читать Священное Писание, молится не только о том, чтобы Господь что-то нам подал или решил какую-то проблему, а чтобы дал Он самое главное – зрение своих грехов, смиренномудрие. Чтобы дал нам возможность полюбить того, кого любить не хочется, сделать добро тому, к кому не лежит сердце. Об этом Господь говорит в Своем Евангелии. Это Он нам, христианам, заповедует. Потому что любить любящих нас, давать милостыню в надежде получить обратно – так делают и язычники. В этом нет никакой добродетели. Это естественно. А мы, христиане, должны жить выше естественной жизни. Давать, не надеясь получить взамен, молиться за хулящих нас. потому что мы – наследники Царства, и мы должны стяжать Царство Божие внутрь сердца. Это Божественный закон, который часто идет вразрез с законами естества человеческого, поврежденного грехом.

Так что храни вас всех Господь. И дай Бог нам всем помнить о том подвиге, который совершил святой благоверный равноапостольный князь Владимир и те святые, память которых мы сегодня в связи с Крещением Руси совершаем. Весь сонм святых в земле Российской просиявших сегодня радуется и ликует вместе с нами. Благодарю всех, благодарю отца игумена Иоанна, который заботится о храме, и благочинного отца Евгения. Аминь.