Выксунская епархия

Слово в день памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Свято-Троицкий Макарьевский монастырь. 7 августа 2019 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Великий угодник Божий преподобный Макарий Желтоводский, основавший эту древнюю обитель, прославляем ныне не только на Нижегородской и Костромской землях, но  и на всем пространстве исторической Руси как великий чудотворец, целитель недугов, кормчий в плавании по морю житейскому к тихой пристани спасения. И еще Святая Церковь прославляет его в тропаре как духовное солнце всесветлое русской земли. 

Когда перечитываешь  его житие, не перестаешь удивляться: 83 года преподобный провел  в монашеских подвигах. На Афоне я познакомился с монахом, который 60 лет провел в монастыре; был сильно удивлен этому, а тут 83 года... И в преклонные годы перенести столько испытаний!  Подобно апостолу Павлу  в опасностях от разбойников избежать плена, сохранить бывших с ним 400 человек, пройти огромное расстояние по непроходимым местам, чудесно кормиться. Преподобный Макарий основывает несколько монастырей, из которых Макарьевский на Желтых водах и Унженский в Галичской земле – в 86 лет и  90 лет! 

Обратим внимание на начало его жития. В 12 лет он навсегда уходит из дома с твердым решением посвятить свою жизнь Богу в подвигах бдения, поста и молитвы.  Соответственно  возрасту можно, слушая жития святых, мечтать о подвигах, фантазировать, представляя себя одним из древних преподобных. Но на этом, как правило, все и заканчивается. Человек по летам не вступил еще в пору принятия зрелых решений. Вспомним свое детство. То мечтаешь стать летчиком, то подводником, то пулеметчиком и врачом одновременно. В итоге становишься совсем не тем, кем мечтал.  С преподобным было не так. Вслед за принятием решения он одевается в рубище (сильно поношенную одежду нищего или странника) и, скрывая свое происхождение, приходит в Печерский Вознесенский монастырь. Это всего в трех верстах от дома его родителей! И его не могут найти три года! Можно предположить, что его искали во многих местах, возможно и в самых дальних, но он был рядом. Его находит отец, слышит его голос, беседует с ним, радуется,  но не видит любимого сына. «Увидимся с тобой в будущей жизни», – говорит 15-летний отрок. Отец поцеловал только руку сына и возвратился домой. В горе или в радости вернулся к жене отец преподобного?  Думаю, в радости. Не только потому, что нашелся сын, но еще и потому, что он станет монахом, молитвенником за весь их род. В то время семьи были большими, и во многих из них  было правилом, чтобы кто-то из детей уходил в монастырь. Это неудивительно. Грамоте и мудрости учились по псалтири и часослову, читали четьи-минеи (жития святых). Даже семейный быт  старались приспособить, по возможности,  к монашескому уставу. Поэтому мировоззрение и цель жизни в спасении души бессмертной формировались с младенчества. К тому же храм Божий  с его богослужением, чтением слова Божия, Таинствами был средоточием всего, к чему стремилась русская душа. Если выразить двумя словами, то этими словами  будут  красота и Святость. Как храм – средоточие красоты и Святости, так и человек – образ Божий – должен быть средоточием духовной красоты и святости. Вот что значит  выражение Федора Михайловича Достоевского «красота спасет мир». 

Именно Святость была идеалом русского человека, и даже если он жил не свято или даже преступно, этот идеал не стирался с его сознания и сердца.  Вспомним героев романов Достоевского, где он это хорошо показал. 

Сегодня нам навязываются иные идеалы, далекие от Евангелия, от призывов Христа к духовному совершенству. Медийными ресурсами,  разными средствами создается человек потребления. Для этого нужно раскрепостить инстинкты, способствовать стиранию понятия греха и стыда, стиранию граней между добром и злом. Этот дух времени постепенно проникает в современных людей. Как результат, мало кто сегодня скажет, что цель его устремлений – святость жизни. А желание  человека (будь он юный, или пожилой) посвятить жизнь монашескому деланию воспринимается как безумие, ненормальность, оборачивается горем для близких, бедой, от которой надо спасать. 

Конечно, монашество – это не для всех. И явно, что преподобный Макарий – избранник Божий. Но Бог нелицеприятен. Он избирает тех, кто будет иметь решимость идти за Ним до конца. Только тогда Бог дает подвижнику силу. Апостолу Павлу Христос сказал: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Апостол Павел преодолевал свою немощь. Но немощь наша, что это? Это «мы не можем» или «мы не хотим»? Главная наша беда заключается в том, что  мы как раз не преодолеваем свою немощь, потому что не хотим.  Мы себя немощью успокаиваем. Но «Царство Божие силою берется». Человек сможет преодолеть свою немощь, если будет иметь решимость (прп.Серафим), если будет стоять до конца за то, что важнее земных благ, за Царство Божие, за спасение своей души. Поэт Николай Заболотский в 1958 году написал замечательное стихотворение:

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь. 

 

Чтобы не ленилась душа, необходим Страх Божий. Что это такое? Много объяснений можно услышать. Петр Мамонов предлагает размышлять вот над чем: что я буду делать в пятницу, если умру в четверг? я, верующий в вечную жизнь человек?. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 34). А я предстану пред Богом с сердцем обремененным грехами, потому что «некогда было» прийти  на исповедь. Пустым сердцем, потому что нашлось время, чтобы увязло оно в ненужных для Царства Божия сетях интернета, суетных желаниях, на которые потратил жизнь. На это ее хватило...  И что дальше?

Исаак Сирин говорит: «кто не соединится с Богом  здесь, тот не соединится с Ним и там». То есть суть духовной жизни в том, чтобы не терять драгоценного времени, не терять его для Спасения; наша жизнь должна быть Христоцентрична, и тогда мы будем Макариями, то есть блаженными, что и означает его имя. 

Сегодня праздник. Праздник от слова «праздность» (понимаемая как день, свободный от земных трудов).  Это некий пир боголюбивой души, которая вкушает духовные яства, духовные дары для того, чтобы укрепиться в труде для созидания себя как человека Божия. И опять она должна быть внимательна, чтобы эти яства не пронесли мимо ее уст, и она не осталась голодной, но насытилась и прославила Господа!

Аминь. 

 

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Выксунской епархии.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 07/08/2019