Выксунская епархия

Слово в неделю о Страшном суде, 23,02,2014.

Слово в неделю о Страшном суде, 23,02,2014.

Во имя  Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь напоминает нам об очень важном событии, которое совершится в человеческой истории. И каждый из нас – каждый! – будет свидетелем этого великого события.

По традиции,  на западной стене православных храмов изображается картина Страшного Суда. Вот, кстати, в вашем храме она тоже, я вижу, есть. Это очень важно, когда человек выходит из храма, где он помолился о себе, о близких своих, о мире во всем мире, о стране, о воинстве, о властях, исходит из храма в таком благодатном состоянии, духовном, иногда – восторженном, или в  тихой радости, умилении, ощущении чистоты, он видит перед собой  картину Страшного Суда. И это его предостерегает, эти образы, они запечатлеваются в уме, в сердце. Человек понимает, что вот сейчас он выйдет из храма,  выйдет просто в совершенно другую систему координат, в другую стихию, в стихию мира, где такие же, как мы, братья и сестры, которых мы таковыми, конечно, часто и не считаем, но все же они – ближние наши, все потому что от Адама произошли. Они так же, как и мы, заражены страстями. Поэтому очень часто бывает так, что через полчаса после того, как мы исходим из храма, ничего в нас святого не остается. И эти картины должны предстоять перед нашим мысленным взором.

Есть очень хорошие слова, которые Господь изрек, когда Он простил женщину, которую поймали иудеи и хотели побить камнями за грех прелюбодеяния. Так вот жестко было в Ветхом Завете: изменила – все, получи по заслугам, никакого прощения. Таких побивали камнями. А Господь сказал: « Если кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Всех совесть стала укорять и все ушли. У людей еще была совесть. Сейчас бы, наверное, было бы все по-другому.  И когда Он остался один на один с этой падшей женщиной, которая, понятно, уже много раз раскаялась, пока происходили с ней эти ужасные события (она думала, что сейчас простится с жизнью в страшных мучениях), Он спросил у нее: «Никто не осудил тебя?». Она ответила: «Никто Господи!». «И я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». И вот эти слова «иди и впредь не греши», слова Спасителя, они обращены в этом смысле к каждому из нас, потому что все мы блудные дети (неделя о блудном сыне была совсем недавно), и каждый из нас должен, конечно, это осознавать. И беда, если мы этого не осознаем.

Святитель Игнатий об этом говорил, что если человек не почувствовал, что он действительно грешен, если он всем существом это не осознал, если он не печалится о том, что он грешит, если он не борется со своими страстями, значит, ему Христос не нужен. Зачем Христос тому, кто считает себя хорошим, кто сам для себя честен, справедлив? Вот это очень важно нам понять, потому что все мы считаем себя, в общем-то, хорошими. А грехи свои считаем не такими уж и страшными: не убили, не украли, не наблудили, а если что и было, то, вроде как, мы и покаялись.  И, когда мы в таком состоянии пребываем, понятно, что, по большому счету, Христос нам, оказывается, не нужен. Христос нужен только тому, кто сокрушается о грехах, старается с ними бороться. Это, на самом деле, очень просто понять. Когда человек с грехами борется, он понимает, что сам он со своими грехами покончить не может, он не может страсти  победить своими силами. И тогда, действительно, он понимает, что только Господь может помочь. И какая великая милость Божия, когда мы имеем возможность очищаться от своих страстей посредством Таинства Покаяния (Исповеди), посредством соединения с Господом в Таинстве Причащения! Ну и давайте посмотрим, а часто мы это делаем? Многие, я думаю, что не часто. Вот сегодня воскресенье, сколько причащалось человек? Единицы, а должен весь храм причащаться. То есть это показывает нам, что не очень у нас с духовной жизнью все правильно и хорошо. Это что, здесь безгрешные все? Что, мы не нуждаемся в сугубом покаянии все? Все нуждаемся! Всем надо себя исправлять!

Мы грустим и сожалеем от того, что нас мало любят, нас не понимают, у нас проблемы в семье, у нас проблемы на работе, и так далее. Что люди какие-то все стали раздраженные, озлобленные, необязательные, слова не держат… Сколько мы недостатков сейчас перечислить можем? А если вот так зеркало перед собой поставим, посмотрим – собственно, это мы и есть такие. Поэтому вот сколько у нас перед собой духовных задач, и мы должны эти задачи духовные стараться решать! Ведь главное, для чего человек живет на этой земле – посредством покаяния, то есть изменения себя, своей борьбы, которую каждый в своем сердце осуществляет, достигнуть единение со Всесвятым Богом. Путь этот очень непростой. Но он очень важный, потому что если мы здесь с Богом не хотим соединяться, то мы и там с Ним не соединимся.

И каждый приведен будет на Суд, каждый. Неизвестно, доживем ли мы до конца времен, и так вот, как апостол Павел говорит: «Не все мы умрем, но все изменимся». Может, кто-то из нас действительно до этого доживет. Мы же не знаем, когда будет конец. Действительно, может быть, мы все изменимся, и предстанем перед Судом Христовым. И люди в своем сердце уже будут чувствовать то, что их ждет.  Потому и сказано, что на Суде все уста затворятся. Не будем мы придумывать каких-то оправданий, как мы сейчас это делаем: «Я грешу, потому что…» и начинаем сразу оправдываться; или «Так-то оно так, но все-таки…». Или на кого-то, к сожалению, мы свои грехи перекладываем и сваливаем. Там этого не будет, потому что совесть, которую мы сейчас заглушаем и усыпляем, она будет нас укорять.  Голос ее будет очень громким, сильным, и мы никуда не денемся от суда своей совести. И Суд Божий, он только лишь подтвердит то извещение, что мы слышим от своей совести. Потому что совесть – это голос Божий в человеке.

Батюшка сегодня говорил, рассказывал о том, что очень важно, по слову Христа, стараться исполнять заповедь любви к ближнему. Потому что, любя ближнего (а в основе любви всегда жертва, то есть мы должны что-то отдать), мы отдаем, кормим, поим, посещаем в темнице – и так далее, то есть заботимся о ближнем своем, независимо от вероисповедания, независимо от того, как он к нам относится, знаем мы его или не знаем, – и так мы стараемся исполнить Его волю. Потому что христианину должно быть всех жалко. Богу же всех жалко, Он же всех любит! И мы, христиане, должны всех любить, и нам должно быть всех жалко. Если этого нет, значит, надо посмотреть: что-то с нами не то, что-то нам  надо в себе менять. И когда будет наше сердце меняться, к нам ближе будет Бог. Нам будет в этом смысле легче понять Бога. И благодать Божия будет с нами, мы будем чувствовать помощь Божию. Но, в то же время, есть другая сторона. Это все невозможно, если мы Христа не возлюбим всем сердцем. Вот когда человек старается любить Бога, он как бы говорит себе: «Господи, куда Ты меня пошлешь, куда мне пойти? Что мне такое сделать для Тебя?». Господь говорит; «Иди, помогай тем, кто нуждается в твоей помощи. Найди этих людей. Они близко, они рядом. Нужно только пошире раскрыть глаза, посмотреть вокруг». Но у нас, к сожалению, есть проблема. Мы никак с собой не можем разобраться, нам самим тяжело.  Кто бы нам помог, нас полюбил, вот что у нас. Поэтому наше горе нам кажется самым горьким, и мы – самые ужасные страдальцы, хотя это, конечно, все не так. Вот что нам мешает: мешает нам наш эгоизм. 

Итак, если мы постараемся возлюбить всем сердцем Бога, и постараемся деятельно выполнять заповеди Божии, тогда в нашей жизни будет что-то меняться.

 Воспоминание Страшного Суда Божия и  мысли, которые у нас рождаются в связи с ним, должны побудить нас к действию. И это действие навстречу Богу и ближнему нашему очень хорошо совершить именно во время поста. Понятно почему: потому что в это время мы стараемся утеснять себя. Утесняем свое чрево, утесняем свои чувства, за помыслами следим, потому что любой грех начинается отсюда, с помыслов. И в пост это бывает всегда легче. Конечно, враг усиливает свою брань, и мы начинаем бороться с ним по-настоящему. И, в то же время, мы чувствуем помощь Божию.  И вот пост, это как раз такое время, когда мы что-то можем сделать. Потому что в другое время это все сложнее. Так что видите, не просто так перед постом это воспоминание.  Многие святые только поэтому стали святыми, что они каждый день размышляли о том, что они предстанут перед судилищем Христовым. Очень это важно. И, если они об этом как-то забывали, они говорили своим друзьям, кому-то из  из отцов, монахов, которые живут рядом с ними, чтобы они напоминали: «Брат, ты знаешь, что скоро ты преставишься? Что Суд будет Страшный? Помни последний твой день!». Вот так, если они забывали, они подсказывали, чтобы им напоминали об этом. Кто-то держал в своей келье череп, чтобы он напоминал о смерти. У кого-то я видел в кельях большие изображения умершего человека – череп, или умирающего человека, а рядом смерть с косой стоит. И стихи есть такие… Вот на Афоне в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре есть костница. Там монахов хоронят, как обычно, заворачивая в мантию, в могилу, а потом, через три года, выкапывают. Остаются только косточки, и эти косточки помещают в костницу. И там отдельно черепа, отдельно косточки лежат… На входе в костницу есть такое большое изображение: гроб, умерший человек – инок,  второй инок смотрит на него, и написано такое  пространное стихотворение. Если найти это стихотворение, читать его почаще, оно многому может нас научить. Потому что на кажется, эта жизнь, она, конечно, не бесконечна, и мы это вроде как понимаем, но живем так, как будто нам можно вечно здесь жить. Мы еще успеем исправиться, успеем что-то там поменять… Завтра, завтра, завтра… Кто-то из святых говорил, что «завтра» – это бесовский календарь. Если мы говорим «завтра», то мы вообще ничего никогда не сделаем. Надо делать здесь и сейчас. И давайте подумаем про себя – мы откладываем все на завтра даже в житейских делах. И вот, отложенное на завтра, как в том анекдоте про елку, когда жена мужу говорит в майские праздники: «Вынеси елку, вынеси елку»…  «Да что же это такое! Надоела со своей елкой». А уже полгода прошло…  Вот так у нас и бывает. И в духовной жизни точно так же.

Поэтому надо об этом всегда помнить. Нужно больше об этом читать, это советуют нам святые отцы. Нужно размышлять об этом. Ефрем Сирин, учитель покаяния, он проливал слезы, когда вспоминал о страшном Суде Божием. Еще в юности он был вразумлен Богом. Когда Бог ему явился, точнее, услышал он голос Божий, что за все грехи придется дать ответ и в этой жизни, и в будущей, за все бывает воздаяние.

Даже в мелочах у Бога все на строгих весах находится. Нектарий Оптинский рассказывал такой случай: когда он был совсем маленький, чистый, невинный ребенок, в доме, где он жил с мамой, был котенок. Он любовался этим котенком, увидел его глаза, такие красивые, и решил посмотреть, что же там внутри, в глазе. Взял иголочку… Невинно, он не понимал, что доставит страдания существу живому, не хотел специально что-то такое сделать. В этот момент вошла мама, перехватила его руку и сказала: «Что ж ты делаешь! Так вот сам без глаза останешься». Он это запомнил и, уже будучи послушником, живя в скиту Оптиной пустыни, он подошел с иноком к колодцу. Инок стал набирать воду, попил и бросил ковш. Ковш был на цепочке, у него была острая ручка. И ковш этот буквально в сантиметре от его глаза просвистел, он только успел отклониться. Он говорит: немножко бы, и прямо вот этот глаз был бы проткнут острым концом ковша. И он сразу вспомнил тот случай из детства. Он приводил его в пример тем, кто приходил к нему. И говорил: «Старайтесь за самым даже мелким проявлением греха в себе следить и каяться обязательно».

Господь говорит: «Верный в малом и во многом будет верен». Очень хорошие, очень важные слова! Мы же ведь как? «Это малое, что же с этим бороться? Это же пустяк, можно это себе позволить». А если что-то крупное: «Ну, где ж нам с этим бороться? Это такая сильная страсть, я не могу с ней совладать». И вот так мы остаемся не исправленными. Так вот, с малым надо бороться. То, что мы можем сделать, то, что осознаем, что можем. Мы должны поступить по Евангелию. И если в этом малом мы будем верными, Господь нам  даст сил на исполнение чего-то большего. Потому что вся жизнь состоит из каких-то поступков, может быть, незначительных; мы не совершаем каких-то великих подвигов. Мы должны быть просто верными Христу и поступать всегда стараться так, как Он поступал, как Он повелел поступать. 

Так что, храни нас всех, Господь. Нас всех мучают страсти «от юности», как поется в песнопении на полиелее, и страсти нас мучают уже в этой жизни. И не дай Бог, если мы, не борясь с ними, перейдем рубикон этой земной жизни, совершим переход к вечности и почувствуем силу этих страстей. Потому что тело наше сейчас как некий буфер, не дает вполне реализоваться в нас страстному началу. Оно сдерживает как добрые наши проявления, так и злые. Но там тела не будет. И страсти, они будут нас просто жечь, палить. То есть это и сейчас происходит, но там это будет происходить в гораздо большей степени.  Вот это страшно.

В свое время это Мотовилов испытал. Кто-нибудь, может, читал летопись Серафимо-Дивеевского монастыря? Он писал, как он испытывал адские муки: червя неусыпающего, как сажу с него снимали. Это образы, понятно, но он страшно страдал и не выдержал бы, если бы не молитвы преподобного Серафима.

А там будет все гораздо страшнее. И эту реальность никто из нас не избежит. Поэтому не будем надеяться, что мы так вот живем – ну, мы же грешны, мы же немощны, – а там Господь нам все простит. Бог, конечно, очень милостивый, простит. Но что же с этим делать, с тем адским огнем, который каждый из нас в себе зажег? С огнем страстей, который опаляет в нас все доброе, который сердце наше превращает в камень, в лед? Вот об этом надо думать.

И дай Бог, чтобы по молитвам Церкви, дай Бог, чтобы через наш посильный труд вот эта очень важная духовная задача была действительно посильным для нас бременем, чтобы мы постарались очиститься. Потому что Господь хочет от нас, чтобы сердце наше было чистым. Он говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога». Вот что нужно –  очиститься. Чистоты сердечной нужно искать. И просить у Бога прощения. И не брать на себя личины праведника, потому что мы очень грешные. Господи, прости нас за наши грехи и помоги нам исправиться.

Аминь.

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.