Выксунская епархия

Сретение Господне, 15 февраля 2014 года.

Сретение Господне, 15 февраля 2014 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником Сретения Господня!

Сегодня мы вспоминаем великое событие Священной истории, когда Святое Семейство, праведный Иосиф и Матерь Божия, принесли в храм Богомладенца Христа, и когда произошла эта дивная и великая встреча. И даже вот это слово – встреча – не совсем подходит. В проповеди на этот день известный проповедник прошлого века митрополит Вениамин (Федченков) писал, что, слово «встреча» – это земное слово, обыденное. И именно церковнославянское «сретение» больше подходит к этому событию, потому что не просто встречались люди друг с другом, даже хорошие люди, какие-то великие люди. Произошла встреча человека и Бога – вот что произошло в этот удивительный день.

В этот день было много событий необычных. Много было женщин и матерей в это время в Иерусалиме. Но только одна среди них была Дева непорочная, которая являлась Матерью не простого младенца, а Бога Слова Воплощенного, Матерью Богочеловека.

В этот день мы вспоминаем тех, кто встретил это Святое Семейство.  Мы вспоминаем праведного Симеона, пророка, праведника Ветхого Завета, который, по обетованию Божьему, должен был увидеть своими очами Бога и Спасителя всех людей. И, по Преданию, он прожил много лет, прожил триста лет, чтобы увидеть Спасителя, чтобы исполнилось на нем пророческое слово.

Он был одним из семидесяти двух толковников (переводчиков) Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык. Симеон хотел  из пророчества пророка Исайи «се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис., 7:14), стереть слово «Дева» (Альма), и заменить его на слово «женщина», потому что дева родить не может. Но рука его была удержана, и он услышал глас, что сомневаться не нужно, и что он не умрет до тех пор, пока не увидит сбывшимся это слово, так как у Бога бессильным не остается никакое слово, и слово Священного Писания не может быть лживым.

Ну, и конечно, пророчица Анна. Как было прочитано сегодня в Евангелии, она служила Богу постом и молитвой день и ночь, было ей 84 года, и, практически от юности своей, от молодого возраста, после смерти мужа, она пребывала в храме. Она сподобилась благодатного дара пророчества, но, самое главное, Бог сподобил ее узреть Его, узреть Его пришествия в мир.

В лице праведного Симеона мы видим праведность, которая надеется не на себя, а ожидает спасения в Спасителе, в Боге, в отличие от многих и многих книжных ученых людей, в отличие от многих праведников Ветхого Завета, называвшихся фарисеями и  надеявшихся на то, что, благодаря тщательному и точному исполнению Закона Ветхозаветного, они будут спасены, и возносившихся своею праведностью. Вот в чем коренное отличие его от представителей ветхозаветной учености и праведности.

 И еще, конечно, в лице Анны мы видим пример и образец всецелого стремления к Богу, стремления ума и стремления сердца, которое выражалось в том, что она при помощи двух крыл, поста и молитвы, воспаряла горе, день и ночь служа Богу в храме.  

И мы слышали сегодня в Евангелии дивное пророчество праведного Симеона, которое было обращено к Матери Божией, пророчество о Спасителе и пророчество о Ней самой, что  ей «оружие пройдет душу» и сей Младенец, Богочеловек, будет служить на падение и на восстание многих в Израиле. Это происходит от того времени и доныне. Особенно сейчас, в наше время, когда с одной стороны, многие и многие обращаются к Богу, и по прежнему Господь призывает людей ко спасению, привлекая их к себе, вызывая в их сердцах любовь, стремление к Нему; а с другой стороны мы видим страшную ненависть ко всему святому, к Богу, ко Христу, когда происходят бесчеловечные страшные гонения именно на христиан во всех странах мира, и на Ближнем Востоке, и в Африке. И каждые примерно восемь минут кто-то из христиан отдает жизнь за Христа в страшных мучениях. И в Индии, и в Пакистане, и в Сирии, и в Ливане, и в Ираке, и во многих других странах. Да, действительно, Сей лежит на падение и на восстание многих не только в Израиле,  в среде представителей иудейского народа, но и на всей нашей планете Земля.             

О чем говорит нам этот праздник? Этот праздник говорит нам о том, что самая важная, самая радостная, самая жизненно необходимая для нас встреча, награда – это встреча с Господом нашим. И эта встреча обязательно должна состояться. Потому что, по слову святого Исаака Сирина, «кто не соединится с Богом здесь, тот не соединится с ним и там». Первая главная заповедь, которую дал Бог человечеству, это возлюбить Бога всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей душой своей, всей крепостью своею. От этой заповеди естественно проистекают все другие. И вот исполнение этой заповеди должно быть целью нашей жизни. И праведные Симеон, Иосиф и Матерь Божия, они являют нам пример того, как можно и нужно нам достичь этой встречи с Господом. Этой встречи можем мы достичь только через постоянную работу над собой, постоянный труд духовный над своим сердцем. Нам необходимо, во-первых, покаяние. Это очень важно – идти путем покаяния, потому что только стремление к изменению себя поможет нам увидеть, насколько мы немощны. И почувствовать всем сердцем, всем умом, всем естеством своим, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «нужду во Спасителе». Тот, кто переживает и сокрушается о своих грехах, только тот будет иметь нужду во Спасителе, Искупителе, и только тот человек может называться христианином. Только тот человек, который через веру, смирение, покаяние приближается к Христу, может быть назван этим святым великим именем.

Необходима также и молитва. Мы должны подражать в этом  святой праведной Анне. Молитва покаянная: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», пусть будет постоянной нашей заботой, нашим деланием. Она очень важна в деле спасения. Молитва помогает нам хранить память Божию, когда мы во всех делах нашей жизни не забываем о том, что Спаситель взирает на нас.

Ну, и конечно, важен пост как удержание от всякого рода зла. Без этого мы тоже не сможем ни молитву держать в уме и сердце, потому что страсти будут нами овладевать, ни богомыслие никакое невозможно, когда мы рассеиваемся умом и уходим от этого главного делания – предстояния перед Богом. И чувство умиления и благоговения тоже невозможно, если нет в человеке молитвы.

И, конечно, в этот день мы особенно почитаем Матерь Божию. Хотя праздник Господский, но по Уставу он проходит как праздник в честь Божией Матери. И только входной стих, тропарь и кондак, напоминает нам о том, что это праздник Господский. Через Нее, благодаря Ей произошло это великое событие: явление в мир Сына Божия, расставание с эпохой Ветхозаветной и рождение Новозаветной истории.

Дай Бог нам с вами, братья и сестры, исполнить то, что Господь предназначил для нас, исполниться благодати Божией, потому что без нее мертв всякий человек, как говорил преподобный Варнава Гефсиманский. Будем стараться быть верными Господу нашему, несмотря ни на что. Будем стараться не оправдывать себя в наших беззакониях, не лукавить перед Богом и перед собой, честно и прямо следовать пути спасительному, пути, предначертанному нам Господом. И дай Бог, чтобы в этот праздник сердце наше исполнилось радости, потому что для этого праздники и существуют: дарить нам духовную радость. Потому что нет для нас ничего дороже, чем память о святых событиях, связанных с жизнью Божией Матери и Спасителя нашего.

Аминь.

Подготовила Татьяна СнегиреваПри цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.