Выксунская епархия

День Святой Троицы, 8 июня 2014г.

День Святой Троицы, 8 июня 2014г.

Поздравляю всех с праздником этого храма и нашей обители. Напомню, что первое знамение того, что Бог благоволит этому месту, чтобы здесь, на Флорищевой горе подвизались монашествующие, было тогда, когда при постройке деревянного храма три большие птицы сели на крест на куполе храма. Они появились неожиданно и так же быстро взлетели в самую высь в ярком сиянии неземного света. Это духовно укрепило первую братию этой обители и храм был освящен в честь Святой Троицы в 1684 году. Поэтому этот праздник является для нас престольным.

В этот день все верующие вспоминают дивное событие, о котором мы сегодня слышали в апостольском чтении. Святой Дух сошел на апостолов, когда они все пребывали вместе в молитве и единодушии. После этого апостол Петр, исполненный благодати, обратился к окружавшим их иудеям с пламенной проповедью, от которой ко Христу обратилось в первый день три тысячи человек.

С тех пор этот день называется Днем рождения Церкви, потому что, как говорится в прокимне, возглашаемом на каждом полиелейном богослужении, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Церковь Христова распространилась по всему миру. Сейчас  нет ни одной страны, где не было бы православного храма и православной общины. Есть они и в Африке, и в Индии, и в Греции, Америке и Австралии… Везде есть Православная Церковь, которая свидетельствует о Боге, о Христе, о единственном пути спасения.

В России в этот день по традиции храмы украшаются березками, зеленью, цветами и травой. Исторически эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день на аналое.

Также день Пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Эта традиция имеет еще и символический смысл. Она символизирует Жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в Новую Жизнь.

Даже в советское, безбожное время эта традиция сохранилась, хотя потеряла изначальный смысл. Тогда отмечали день березки вместо дня Троицы. В это время заканчивалась посевная страда, механизаторы собирались, веселились. Желание праздника осталось, а духовный смысл его ушел.

И сейчас многие верующие не до конца понимают смысл и значение этого праздника. А смысл его заключается в том, что каждый из нас был крещен, помазан святым миром, и в этих таинствах получил семя благодати Духа Святого. И наша цель – взрастить в своем сердце это благодатное семя. Оно посеяно Христом, но его надо удобрять, чтобы укреплялись корни, чтобы росли ветви, чтобы был не только ствол, но и плоды. Господь ждет от нас этих плодов, которые должны проявляться в чистоте сердца нашего, в мире душевном, в покаянном самовоззрении. Человек, который не плачет о своих грехах, не старается их исправить, не идет путем покаяния, не может веровать во Христа и не может быть христианином, даже если хорошо знает Символ веры и может его истолковать. Только покаяние, только очищение сердца открывает духовное зрение грехов своих и зрение милости, любви и Промысла Божьего. Цель нашей жизни – стяжать благодать Святого Духа, постараться очиститься. Времени для этого немного. Те наши знакомые, которых уже нет, строили какие-то планы, чего-то хотели добиться в этой жизни, и ушли из нее, так и не поняв, для чего они жили. И не успели покаяться. Дай Бог, чтобы нам Господь даровал время на покаяние, даровал возможность стяжать благодать Святого Духа в нашем сердце. Она дарует человеку, в каких бы скорбных обстоятельствах он ни находился, бодрость, радость и надежду. Преподобный Серафим Саровский, прошедший все степени монашеской жизни, и отшельничество, и молчание, был избит разбойниками, получил смертельные раны, но выжил. Его хранил Промысел Божий. Терпя страшную боль от сокрушенного тела, он имел радостный и бодрый дух, и каждого встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе». Это были не просто слова рядового приветствия, это было извещение его сердца. Поэтому будем просить Бога, коленопреклоненно будем просить, чтобы Господь даровал нам свою благодать, чтобы дал на возможность любить его всем сердцем и никогда от Него не отрекаться, как часто мы отрекаемся от Бога своими грехами. И не напрасно именно в этот день, когда мы чтим Святую Троицу и чтим Святого Духа, мы коленопреклоненно молимся. Тем самым мы видимо выражаем наше смирение перед Богом. Мы умаляемся перед Ним, а это очень важно для стяжания благодати Святого Духа. Пока человек не смириться, он не сможет стяжать Божественную благодать. Вот почему именно в этот день мы молимся на коленях и просим у Господа Его милости и неисчислимых даров. «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Пресс-служба Выксунской епархии. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.