Выксунская епархия

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, 19 сентября 2014г.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, 19 сентября 2014г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные Отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех прихожан этого храма с праздником!  Архангел Михаил сегодня вместе с нами радуется, потому что сказано в Священном Писании, что радость бывает о грешнике кающемся. Сегодня  многие люди каялись, исповедовались, причащались. И весь наш путь, собственно говоря, - путь покаяния, поэтому сегодня радуется не только Архистратиг Михаил, но все Ангелы, Архангелы, небесные силы бесплотные, о которых мы сегодня читали и пели им тропарь,  радуются вместе с нами и непрестанно воспевают хвалу Богу, и также радуются, что мы, хоть и не непрестанно, но сегодня и в другие дни собираемся вместе, чтобы почтить память святых.

Священник на проповеди рассказал об одном предании. Интересный образ – Архангел Михаил опускает крыло в гееннское озеро, и по нему, освобождаясь от огненного плена, поднимаются грешники. Образ этот очень сильный,запоминающийся. Но только вот что хотелось бы отметить.  Мы не должны обольщаться слишком. Почитать-то почитай, но греха не допускай. Почитать-то почитай, но заповеди Божии соблюдай, иначе из этого озера и не вылезешь, хоть крыло подставляй, хоть два, правильно? Потому что страсть, она, к сожалению, может так возобладать над человеком, что он, может быть, и рад бы вылезти из этого озера, а в то же время и не может из него выйти. Страсти сковали по рукам и ногам.  Что такое гееннское озеро или геенна огненная? Это не столько место какое-то, сколько состояние души. И если человек не борется со страстями своими, с грехами своими, то неизбежно перед лицом открывшейся перед ним новой реальности – реальности вечной жизни, когда она откроется нам  "лицом к лицу", и он познает насколько благ Господь, насколько радостно зреть красоту лица Его неизреченную, насколько радостное чувство охватит все его естество – быть с Ним. Человек может испытать  полноту блага, счастья, радости, мира, того, что мы только отчасти немного испытываем здесь, на Земле. Но если сильнее страсть будет в человеке, если он страсть полюбил больше чем Бога-он откажется от Бога, представляете?, Вот что страшнее всего… Потому что страсть соединяет нас с демонами, с мучителями, с бесами.

И поэтому в праздник в честь Архангела Михаила с прочими бесплотными ангелами нужно всегда помнить о том, что мы – люди, мы не ангелы, но в то же время все же не демоны. Человек, он между этих двух миров, между геенной и небом. Не тем поднебесьем, где бесы витают, а небом духовным, где Христос сидит одесную Бога.  И человек постоянно балансирует между этих двух миров.  как говорил Иоанн Кронштадский, - "Один и тот же я, целомудренный и блудный, жадный и щедрый, гневливый и кроткий»… Все в человеке вмещается! «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил», - говорил один из героев романа «Братья Карамазовы». И вот, наша задача, задача этой нашей очень короткой земной жизни, чтобы умалился в нас грех. Чтобы расширилось наше сердце в любви к Богу, к людям, чтобы смогли мы победить свои страсти, или, по крайней мере, чтобы неуклонно старались их побеждать. Потому что победа – от Бога, не от нас. От нас нужно произволение.

Паисий Афонский говорил, что наши труды все - ноль! Но Бог, если мы стараемся, к нашему нолику прибавляет единичку. И тогда мы преуспеваем. А за что Господь эту единичку прибавляет? За смирение.  Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. А как можно смириться? Если мы заповеди тщательно начнем исполнять, сможем смириться, потому что увидим, как трудно их исполнять. Если мы тщательно будем следить за своими мыслями, чувствами. И не будем мириться с тем, что приятно для нас, но грешно, а будем отвергать это от себя, - поймем, как это трудно.  И будем постоянно взывать к Богу о помощи. Вот тут и начнем смиряться. Нам  некогда будет кого-то осуждать, на кого-то раздражаться и гневаться… Но, к сожалению, не такое у нас состояние, так ведь?

Временами мы радуемся, когда Господь сподобляет нас Своих благодательных даров, когда, помолившись, выходим мы из храма. Но бывает, что тут же, через минуту, кричим и гневаемся, тут же осуждаем, как и не было ничего, про все забыли. Настолько тверда почва нашего сердца, что никак не вырастает добрый плод. Почву нашего сердца – каменную, плотяную – нужно сделать духовной. Размягчить ее надо любовью к Богу. Размягчить делами милосердия, которые очищают сердце, которые помогают понять, что ближний, то есть любой человек, встречающийся на нашем жизненном пути, – наш брат. В нем – Христос, потому что непреложно Евангельское слово, а Господь говорит в Евангелии от Матфея, как будет судить. Суд будет по Евангелию. «Дали кому-то из ближних своих, значит, Мне дали. Накормили, напоили, в темнице посетили, странника приютили… А если не сделали кому-то из людей (неважно, кому), значит, не сделали Мне». И еще Господь говорит: «Брат Мой, сестра Моя, матерь Моя – тот, кто исполняет Мои заповеди».

Об этом мы должны постоянно помнить. Тогда действительно, если мы будем стараться этим путем идти, то постепенно, не сразу – добродетель не груша, ее вдруг не съешь, как говорил преподобный Серафим Саровский – потихоньку мы будем исходить от силы в силу, потому что Господь будет давать нам свою благодать, и мы сможем преуспеть. Причем смиренный человек, он не будет возноситься, если он сумел победить какую-то страсть, и она от него отходит, если он сумел преодолеть какую-то ненависть и злобу в себе по отношению к другому  человеку. Он будет видеть, что он еще недостаточно еще сделал, недостаточно полюбил Бога, недостаточно полюбил другого человека; что он – недостаточно усерден и внимателен, что он ленив, и так далее. Он будет видеть в себе недостатки. Когда к Макарию Великому, а его называли земным Богом, явился ангел и предостерегал его, чтобы он не возносился чрезвычайностью благодатных даров, которые были даны ему, он заплакал. Он сказал: «Чем мне превозноситься, если сердце мое подобно нечистой блуднице, которая питается смрадом нечистых помыслов, которые приносят демоны?». Это сказал человек, которого называли земным Богом! Видите, как он внимательно следил за своим сердцем? Потому что сердце непрестанно источает грех! И наша задача, наш выбор: или мы будем мириться с этим, или – отсекать от себя. "Грех сладок, а человек падок". Человек должен стараться.  Должен просить у Бога, чтобы сладость греха отнялась , а чувствовал бы он горечь или приторность, чтобы он от этого отстал. В сладости есть горечь, кстати, и всегда после греха послевкусие есть, знаете, да? Послевкусие, значит, скорби душевные и физические страдания.

Бывает, что всю жизнь страдаем от того, что когда-то согрешили: обман, лукавство, невозвращение долгов, невыполнение обещаний, жизнь в блуде, или изменяли в браке, развелись по три раза, дети непонятно чьи, и человек страдает. Там недолюбил, там перелюбил, и так далее. Или он праздники привык отмечать. То у него день шофера, то день рождения собаки,  то тетя в пятый раз померла, то еще что-нибудь, и незаметно он становится алкоголиком. И ему страдания, и другим. Вот, собственно, что происходит. Грех, порок всегда ведут к страданиям. А мы еще говорим, что несем тяжкий крест. Так кто же этот крест сделал? Ты сам его определил! Сам сделал его таким тяжелым, что и нести не можешь. Главное, еще вопрос, а спасителен ли этот крест для тебя, или нет?

Поэтому будем просить у Бога, у Матери Божией, у Ангелов и Архангелов, которые отличаются от нас тем, что они непрестанно служат Богу, что они устояли когда-то в добре (одна треть отпала, а остальные устояли) и теперь неуклонно следуют добру, служат Богу, людям служат. Они неизменны в своей  решимости творить добро. А нам нужно стараться и просить, чтобы их свойства стали нашими. Чтобы святость, свет, доброта -стали свойствами наших благочестивых душ. Аминь.

Еще раз поздравляю всех с праздником!

Подготовила Татьяна Снегирева. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.