banner-h3-1

Епархия сегодня

Образована решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) путем выделения из состава Нижегородской епархии. Включена в состав Нижегородской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Выксунский и Павловский.
banner-h3-2
banner-h3-3
banner-h3-4
previous arrow
next arrow

Сохранение памяти. Галерея портретов «Возвращенные имена. Лица как лики»

Сохранение памяти. Галерея портретов «Возвращенные имена. Лица как лики»

  • 26 марта 2024

Священнослужители Сосновской земли, пострадавшие в годы сталинских репрессий на Церковь

В воскресной школе при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса в Сосновском действует уникальный проект. Педагоги школы совместно с художником-портретистом создали галерею из живописных полотен с изображением священнослужителей, пострадавших в годы сталинских репрессий на Церковь. Пока их восемь.

Забытая история

 С портретов на нас смотрят светлые лица сельских батюшек, которые в годину испытаний не дрогнули перед лицом смерти, не отказались от Христа и родной веры. Эти мученики за имя Христа жили на сосновской земле, служили в наших храмах. У некоторых из них есть потомки, которые и предоставили нам их прижизненные фотографии.

Краеведческий проект мы назвали «Возвращенные имена. Лица как лики».  Он позволил возвратить к жизни давно забытые имена людей, служивших у Престола Божия на нашей малой родине. В ходе работы выяснилось, что большинство наших современников пребывают в неведении. Многие из них не только имена репрессированных священников не знают, но даже наименованием храма, когда-то украшавшего их родное село, никогда не интересовались.  Для большинства жителей района, и в том числе для учителей, эта горькая страница в истории сосновской земли стала ошеломляющим открытием. Люди редко задумывались, что сталинские репрессии могли коснулись и нас, жителей небольшого района, что в предвоенные годы большинство церковнослужителей были арестованы и расстреляны. Наш проект позволил рассказать землякам об этом.

Первой площадкой для выставки картин стала воскресная школа. Это позволило рассказать нашим ученикам о каждом священнике, об их семьях, об утраченных храмах. Каждый раз это были волнующие истории, которые задевали детские души, порождали размышления и вопросы.

Далее экспозиция на несколько месяцев отправились в районный краеведческий музей. За это время сотни жителей и гостей Сосновского района познакомились с выставкой, которая вызвала много рассуждений, вопросов, мнений и заставила по-иному взглянуть на историю не только нашего округа, но и всей страны. Некоторые люди были в недоумении и не могли поверить в страшные факты. Глядя на красивые и спокойные лица священников на парадных портретах трудно думать о том, что через несколько лет они будут расстреляны, умрут от голода, болезней, невыносимого труда в тюрьмах ГУЛАГа.

На территории Сосновского района до 30 годов XX века действовало 25 храмов. Все они были либо уничтожены совсем, либо осквернены и обустроены под объекты народного хозяйства. Священники были изгнаны не только из храмов, но и из собственных домов. Они прошли через унижения, аресты, допросы.

Художнику Дмитрию Карпочеву удалось передать внутреннюю красоту этих людей, показать, что каждый священник – это яркая и удивительная личность. Перед нами примеры настоящих сынов Отечества, несгибаемых и крепких. Это не просто жертвы политических репрессий, а герои духа.

Герои духа

Сейчас для нас важно не проходить мимо этих людей, но многие из нас до сих пор так ничего и не поняли про этих мучеников за имя Христа

В нашей нижегородской глубинке еще живут люди, которые помнят тот страшный ночной стук в дверь, разделивший жизнь на «до» и «после». Тогда они были маленькими детьми, но многие-многие годы в них жил страх перед человеком в милицейской форме. При общении с детьми тех, кто в 1937 году ушёл из дома навсегда, можно заметить, как они благородны и добры к людям.

В воскресной школе мы видим свою задачу в том, чтобы воспитать в наших детях уважительное отношение к истории, какой бы она не была. С репрессиями, беззаконием, несправедливостью.

Духовное краеведение захватило и нас, и наших учеников. На уроки ребята стали приводить своих родителей, старшее поколение семьи. На занятиях ученики узнавали о том, что сельские священники были людьми разносторонними, трудолюбивыми и интеллигентными. Они понимали ценность образования, русской культуры и литературы, тянулись к знаниям, подавали пастве личный пример благочестия.

Вот лишь несколько ярких лоскутков из полотна их жизней.

  • Протоиерей Михаил Павлович Грудцын родился в небольшом селе Колпенское (ныне урочище Колпенки), но окончил четыре учебных заведения, в том числе Казанскую духовную академию. Батюшка знал немецкий, греческий, латинский языки. Помимо пастырского служения, он заведовал библиотекой в Павлове, был увлеченным краеведом, писал книгу об истории города и Павловского района. Завершить этот труд ему не дал арест и последующая ссылка в Среднюю Азию. Здесь, на станции Сыр-Дарья Ташкентской железной дороги, 20 августа 1943 года и завершились его земные дни.
  • Когда сотрудники НКВД пришли в дом к священнику Василию Порфирьевичу Успенскому, то были поражены богатой библиотекой. Во время конфискации имущества забрали всё, вывезли три повозки книг. Отец Василий особенно любил историческую литературу, книги о русской словесности. Потомки священника помнят горестный эпизод: милиционеры сорвали со спящего младенца лоскутное одеяльце. Этой девочке, навсегда оставшейся в ту страшную ночь без отца, Господь даровал долгую жизнь. Анну Васильевну Успенскую (Смекалову) я еще застала в живых.  Отца Василия Успенского расстреляли 2 января 1938 года, в Горьком.
  • Иерей Алексей Геннадьевич Альбицкий учительствовал и в земские школы добирался пешком. Каждый день, в любую погоду, он проходил пешком многие километры, чтобы нести деревенским ребятишкам знания. 20 апреля 1942 года священник Алексий Альбицкий умер в Онежском исправительно-трудовом лагере НКВД.
  • Священник Михаил Иванович Покровский, живя в сельской местности, не гнушался крестьянского труда: сам пахал, косил, сеял, боронил, ухаживал за садом, увлеченно занимался пчеловодством.  26 декабря 1937 года иерей Михаил Покровский расстрелян в Горьком.
  • У священника Иоанна Яковлевича Гортинского было шестеро детей, один из них – Иаков – причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Иоанн умер от голода и болезней в одном из лагерей Гулага 22 декабря 1941 года.
  • Протоиерей Леонид Васильевич Архангельский сменил несколько мест служения, потому что был гоним советской властью. В самый разгар сталинских гонений он служил в Засережье, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь его арестовали. Земная жизнь священника закончилась в Средней Азии, 19 июня 1938 года. Узнать дату смерти помог случай, у нас в руках оказалась часть переписки отца Михаила Грудцына с семьей. Оказалось, что они жили в одном бараке.
  • Иерей Димитрий Павлович Шевлягин был настоятелей Спасского храма в Сосновском. В его семье очень любили музыку. Звуки музыкальных инструментов были слышны из открытых окон их гостеприимного дома. Интеллигентные, одаренные, культурные люди. Такими запомнили жители Сосновского своего священника. Отца Димитрия Шевлягина расстреляли 8 сентября 1937 года. Его родной брат священник Алексий Шевлягин тоже служил на сосновской земле. Он умер в тюремном вагоне, по пути к месту каторги.

Портретная галерея

Создание портретной галереи – это середина пути. А в начале была серьезная краеведческая работа: запросы в архивы и ЗАГСы, встречи с местными жителями, розыск родственников, переписка с ними. Некоторые откликались на наше приглашение и приезжали за сотни километров из Омска, Североморска, Донецка и других городов. Потомки приезжали, чтобы побывать на месте служения их прародителей и соприкоснуться с памятью. Память эта словно оживала, когда они узнавали об их священническом роде, о духовном подвиге их прадедов. Так, в наших руках оказывались старинные семейные фотографии, сделанные на рубеже 19-20 веков.  С этих удивительных снимков на нас смотрели красивые одухотворенные лица. Души этих людей еще не изранены клеветой и унижениями.  Фотографии словно возвращали нас в былую эпоху, где был родительский дом, учеба в семинарии, служение у Престола Божия и тихое семейное счастье.

Про каждого из этих церковнослужителей был опубликован краеведческий материал в районной газете «Сосновский вестник», и на сайте Выксунской епархии. Тысячи людей прочитали эти публикации, были отклики в Интернете. Собственно, всемирная паутина, которую сейчас принято ругать, и помогла отыскать потомков. Люди натыкались на материалы, писали, звонили в редакцию и выходили на нас. Так мы знакомились с потомками, которые с воодушевлением и сердечным трепетом воспринимали всё, что происходило и впоследствии помогли нам создать портретную галерею. Поддержали и морально, и материально, оплатив работу художника и услуги багетной мастерской.

Что заставило нас окунуться в эту работу? Пусть пафосно прозвучит, но это стремление донести подлинную историю страшного периода в жизни страны и рассказать о том, что тогда, во времена доносов и расстрелов по приговору «тройки», были верующие люди, которые оставались людьми. Их надо знать в лицо, и мы задумались о портретах.

Давайте всмотримся в эти лица и вслушаемся в их жизнеописание, которые больше похожи на жития. Всмотримся и вслушаемся, никуда не спеша, не заглядывая каждую минуту в свои айфоны, боясь упустить что-то важное. Важное – это они и их судьбы, их мужество и любовь к Богу и Церкви, стойкость в вере. Эти люди с их высокими нравственными идеалами и духовным стержнем сыграли главную роль в истории Русской Церкви в XX веке. И мы не должны это забыть.

Будем помнить, что история — упрямая вещь и если мы не усвоим ее уроков, то нам придется повторить забытое, но уже на собственном опыте.

Марина Бригатова
Фото Натальи Гордовой